Лексика. Тематические группы слов, называющие реалии Кольского Севера. Море

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  1. Обогащение словарного запаса через введение в языковое сознание учащихся языковых словарных объединений (тематических групп).
  2. Формирование у учащихся умения свободного владения тематическими группами слов при построении собственного высказывания.
  3. Воспитание уважительного отношения к людям тяжелого морского труда.

Оборудование:

  1. С.И. Ожегов. Словарь русского языка.
  2. Сборники стихотворений мурманских поэтов.

Ход урока.

I.Формирование социокультурной компетентности учащихся.

Работа с текстом учебника А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой “Русский язык”.

Упражнение № 268.

  • Прочитайте отрывок из речи академика И.И. Срезневского “Мысли об истории русского языка”.
  • Определите, какая из формулировок не отражает основные мысли текста:

1). Отражение в языке культуры и истории народа.

2). Отражение в языке материальной и духовной культуры народа.

3). Язык – драгоценное сокровище народа.

4). Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

  • Прочитайте предложения, соответствующие данным формулировкам.
  • Письменно ответьте на вопрос: почему в учебник “Русский язык. 10–11” авторы включили отрывок из речи И.И. Срезневского “Мысли об истории русского языка”?

Таким образом, изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

1) формирование представления о русском языке как культурной ценности народа;

2) развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.

  • Почему И.И. Срезневский называет язык “драгоценным сокровищем народа”?
  • Какие вы знаете высказывания о русском языке, в которых подтверждается, утверждается эта же мысль?

II. Работа по теме урока.

  1. Определение темы урока.
  2. Мы приступили с вами к изучению раздела “Лексика”.

    • Какой раздел науки о языке называется лексикой?
    • Что мы понимаем под лексическим значением слова?

    В учебнике в начале данного раздела помещено стихотворение Б.Заходера. По содержанию оно кажется слишком детским, но для понимания лексического значения слов в нем немало трудностей. (стр.21, упр. 30).

    • Прочитайте выразительно стихотворение Б. Заходера.

    • Вы получили домашнее задание: объяснить лексическое значение слов в данном стихотворении, обозначающих понятие судна. Какими словарями вы пользовались?

    Проверка домашнего задания: ученица зачитывает толкование ( лексическое значение) слов, ученики называют слово.

    • В какую тематическую подгруппу вы объединили бы данные слова? (Названия судов)
    • Частью какой тематической группы является эта подгруппа? (Море)
    • Дайте лексическое значение слова “море”.
    • Сравните свое толкование этого слова с тем, которое дается в толковом словаре:

    Море – большое водное пространство с горько соленой водой. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка)

    Вот как называет море северный поэт Вл. Семенов в стихотворении “Смерть капитана Кононова”:

    От Мурманска

    И далее везде

    Колышется соленое пространство.

    Тема сегодняшнего урока- “Тематические группы слов, называющих реалии Кольского Севера. Море”.

  3. Составление тематической группы слов.
  4. А) Слово учителя.

    Кольский Север имеет свой круг символов, каждый из которых многократно используется в художественной речи, запечатляется в ярких образных зарисовках, обнаруживающих особенности поэтической картина мира северян. Это визитная карточка нашего края, немыслимого без моря, залива, порта, скал, ветра, шторма, полярного сияния…Эти слова являются не только символами нашей родины, но и знаками ее неповторимой прелести.

    Под сполохи полярного сиянья,
    Лаптями стежку протоптав в снегу,
    Однажды к морю вышли россияне
    И замерли, толпясь на берегу.
    Они дивились шири необъятной,
    Могучим глыбам голубого льда
    И порешили не ходить обратно,
    У моря поселиться навсегда.

    Б) Введение в языковое сознание учащихся языковых словарных объединений.

    • Запишите ряд слов, ассоциирующихся у вас со словом “море”.
    • Определите микротемы в полученном словарном материале.

    ( Морской пейзаж, названия судов, человек и море, морское ремесло, названия профессий людей, работающих в море и т.п.)

    • Одно из стихотворений В. Тимофеева начинается так:

    Расскажите мальчику про море,
    Какое оно…

    • Запишите ряд прилагательных, характеризующих наше Баренцево море.

    3. Определение задачи урока.

    Каждая из названных реалий живет не только в общенародном языке, но и в языке поэтическом, воплощаясь в многочисленных и разноликих художественных образах. Собрать образные характеристики реалий – символов Кольского Севера, созданные талантом наших мурманских поэтов – вот лексикографическая задача следующих этапов нашего урока.

    4. Работа в творческих группах.

    1). Результаты исследования первой группы по теме “Морской пейзаж”.

    • Запишите слова по теме “Морской пейзаж”. (Залив, скалы, прибой, мыс, волны, шторм, камни, шквал, причал, корабль, вода, море и т.п.)
    • Прослушайте результаты исследования первой группы по данной теме и дополните свой список образными характеристиками данных реалий наших мурманских поэтов.

    Результаты исследования по теме “Пейзаж моря”.

    Мы исследовали стихотворения поэтов Кольского Севера и собрали материал по теме “Пейзаж моря”.

    Кто, как ни человек, родившийся на севере нашей страны, на Кольском полуострове, проживший здесь большую часть жизни, лучше всех способен описать и передать всю прелесть моря, его внешнюю красоту.

    И выйдешь к морю напрямик,
    Застынешь волн великих возле,
    Вмиг отрешившись от земли,
    Чтобы глотать соленый воздух
    С лимонным привкусов зари …(А. Миланов “Два крыла”)

    Поэта Заполярья стараются доказать читателю, насколько жизнелюбиво, необычно, загадочно наше северное море. Они используют яркие эпитеты, оригинальные олицетворения, метафоры, чтобы создать образ моря.

    Я проверял себя морем – его принесла мне юность,
    Было оно огромным, радужно- голубым. (В. Тимофеев “Земля”)

    Угрюмен и сумрачен залив,
    Зажатый в сопках и ветрах… (Ю. Байнев)

    Достаточно живо и захватывающе поэты передают жизнь вокруг моря, его роль в обитании флоры и фауны, которые являются неотъемлемой частью морского пейзажа:

    Белых чаек над рифами крик…( Вл. Смирнов)

    Где- то в черной воде маскируется окунь,
    Где-то дремлет до утренней зорьки плотва. (В. Матвеев)

    Луна золотистой горбушкой
    Дымилась на блюде залива.
    И чайки, мешая друг дружке,
    Клевали луну суетливо. ( В. Сычев “Привычный рейс”)

    Ночью Кольский залив
    Серебром голубит.
    И скребут якоря
    Дно чугунною лапой. (В. Сычев “Привычный рейс”)

    Белый- белый дым над трубой.
    Белые- белые облака.
    Белой пеной вскипел прибой
    У белого маяка. (В. Смирнов “Поморье”)

    Мир встает, движеньем искаженный,
    Брызги, пена, воздух раскаленный.
    Горизонт вращается, как жернов,
    Волны рушатся, как древние колонны. (В. Тимофеев “Земля”)

    – Какие слова данной темы могут быть связаны с микрогруппой “Музыка моря”, которую выделили ученики первой группы, исследуя лексику стихотворений мурманских поэтов? (Шторм, шквал…)

    • Запишите слова, характеризующие звуки моря.
    • Почему ребята назвали данную группу слов “Музыка моря”?
    • Прослушайте результаты исследования по данной теме, дополните свой список.

    Так в симфонию звуки вяжутся.
    Я уверен: они тебе,
    Коль прислушаешься, покажутся
    Гимном силе, труду, борьбе.

    2). Результаты исследования по теме “Названия судов”

    Умеют это только корабли-

    Всю жизнь куда-то в океан стремиться,

    Надолго отрываться от земли,

    Жить без нее и быть ее частицей.

    От берегов, от маяков вдали,

    Лежать на курсе при любой погоде-

    Умеют это только корабли…

    И люди- те, которые их водят.

    Группа составляет задания классу.

    Результаты исследования по теме “Названия судов”

    Анализируя лексику стихотворений мурманских поэтов, мы собрали словарный материал по теме “Названия судов”.

    • Запишите названия судов, слушая результаты исследования нашей группы.

    В процессе чтения и изучения стихотворений, написанных поэтами Кольского Севера, мы выделили отрывки, в которых встречаются названия морского транспорта, названия судов.

    Вот караван. Глава- атомоход.

    Стреляют в солнце ледяные брызги.

    За ним, как за мамашею, пойдет

    Пяток судов… (В. Тимофеев “Ночной вагон”)

    Без консервщика траулер дальше погреб…

    На плавбазе консервщик затылок скреб… (В. Тимофеев “До причала”)

    Владимир Матвеев в стихотворении “Корабли” утверждает: “Да, корабли - они совсем как люди…”. Наверное, поэтому авторы используют такие олицетворения:

    В стороне от крикливых лайнеров

    Буксиры фыркали у пристани. (В. Тимофеев “Парус”).

    Они хранят, как человек,

    Тепло земли, тепло причала. (В. Матвеев “О чем мечтают корабли”)

    Тема “Названия судов” включает такую микротему, как “Атрибуты корабля”:

    Встреча корабля. За метром - метр,

    Ближе, ближе ржавый борт к причалу

    И все круче, он все круче вверх.

    Трап завис. Чему? Кому? Начало?

    Трап- это несколько метров, которые каждый моряк проходит, чтобы попасть на судно, чтобы вернуться по нему на родную землю. Эти насколько метров, которые соединяют сушу с морем, ожидание со встречей, слезы с радостью. Может, поэтому у каждого мурманского поэта хотя бы в одном стихотворении упоминается слово “трап”.

    • Какие слова- названия судов - вы записали?
    • В определении лексического значения каких слов вы испытываете затруднения?

    У Вл. Матвеева есть стихотворение, которое называется “Корабельный трап”, а в нем такие строчки:

    По трапу мы от берега уходим,

    По трапу возвращаемся к земле.

    Трап корабельный…

    Юноши уходят

    В мечту,

    В моря и в зрелость

    по нему.

  5. Результаты исследования по теме “Названия морских профессий”.
    • Запишите ряд слов по данной теме.
    • Прослушайте результаты исследования группы учащихся.

    Группа составляет задания классу.

    Результаты исследования по теме “Названия профессий”.

    • Запишите те названия профессий, которые вы знаете.
    • Прослушайте результаты нашего исследования по данной микротеме и дополните список.

    В стихотворениях мурманских поэтов часто встречаются названия профессий людей, работающих на судах в море.

    Вл. Матвеев “Старпом”:

    Тот, кто о жизни корабельной слышал,

    Тем паче тот, кто в море заходил,

    Конечно, знает, что старпома выше

    Есть лишь одна фигура - командир.

    И.Козлов “На промысле”:

    Как младший штурман, я стоял столбом,

    Радист сопел, работая ключом,

    А капитан - в иллюминатор лбом-

    О чем-то думал. Знать бы мне - о чем…

    Мы снова заходили на замет.

    Гидролокатор импульс посылал.

    Акустик слушал, пеленг называл.

    В. Сычев “Капля воды”:

    Шаманил тралмейстер

    Над порванным тралом,

    Радист колдовал

    Втихомолку над рацией,

    На камбузе кок

    Пироги заговаривал.

    • Какими словами вы дополнили свой список?
    • Давайте проверим, как вы знаете лексическое значение знакомых вам слов:

    Тральщик- 1. Военное или рыболовное судно для траления.

    2. Моряк, специалист по тралению

    Тралмейстер- лицо, руководящее траловым ловом рыбы.

    Кок- повар на судне.

    Штурман- специалист по вождению судов.

    • Прочитайте отрывок статьи учебного пособия “Мой Мурманск”, которая называется “Язык города” (стр.123). Ответьте на вопрос: если бы вы были лексикографом, то какие слова, определяющие специфику нашего города - морского порта, вы включили бы в “Словарь Мурманска”?
  6. Результаты исследования по теме “Человек и море”
  7. В стихотворениях мурманских поэтов встречаются такие контекстуальные синонимы: море- соленое пространство- вода- океан.

    • Почему море поэты называют океаном?

    Ну, а нам со стихиями спорить

    И ценить по достоинству труд

    В том огромном, но все-таки море,

    Что не зря океаном зовут.

    • Посмотрите, каким изображают море- океан поэты:

    Спит, как дитя,

    Океан разомлевший.

    (Р. Маркова)

    Океан измочалил судно,

    Измотала людей вода.

    (В. Смирнов)

    • Какие ассоциации вызывает у вас последняя цитата? (Море- страх, опасность, борьба, преодоление, тревога…)
    • В “Триптихе о жизни” В. Тимофеев утверждает:

    Я проверял себя морем-

    Его принесла мне юность…

    …И принял в себя громаду,

    меня накрывшей.

    • Прослушайте результаты исследования группы по теме “Человек и море”.

    Результаты исследования по теме “Человек и море”

    Благодаря творчеству мурманских поэтов, мы открываем незнакомый для нас мир водной стихии. В нем нет места слабым и трусливым. Это мир сильных и мужественных людей, которые посвятили морю всю свою жизнь.

    Море для меня - родное дело,

    Море- жизнь, мечта, судьба и сила. (И. Козлов)

    Для настоящих моряков расставание с морем - очень непростой шаг.

    Смириться трудно с резким поворотом,

    Но срок прошел (куда деваться тут)

    Теперь меня, расставшегося с флотом,

    Североморцем бывшим назовут. (В. Матвеев)

    Работа моряка всегда связана с риском, но все равно море притягивает людей какой- то неведомой силой.

    Как бы не был мужествен, силен духом моряк, но в море его сердце будет терзать тревога:

    У моря, у сердца - едино волненье,

    Волненье в крови - у морей, у людей. (В. Тимофеев “Морские дороги”)

    На берегу ждет семья, близкие и родные. А работа в море всегда будет неразрывно связана с расставанием и долгим ожиданием.

    Ты недаром хладнокровьем славишься,

    Что ж, на то профессия- моряк!

    Редким гостем на земле появишься-

    Ты привык хозяйничать в морях! (Р. Маркова)

    И море с грустною улыбкой-

    Избыток женской теплоты-

    Баюкало в железной зыбке

    Своих измотанных владык. (В. Сычев)

     

    5. Поведение итогов урока.