Подружись с природой (технологический материал к авторской программе "Юный эколог")

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа “Юный эколог” разработана в дошкольном учреждении № 159 “Соловушка” ОАО АВТОВАЗ г. Тольятти на основе идей комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду “Детство” (СПБ, 1997 г.)

Программный технологический материал представляет собой разработки образовательных проектов к авторской программе, к разделу “Окружающий мир”. Блоки по темам “Удивительное рядом” и “Экологическая тревога” - циклы занятий и нерегламентированных видов деятельности, которые проводятся под руководством воспитателя-эколога.

Тематические блоки “Удивительное рядом” и “Экологическая тревога” являются органичной частью технологического материала к авторской программе. Болки предусматривают организацию и проведение не менее 3-х занятий на тему “Удивительное рядом” и 1-го занятия на тему “Экологическая тревога” в месяц в группах старшего возраста.

Данный материал подготовлен с учетом специфики дошкольного учреждения с круглосуточным пребыванием детей, расположенного в лесной зоне и имеющую неплохую материально-техническую базу для экологического образования и воспитания детей.

Широкое образовательное содержание является основой для развития любознательности, познавательных интересов и потребностей, формирования элементов экологического сознания и основ экологической культуры ребенка-дошкольника.

Выбор тем организованных занятий обусловлен особенностями педпроцесса в круглосуточном ДОУ, где значительный объем содержания экологической программы реализуется в повседневной жизни, через нерегламентированные экологически ориентированные виды деятельности детей (наблюдения, исследования, игры, труд, художественную деятельность, моделирование и др.).

Занятия по тематическим блокам на темы “Удивительное рядом” и “Экологическая тревога” требуют специальной подготовки и моделирования развивающей среды.

Содержание занятий блока “Удивительное рядом” направлено на то, чтобы раскрыть тайну окружающих предметов, которые, на первый взгляд, не представляют никакого особого интереса для детей.

Например: на занятии “Обычное – необычное рядом” мы знакомим детей с улиткой (строение, особенности и жизнь улитки). "Необычное" - то, что дети познакомились с продолжением живой природы в неживой природе, а именно: превращение раковины в мел, в жилище для других живых организмов и т.д.

Занятие “Чудо-стебли, корешки" необычайно тем, что вниманию детей были предоставлены различные по форме, строению, цвету стебли, корни и листья растений в естественном виде.

Наблюдение за живыми объектами проводим непосредственно в живом уголке: знакомим детей с условиями жизни его обитателей, приближенными к естественным условиям жизни в природе.

Блок “Экологическая тревога” позволяет приобщить детей к доступным их пониманию экологическим проблемам. Дети в результате изучения этого блока должны понять, что загрязнение окружающей среды, варварское отношение к природным ресурсам – опасны для здоровья людей, животных и для роста растений.

В ходе изучения этого блока дети начинают осознавать, что люди, в том числе и они сами, тесно связаны с природой. Нет такой области деятельности людей, которая могла бы развиваться без учета законов природы, и поэтому нельзя к природе относиться бездумно.

В старших подготовительных к школе группах на занятиях по блоку “Экологическая тревога” рассматриваются 3 темы: “Отчего оно такое, наше небо голубое?”, “Здравствуй, водичка, – воздуху сестричка!”, и “Вот так царство – подземное государство”.

Задачи блока “Экологическая тревога”:

  • Закрепить понятие об экологии (это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой).
  • Учить детей понимать зависимость живых организмов от среды обитания и простейшие экологические связи, особенности взаимоотношения человека с окружающей средой, деятельности людей.
  • Развивать у детей представления о самоценности природы, учить эмоционально-положительному отношению к ней, выработать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
  • Помочь детям приобрести умения, которые помогут им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
  • Познакомить с экологической ситуацией в доме, д/с и её влиянием на наше здоровье; с некоторыми источниками загрязнения окружающей среды.
  • Показать, как зависит состояние окружающей среды от деятельности людей.
  • Рассказать о том, как люди пытаются решать проблему загрязнения окружающей среды. Что может для этого сделать человек (или что не должен делать).
  • Активизировать и систематизировать уже имеющиеся у ребёнка знания, научить обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной, развивать раз личные виды речи (речь — доказательство, речь — рассуждения и др.)
  • Развивать у детей интерес к исследовательской работе. Связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями; подвести детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Блок “Экологическая тревога” включает определенную негативную информацию, поэтому в целях предупреждения мрачных чувств целесообразно использовать такие методы и приемы, которые активизируют эмоциональную сферу ребенка, ориентируют его на позитивную деятельность, развивают творческое воображение: использование сказочных образов, сочинение экологических сказок, загадок, конкурс экологических проектов, экологических десантов по очистке окружающей среды.

Использовать элементарную поисковую деятельность: выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, разные способы предположений, опыты, эвристические рассуждения.

Тема: “Солнечное царство, космическое государство” или “Космическая экспедиция”

Цели:

  • закрепить знания детей о солнечной системе (название планет, созвездие большой медведицы, наличие кратеров, атмосферы);
  • обобщить и расширить представления детей о космосе, солнечной системе, ее объектах (планетах созвездиях, метеоритах, кометах и т.д.);
  • сформировать понятие детей о получении солнечной энергии живыми организмами (в зависимости от места их обитания): наземно-воздушное (птицы, насекомые);
    подземное (кроты, земляные черви);
    подводное (обитатели морских глубин).
  • учить четко и последовательно выражать свои мысли;
  • развивать у детей творческое воображение, мышление, память;
  • вызвать у детей интерес к исследовательской деятельности;
  • совершенствовать умение детей оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы, умозаключения;
  • помочь детям понять роль человека в сохранении природы.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о космосе.

Чтение: Левитан “Малышам о звездах и планетах”, “Детская астрономия”, книги изд-ва Росмен (“География”, “Детская энциклопедия”, “Тайны живой природы”, “Экология”, “Солнечная система”), Джейн Уокер “Понорошкины вопросы”, Я. Понорошко “КОСМОС” из серии “Познаем мир”, “Экология”, “Космос”.

Рассматривание атласа звездного неба, схемы вращения Земли вокруг оси, иллюстраций о космосе. Наблюдение за небом в утреннее и вечернее время.

Д/и “Моделирование солнечной системы”:

“Путешествие в космос”;

“Составь правильно”;

“Назови созвездие”, “Узнай планету”, “Что сначала, что потом”;

“Ночное путешествие”.

Материал:

“Волшебный ящик”.

Коробочка с набором предметов.

Конверт с заданиями.

Очки, карточки с дырочками.

Макет космического пространства.

Материал для опытов (пипетки, песок в тарелочках, шарик с резинкой).

Просмотр видеофильма “Солнечная система”.

Опыт I: шарики с резинкой (доказать солнечное притяжение).

Опыт II: С песком, водой, пипетками (образование кратеров).

Д/и: “Каждую планету на свою орбиту”

Вопрос: Что произойдет, если погаснет Солнце?  (Высказывания детей) Подтверждения, поправки.

До нашей планеты доходят лучи Солнца, и только на планете Земля есть жизнь. Но не все живые организмы получают одинаковое количество солнечного тепла.

Вопрос: Какие живые организмы получают больше солнечного тепла, какие меньше? Где они обитают?

Опыт III: С водой, дерном, искусственным теплом.

Но еще не все хорошо на нашей планете Земля и ей угрожает опасность.

Стихотворение:

Береги свою планету,
Ведь другой такой на свете нету.
Дерево, трава, цветок и птица
Сами не умеют защититься
Если будут уничтожены они
На Земле останемся одни.

Д/и “Что опасно для Земли” (работа с перфокартами).

Вопрос: Какой праздник отмечали 12 апреля? (Высказывания детей).

- Да! Ребята, человек всегда стремился посетить космос, и мечта его сбылась.

Вопрос: Кто был первым космонавтом? (Высказывания детей, просмотр фрагментов видеофильма “Луна”).

- Вот и мы сегодня будем космонавтами, и я вас приглашаю полететь на Луну, согласны?

Полет на Луну. Одеваем шлемы, ведем отсчет времени от 100 до 10 десятками. Взявшись за руки, с закрытыми глазами полетели в космос.

Прилетели на Луну. Снятие напряжения - “Погладить кошку понарошку”.

Самостоятельное исследование космоса.

Вопрос: Что произойдет, если в космосе будет много летательных аппаратов? Это хорошо или плохо? Объясните. (Высказывания детей).

Дидактическое упражнение: используя модели, дети показывают расположение звезд в созвездии Большая Медведица.

Д/и “Найди дорогу домой”. Возвращение домой.

Тема: экологическая тревога “Дымоловка”

Цели:

  • систематизировать знания детей о значении воздуха для живых организмов (человек, животные и растения);
  • показать опасность загрязнения воздуха;
  • расширить знания детей об источниках загрязнения окружающей среды;
  • уточнить основные правила поведения человека в природе;
  • познакомить детей с противогазом;
  • учить делать выводы, умозаключения и открытия;
  • развивать речь (доказательство).

Предварительная работа: беседа о свойствах воздуха, об объектах, загрязняющих атмосферу; рассматривание иллюстраций о загрязнении воздуха (промышленными предприятиями, транспортом); проведение опытов по отчистке воздуха.

Художественная литература: Ранжин С.В. “Экологический букварь”; Курапова И.И. “ Хрестоматия по экологии”; Чижевский А. “Я познаю мир”; Дитрих “Почемучка”; Седсмицкая Е.А. “Экологическая мозаика”.

Составление загадок о воздухе.

Дидактические игры.

Моделирование.

“Маленькие человечки”

“Чей нос лучше?”

“Кому нужен воздух”

“Носики-курносики”

“Экологическая пирамида”

“Что произойдет, если?…”

“Что опасно для природы?” (перфокарты)

Материал: “Ящик ощущения”, противогазы, фарфоровые тарелки, свечи, видеофильм “Экосистемы”.

Ход занятия

Перед входом детей в Зимний сад сжечь лучину.

  • Ребята, что вы чувствуете?
  • Как вы думаете, когда можно почувствовать такой запах? (Версии детей).

Логическая задача: как вы поступите, если увидите непотушенный костер?

Ситуации:

  • если воду не в чем носить?
  • нет воды?

- Куда должен идти человек во время пожара против ветра или по ветру? Почему?

Просмотр видеофильма “Пожар в лесу”.

- Чем опасен огонь в лесу? (Версии детей).

Предложить детям в доказательство того, что от дыма загрязняется атмосфера, опыт со свечами.

- Ребята! Что может загрязнять воздух в нашем городе? (Версии детей).

Просмотр видеофильма о выбросах в воздух дыма из заводских труб, транспорта.

Правила безопасности при игре на улице:

- Где будете играть на улице: около дороги или на площадке? (Версии детей).

- Где будете ходить? (Около домов, по тротуару).

Около дороги ходить не безопасно и вредно для здоровья, т.к. от машин идет в воздух много дыма, загазованность сильная!

Вниманию детей представляется веточка с лишайниками.

- Какая связь между воздухом и лишайниками? Что растет на деревьях? (Версии детей).

(Лишайники не растут там, где грязный воздух, при загрязнении воздуха лишайники пропадают, разрушаются. Значит, они являются индикаторами определения чистоты воздуха.)

Дать задание домой: посмотреть на деревьях, которые растут около дома, есть ли на них лишайники.

- Ребята! В Зимнем саду Нина Алексеевна тщательно моет пол, протирает полочки, проветривает, Давайте проверим чистоту воздуха и предметов в Зимнем саду.

Опыт № 2. “Пылесборник”

Д/и “Ящик ощущений” (дети, задавая вопросы, отгадывают, что лежит в ящике.)

Подсказка:

В этом ящике лежит то, что имеет отношение к загрязненному воздуху.

Это помогает человеку находиться в задымленных местах.

Рассматривание противогаза.

- Ребята! Вы бы хотели жить в таком городе, где постоянно нужно носить  противогаз? (Версии детей).

- А что бы вы посоветовали директору завода, из труб которого в атмосферу попадает много дыма? (Версии детей).

Составление письма директору завода.