Это было недавно, это было давно. Конспекты занятий из опыта работы

Разделы: Работа с дошкольниками


"Города и годы"

Программное содержание: Учить детей представлять события в последовательности их развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями. Проявлять способность “войти” в изображаемые события – словесно выражать состояние героя.

Материал и пособия к занятию: семейный фотоальбом; рисунки из истории развития города; две иллюстрации с изображением современного города: спальный и заводской район.

Структура и методические приемы:

1. Беседа – рассуждение. “О чем может рассказать фотоальбом незнакомого нам человека?”. (Фотоальбом может рассказать о жизни человека от рождения до старческих лет).
Ее Величество История со своими помощниками: ветром, облаками, звездами и солнцем оставили нам интересные фотографии (история развития города), они попросили составить альбом.

2. Составление исторической цепочки развития города.

а) Деревня (Дети придумывают название деревни). Для чего нужны названия? Что произойдет, если исчезнут названия городов и деревень.
б) Крепость (как называется забор – (частокол), для чего был нужен).
в) Базар – ярмарка.
г) Деревянная церковь.
д) Гужевой транспорт. Далее каменные постройки.

Последняя страница альбома – иллюстрации с изображением вида современного города.

3. Игровое упражнение “Хорошо – плохо”. Древне–русский город – современный город.

4. Проблемная ситуация. В каком районе вы хотели бы жить? (Иллюстрации спального и заводского районов города). Задание: встаньте у той иллюстрации, где бы вы захотели жить. Обсуждается вопрос “для чего нужны заводы?”, как сделать безопасными выбросы.

5. Проблемная ситуация. Необходимость сохранения старых построек в городах.

“Сказочные дворцы и терема”

Примерное содержание: Познакомить детей с элементами быта наших предков. Углубить знания детей о конструкции русской избы: наличники, ставни, козырек, подкрылки, красное крыльцо. Видеть разницу между простой избой и сказочным теремом. Познакомить с понятиям – мастер по дереву – зодчий. Мастерство – зодчество.

Материал и пособия к занятию: кукла Петушок; ширма; камень; кусок дерева; деревянный конструктор; иллюстрации деревянной избы и дворца.

Структура и методические приемы:

1. Игровая ситуация. Из–за ширмы доносится крик Петушка. Дети выясняют, что Петушок строит деревянный дом. Дети предлагают другие материалы: камень, кирпич. Петушок отказывается, говорит, что хочет быть мудрым, как наши предки. Они говорили: “Строить дом не для лета, а для зимы”. Петушок дает камень и кусок дерева. Определи, что теплее? Показ иллюстраций с изображением каменного и деревянного домов. В каком доме теплее в холодные дни? Прохладнее в летний, жаркий день? Материалы положить на батарею, определи на ощупь, что стало горячее? Про дом говорили, что его рубили, почему? Строили сообща “Чем больше рук, тем легче труд”. Дети помогают Петушку достроить дом.

2. Рассматривание иллюстраций деревянного дома (избы). Окна – глаза дома. Их украшали наличниками. Иные делали ставни. Узор вырезали из дерева. Над окнами крепились козырьки – наличники. Для чего? На что похожа крыша? Покажите руками крышу (крылья). Украшение для крыши - подкрылки. Наверху крыши ставили деревянного петуха или голову коня (конь – устремление, петух – вечность). Крыльцо – “распахнутые руки дома”. Оно связывает избу с улицей, соседями. Украшения: витые столбы, резные перила. Дома располагались всегда “лицом” к дороге.

3. Решение проблемных ситуаций. В какое из зданий вы поселили бы князя? (Показ 2-х иллюстраций, простого дома и большого терема). Кто жил в простом доме? Как называется жилье простого человека (дом, изба), княжеского дома (дворец, терем, хоромы). Зачем такой большой дом князю? (содержание прислуги, охрана). Обращаем внимание на высокое крыльцо в княжеском дворце. Его называют красным. Почему? (Главное, выходя на крыльцо князь отдавал приказы). Не каждый мог создавать такую сказочную красоту, а только настоящие мастера – зодчие. Что называют деревянным зодчеством?

“Градостроительство. Кремль. Каменная архитектура”

Примерное содержание: Познакомить детей с сердцем нашей Родины - Кремлем, его назначением, историей, познакомить с каменной архитектурой, развивать навыки конструирования домов, познакомить с различным строительным материалом. Развивать интерес к истории.

Материалы и пособия к занятию: иллюстрации с изображением леса, гор, Кремлей и городов Пскова, Москвы, Тулы; макет деревянного Кремля – крепости. Иллюстрации с изображением каменной архитектуры.

Структура и методические приемы:

1. Проблемная ситуация: если бы вы жили в то далекое время, когда не было кирпича, больших плит, из чего бы вы построили себе дом? (Иллюстрации леса, гор).

Дерево – наиболее удобный строительный материал в то время (иллюстрация предполагаемого деревянного дома).

Что получится, если построить много домов?

Как защитить дома от врагов?

Вокруг города (города были не такие большие, как сейчас) строили высокие стены – крепости. По - другому крепость называли кремлем.

Предлагаются иллюстрации с изображением кремлей городов Москвы, Тулы, Пскова.

2. Работа с макетом. Рассматривание и обсуждение предназначения башен, ворот. Напоминаем, что примерно такие крепости строились во времена частых набегов монголо – татар. В один из набегов ордынцы сожгли крепость – Кремль (показ на макете с участием детей). Собрался народ и построили новые высокие дубовые стены кремля. Летом стояла необычайная жара. И в одной из церквей случился пожар. Что могло дальше произойти? Ветер быстро разнес пламя. Через два часа Москвы не стало. – Что же делать? Как отстраивать Москву? – Как бы вы поступили? Не умерла Москва. Возвели кремлевские стены из белого камня (иллюстрация). Почему стали строить из камня, а не из дерева? Шли годы, люди научились делать кирпичи. Что же дальше? Дети дополняют. Московский кремль стал красным – красивым. Так что не зря говорят: “Не сразу Москва строилась”.

3. Беседа – рассуждение. С тех времен в городах преобладали каменные постройки, то есть каменная архитектура (иллюстрация). Что такое архитектура? Кого называли архитектором? Баженов, Старов – знаменитые архитекторы по камню.

4. Д/и “Парные картинки” (детям предлагаются иллюстрации с изображением зданий, внутри и снаружи: крестьянский дом, царские палаты…).

“Татищев. Ставрополь – на – Волге. Тольятти”

Примерное содержание: Дать детям знания о родном городе: первые жители, основоположник, первоначальное название, в честь кого переименован. Развивать у детей интерес к истории родного края. Расширять знания детей о достопримечательностях города Тольятти. Воспитывать у детей гордость за свой город, желание участвовать в его преобразовании.

Материал и пособия к занятию: фотографии с изображением калмыков – кочевников, лагеря калмыков, жилья; карта или глобус; портрет Татищева; герб Ставрополя; герб Тольятти; схема крепости Ставрополя; фотографии с изображением старого Ставрополя и фотографии нового города Тольятти.

Структура и методические приемы:

1. Сюрпризный момент. Герой телепередачи Лаврушка просит детей остаться у них на занятии. Предлагает стихотворение, написанное на большом листе бумаги:

Город наш над русскою рекою
Ты растешь и облик твой любя,
Мы гордимся,…………, тобою,
Мы слагаем песни про тебя.

Имя какого города можно вставить в пустую клеточку? В стихотворении не сказано на берегу какой реки растет город? Почему сказано растет, а не стоит? Всегда ли наш город назывался -Тольятти?

2. Беседа - рассуждение. Детям предлагается перенестись в прошлое. В то время жили разные народы. Одни жили в городах, другие в деревнях, а третьи – кочевали (переезжали с места на место) этот народ – калмыки (фото), (показать жилье – юрты (фото), лагерь (фото)). Постепенно кочующие племена уходили на юг (карта). Хорошо или плохо для страны, когда мирный народ уходил из нее? Что могло сделать правительство? (Старалось удержать). Выбирали место, где калмыков приучали к поселению дворами, заниматься земледелием (показать на карте, где выбрали место для строительства города). На берегу Волги, напротив Жигулевских гор, где много лугов и лесов. Стройкой руководил Василий Николаевич Татищев (портрет). Красивое название было у молодого города Ставрополь, что означает “Город Святого креста” (карта крепости), утвердили и герб (иллюстрация).

Переименование города. Шли годы, город строился, хорошел. В то время в нашу страну приезжали гости из других стран отдыхать, лечиться. В одном из санаториев, находясь на лечении, умер итальянский коммунист Пальмиро Тольятти. Какие чувства могли испытывать его друзья, люди нашей страны? Народ захотел увековечить его имя. И горожане предложили дать нашему городу имя Тольятти (показ нового герба). С новым именем город развивался по–новому: строились новые заводы, театры, парки, новый район Автозаводский.

- Какие районы находятся в городе Тольятти? В каком районе живем мы? Почему он называется Автозаводским? По фотографиям дети узнают Дворец спорта, театры...В стихотворении говорится: “Мы гордимся тобою Тольятти”. Чем нам, горожанам, можно гордиться? Если бы вы, дети, были поэтами и композиторами, о чем пелось бы в ваших песнях и стихах о городе? У нас у каждого есть лицо, а есть ли лицо у города?

3. Творческая деятельность. Рисование портрета города.

“Из истории развития русского костюма”

Примерное содержание: Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом. Помочь запомнить элементы костюма. Учить видеть ошибки свои и других детей, уметь доказывать свою точку зрения. Воспитывать у детей интерес к истории развития костюма, к традициям народов населяющих Россию.

Материал и пособия к занятию: элементы русского народного костюма, элементы растительного и геометрического орнамента.

Структура и методические приемы:

1. Задача - загадка. На полу бумажные следы, ведущие к сундуку. Дети узнают, что это следы лаптей. Лапти - обувь из прошлого.

2. Дидактическая игра “Подбери к лаптям соответствующую одежду” (каждому ребёнку раздаются рисунок с изображением лаптей и набор картинок с изображением одежды: старинной или современной, мужской или женской). Усложнение: одежда по сезону. Получился русский народный костюм. Дети называют элементы русского народного костюма. Послушайте, чем отличается женский костюм от костюма незамужней девушки. Женщина всегда выходила из дома с покрытой головой (высказывание – опростоволосилась).

3. Дидактическое упражнение “Найди ошибки в рассказе” (хлопки в ладоши или топанье ногами). Жила – была девочка Маша. Собралась она на Новогодний праздник. Решила Маша нарядиться в русский народный костюм. Надела она сорочку, примерила красивое платьице. Из обуви Маше понравились изящные босоножки. На голову девочка надела жёлтый берет. Маша подошла к зеркалу. - Увидела она себя в русском народном костюме? (рассуждения детей).

4. Творческое задание. - Как вы понимаете выражение “По одёжке встречают…” - Для чего нужна одежда? “Укрась свой костюм “(дети используют элементы растительного и геометрического орнамента). Одежда должна не только согревать тело, но и радовать душу.

“Предметы старины глубокой”

Примерное содержание: Дать представление о предметах старины. Учить отличать их от современных по внешнему виду и названию, познакомить с назначением. Воспитывать умение беречь и любить своё прошлое.

Материал и пособия к занятию: картины с изображением предметов: старинный самовар, сушки, ковш “утица”, электрочайник, конфетница, чашки, скатерти.

Предметы: деревянные вёдра, коромысло, деревянные ложки, прялка, веретено, чугунки, ухват.

Структура и методические приемы:

1. Поисковое задание. Среди множества картин детям предлагается выбрать натюрморт. Предложить составить натюрморт из современных предметов (воспитатель составляет из старинных). Сравнить.

2. Игра – путешествие с беседой рассуждением. Дети входят в музей – “Русская изба”. Воспитатель помещает в музее натюрморт из современных предметов. – Можно их здесь оставить? Почему? Дети подходят к печи. Для чего она нужна? (Рассуждения детей). С помощью ухвата в печь ставили чугунки (показ). Что готовили в печи? И собиралась за длинным столом, сидя на лавках, вся семья. Ребятишкам - маленькие деревянные ложки, хозяевам – большие половники (сравнение деревянных ложек с современными). Сытые малыши бежали на улицу играть, а те, что постарше шли за водой с деревянными вёдрами и коромыслом (показ). Хозяйка брала прялку и веретено, чтобы напрясть пряжи для носочков и рукавичек (показ). Прялку очень берегли, на Руси было заведено передавать её по наследству. Про кого говорят “крутишься как веретено”? Дети подходят к сундуку. – Как называется этот предмет? Для чего он нужен? Чем заменён сундук в современной квартире? Где удобнее хранить вещи? Почему?

3. Дидактическая игра “Назови сказки, где встречаются прялка, веретено, деревянные вёдра, коромысло, сундук, печка”.

“Народная игрушка сквозь века”

Примерное содержание: Познакомить детей с народной игрушкой из глины и дерева. Помочь детям увидеть, как игрушки отображают жизнь людей. Расширять знания о народных промыслах.

Материал и пособия к занятию: зеркало, деревянные и глиняные игрушки.

Структура и методические приемы:

1. Игра-путешествие с любованием народной игрушкой и беседой – рассуждением. Детям предлагают посмотреть в зеркало. Кого вы видите (себя, друг друга, воспитателя). А про игрушки говорят, что они зеркало жизни. На одном столе выставлены глиняные игрушки (вятские, дымковские) (рассматривание).

Из какого материала они сделаны? Давно ли появились эти игрушки? Послушайте легенду.

Однажды к городу Вятке подошли враги. Вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор отмечают вятичи праздник – свистунью. И не один праздник не обходится без ярких глиняных игрушек.

Детям предлагают рассмотреть деревянные игрушки. Из какого материала их делали, каким инструментом пользовались для их изготовления? (Нож, топор, долото). На Руси ни одна ярмарка не обходилась без дрессированного медведя. Именно отсюда образ медведя попал в игрушку. А кого ещё изображают деревянные игрушки?

2. Любование и рассказ воспитателя. “Как радуги – брови, губы – маки, пунцовый наряд и румянцем, свежее моркови, глянцевитые щёки горят”. Про кого эта загадка? Откуда пришла к нам матрёшка? (Рассказ воспитателя об истории японской игрушки). Эти народные игрушки любимы и в наше время.

- Из чего у нас игрушки – куклы, мишки и хлопушки?

- Из таланта и уменья, из народного творенья.
Т. Курбатова

“Эпос Древней Руси”

Примерное содержание: Продолжать воспитывать интерес к народной культуре. Показать значимость устного народного творчества.

Материал и пособия к занятию: клубочек или яблоко; тарелка, разделенная на сектора, где изображены: мать у колыбельки, праздник - капустник, играющие дети в летнее время, медведь в берлоге, встреча весны.

Структура и методические приемы:

1. Игра – путешествие с инсценированием и дидактическим заданием. Вносится “волшебная тарелочка с яблочком”. Катится яблочко по тарелочке, где остановится, та картинка оживает:

“Мать у колыбельки” - дети вместе с воспитателем инсценируют колыбельную – оберег;
“Дети в хороводе – сиди, сиди Яша” - вспомнить, как дети помогали родителям дома и в огороде;
“Не топор кормит мужика, а летняя работа”, “Плясала бы баба, да лето настало” - вспомнить пословицы о труде;
“Девушки рубят капусту” - капустник итог летней работы, на празднике пели песни, частушки;
“Медведь в берлоге” - дидактическое упражнение “Скажи о животном, не называя его” (косолапый, Потапыч, хозяин, дедко), медведя называли прародителем, считалось, что в тот день, когда медведь переворачивался в берлоге с бока на бок – наступают святые вечера – святки. На святках устраивали пляски, игрища, развлечения;
“Встреча весны” (чтение закличек). Какие надежды связывались с весной? Приметы: Много снега – много хлеба. Весенний день - год кормит. Какие произведения и традиции дошли до наших дней?