Ознакомление детей со здоровым образом жизни в совместной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Учёными установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. К сожалению, в последнее время увеличилось количество больных детей, посещающих дошкольное учреждение. Этому, конечно, есть объяснение – неблагоприятная экологическая обстановка, снижение прожиточного минимума, низкий уровень валеологической культуры.

Частые заболевания, вынужденные перерывы в посещении дошкольного учреждения отрицательно сказываются на продуктивности решения воспитательных и образовательных задач.

Учитывая всё вышеизложенное, я пришла к выводу о необходимости формирования у детей валеологической культуры, которая включает валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

На занятиях по валеологии дети знакомятся:

  • с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, т.е. теми, какие доступны для изучения и наблюдения,
  • с основами первой помощи при травмах,
  • безопасности поведения,
  • приобретают навыки ухода за органами,
  • приобретают навыки сохранения и укрепления осанки.

По сути, маленький ребёнок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, психотерапевтом, тренером.

Реализация выдвинутых целей позволит решать следующие задачи:

  • воспитывать валеологическое сознание детей, которое включает в себя элементарные валеологические знания, стремление заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни;
  • развивать основы валеологического мышления, т.е. умение использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни, самостоятельно решать свои валеологические проблемы (по возможности);
  • воспитывать валеологическое мировоззрение, т.е. валеологические взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;
  • формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Овладение детьми валеологическими знаниями и умениями происходит через беседы, дидактические игры, труд, наблюдения, чтение книг, решение житейских ситуаций, сюжетно–ролевые игры. В связи с тем, что дети 6–7 лет способны к элементарному анализу и синтезу, предполагается экспериментирование, физиологические опыты, длительные наблюдения.

Современный человек не имеет права – в такие условия он поставлен – считать себя образованным, не освоив культуры здоровья.

Конспект по валеологии в подготовительной к школе гр.

"Развитие"

Тема: Викторина "Лабиринт"

Программное содержание:

1. Закреплять элементарные валеологические знания детей о внешних органах человека.
2. Развивать основы валеологического мышления, т.е. умения использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья.
3. Воспитывать нравственность, гуманность, желание помочь в трудную минуту.

Материал:

Карта–схема "Лабиринт", 2 сундучка; носовой платок, зубная щётка, расческа, мочалка, зеркало, зубная паста, мыло, книга, ручка; дидактическая игра "Фоторобот" ( набор карточек с изображением различных форм носа, глаз /добрые, злые, весёлые и т.п./, губ /радость. грусть, злость, страх и т.п./, различные виды причёсок); карточки со словами–головоломками, схема последовательности мытья рук (разрезанная и целая), фломастеры, медали для награждения (по числу детей).

Активизация словаря:

унылый, нерадостный, задорный, недовольный, счастливый.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну "Любочистию". Вы знаете, что это за страна? (Ответы детей). В этой стране живут очень весёлые, добрые человечки, которые больше всего на свете любят чистоту. Правит этой страной прекрасная королева Розалинда. но недавно над всей страной нависла смертельная опасность. Злой волшебник Кар–Кариес вместе со своим войском напал на Любочистию. Хитростью и коварством пробрался Кар–Кариес во дворец, выкрал прекрасную Розалинду, и заточил её в высокой башне. Затем злой волшебник перекрыл всю воду в городе, оставив лишь один колодец на главной площади. Но вода в нём капала так медленно, что жителям Любочистии едва хватало её, чтобы утолить жажду. Коварный Кар–Кариес превратил все умывальные принадлежности в камни, а полотенца просто растворил в воздухе. Жители Любочистии впали в уныние и ждут того, кто бы им помог. Хотите вы, ребята, помочь жителям Любочистии? Тогда в путь! Чтобы попасть в Любочистию, надо взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебный пароль: "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!"

(Дети закрывают глаза, берутся за руки и произносят слова пароля).

Воспитатель. Вот, мы и на месте. (Дети подходят к мольберту, на котором укреплена карта–схема "Лабиринт"). Посмотрите, какой огромный лабиринт нам необходимо пройти, чтобы добраться до прекрасной Розалинды. Вы боитесь? Сумеете? Тогда повторяйте за мной:

Мы ловкие? – Да!
Умелые? – Да!
Врага одолеть
Мы сумеем всегда!

Итак, мы входим в лабиринт, идём по мрачному, тёмному коридору. (Во время рассказа воспитатель водит указкой по схеме, показывая путь). Стоп! На нашем пути стражники! Стражники пропускают лишь того, кто ответит на их вопросы. Готовы?

(Воспитатель читает вопросы).

1 вопрос – Орган нашего тела, который принимает звуковые сигналы? (Ухо)

2 вопрос – От какого овоща плачут наши глаза? (Лук)

3 вопрос – Что лечит врач–стоматолог? (Зубы)

Воспитатель. Молодцы! Стражники отступили – путь свободен! Идём дальше. Перед нами мрачная комната. В ней два сундука. Один наполнен различными предметами, другой – пустой. Необходимо разложить предметы в оба сундука. В один сундук – предметы, которыми нельзя делиться с другими людьми, во второй – предметы, которыми можно делиться. Подойдите к столу. У меня тоже есть такие сундучки.

(Дети выполняют задание, воспитатель проверяет правильность выполнения).

Воспитатель. Хорошо! И с этим заданием вы справились! Дальше пойдём? Что это за шум? Слышите? Это шумит река. Перебраться на другую сторону можно по камушкам. Чтобы встать на камушек и не упасть с него, надо отгадать загадку. Будьте внимательны!

  1. На ночь два оконца сами закрываются,
    А с восходом солнца сами открываются. (Глаза)
  2. Полно корыто гусей–лебедей намыто. (Зубы)
  3. Два паруса на всю жизнь рядом плывут,
    А друг друга не видят. (Уши)
  4. Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)
  5. "Ношу их много лет, а счёту им не знаю". (Волосы)

(По мере отгадывания, воспитатель обводит каждый камушек, нарисованный пунктиром, красным фломастером).

Воспитатель. Ну вот, мы и перебрались через реку. Идём дальше. Что за смешные рожицы? Одна – весёлая, другая – грустная? Да, это игра "Фоторобот"! Вы должны из отдельных частей составить портрет унылого, весёлого, злого человека. Разделить на три группы. На столе разложены детали. Подходите и приступайте к работе.

(Дети выполняют задание, воспитатель проверяет правильность выполнения)

Ребята, а какими ещё словами можно назвать грустного, весёлого и злого человека?

(унылый, нерадостный, задорный, смеющийся, счастливый, недовольный, недобрый)

Воспитатель. Молодцы! Ещё одно препятствие позади! Кто это? Опять стражники? Приготовьтесь к новым вопросам. Готовы?

1 вопрос – Что дороже денег? (Здоровье)

2 вопрос – У птиц – перья, у человека – ……..? (Волосы)

3 вопрос – Что лечит врач – дерматолог? (Заболевания кожи)

4 вопрос – Мы знаем, что яблоко – фрукт, в организме человека тоже есть яблоко, но оно ……… (Глазное)

Вы правильно ответили на вопросы – стражники пропускают вас! Идём дальше. А это что за таинственные письмена? Правильно, это головоломка. Буквы и слоги перепутались. Ваша задача – расставить буквы и слоги по местам. Подойдите к столу, возьмите фломастеры и на карточках, рядом с перепутанным словом напишите правильный вариант.

(Дети выполняют задание)

КИРУ (руки) ЦЕДРЕС (сердце) ВОГАЛО (голова)

ЛОСЫВО (волосы) БЫЗУ (зубы) ЗЯКЫ (язык)

Воспитатель. Молодцы! Хорошо справились с заданием!

Мы ловкие? – Да!
Умелые? – Да!
Врага одолеть
Мы сумеем всегда!

Ну вот мы и добрались до мрачного замка Кар–Кариеса. Здесь в высокой башне томится прекрасная Розалинда. Но мы не сможем войти в башню без ключа. Чтобы добыть ключ, необходимо выполнить последнее задание.

У меня в руках схема последовательности мытья рук. Вернее, схема, разделённая на части. Каждый из вас подойдёт ко мне и возьмёт одну часть. Ваша задача – восстановить схему в нужной последовательности.

(Дети подходят к воспитателю, берут части и становятся в шеренгу. в такой последовательности, в какой необходимо мыть руки. Воспитатель показывает схему целиком, и дети проверяют правильность выполнения).

Воспитатель. Ура! Ребята, мы освободили прекрасную Розалинду. Коварный Кар–Кариес будет побеждён, и в Любочистии станет также красиво и чисто, как было раньше. Ну а нам пора домой. Возьмём друг друга за руки, закроем глаза, и … мы снова дома.

Вот и закончилось наше удивительное путешествие в страну Любочистию. И мне осталось лишь выполнить просьбу прекрасной Розалинды:

За смекалку и находчивость наградить каждого из вас высшей наградой Любочистии – орденом Мойдодыра!

***

Тема: Развлечение познавательного характера на тему "Способы очистки воды"

Программное содержание:

  1. Дать детям элементарные знания о способах очистки воды: отстой, фильтрация.
  2. Развивать основы валеологического мышления, т.е умение использовать валеологические знания для своего оздоровления и укрепления здоровья.
  3. Воспитание коллективизма.
  4. активизация словаря: очистка воды, фильтры, отстой, активированный уголь.

Материалы: настольный театр – лес, солдат, Кикимора Болотная, птица; банка с грязной водой, чистая банка, воронка, вата, активированный уголь, фильтр, дидактическая игра "Кому нужна вода?"

Ход развлечения:

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? А какие у вас любимые сказки? Я ребята знаю очень интересную сказку "Про Солдата и Кикимору Болотную". Знаете кто такая Кикимора? Хотите посмотреть сказку?

Тогда садитесь на стульчики, слушайте и смотрите.

(Дети садятся на стульчики, воспитатель показывает в настольном театре сказку "Про Солдата и Кикимору Болотную")

"Сказка о Солдате и Кикиморе Болотной"

Шёл Солдат с войны домой. Шёл день, шёл второй. На третий день привела его дорога в дремучий лес. Вода в фляжке закончилась. Пить хочется, а вокруг – ни озерца, ни ручейка. День к закату клонится. Решил Солдат заночевать в лесу. Развёл костёр и прилёг на шинель отдохнуть. Только лёг – откуда ни возьмись старушка с клюкой идёт. Старая–престарая, седая–преседая. Вся сгорбилась под тяжестью хвороста на спине.

Вскочил солдат: "Здравствуй, бабушка! Что ты делаешь в лесу одна?"

– Здравствуй, служивый. Хворост в лесу собирала, а сейчас домой иду. Хочешь, пойдём со мною. Отвечает старушка.

– Спасибо, бабушка. Я уже расположился на ночёвку. Мне не привыкать спать на земле. А не знаешь ли ты, нет ли поблизости ручейка или речки. Пить сильно хочется.

– Недалеко ручеёк протекает. Ты отдыхай, а я принесу тебе водички.

Ушла старушка. Только прилёг Солдат, прилетает пичуга лесная. Вокруг костра летает, кричит. Спрашивает Солдат: "Что ты так кричишь? Спать не даёшь!" Отвечает птичка: "Не пей, Солдат, воду, что принесёт тебе старуха. Это ведь Кикимора Болотная. Принесёт она тебе воду болотную, отравленную. Выпьешь – заснёшь навеки!" Рассердился Солдат: "Ах, ты, корга старая! Обмануть меня решила. Спасибо тебе, пичужка. Век помнить буду. Не волнуйся, всё со мной будет в порядке".

Много ли – мало ли времени прошло – показалась на полянке Кикимора Болотная. Подаёт она Солдату кувшин с водой:

– Испей, служивый, водички.

– Спасибо, бабушка. Отдохну немного – обязательно попью.

Попрощались они, ушла Кикимора. А Солдат достал из рюкзака кружку солдатскую, из кармана чистый носовой платок, а из костра – угольков. Накрыл Солдат кружку платком, на который положил угольков, и налил из кувшина воды. Льётся из кувшина вода болотная, а капает в кружку водичка чистая. Напился Солдат и спать лёг. Пришла утром Кикимора Болотная на полянку, глянула – костёр потушен, а Солдата и "след простыл".

Так перехитрил Солдат Кикимору Болотную.

Воспитатель. Ну, как, понравилась вам история про Солдата и Кикимору Болотную? А как Солдату удалось обмануть ведьму? Почему нельзя было пить воду, которую принесла Кикимора?

Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть "Кому нужна вода?". У меня на столе лежит конверт с карточками, на которых изображены картинки. Ваше задание: найти карточки, на которых изображены те, кто не может жить без воды.

(Дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью выполнения задания. Выбранные карточки дети раскладывают по общей схеме.)

Правильно, дети, без воды не могут жить ни насекомые, ни животные, ни рыбы, ни птицы, ни растения, ни грибы, ни человек. Каждый человек нуждается в воде. И не просто в воде, а в чистой воде. Потому что чистая вода основа здоровой жизни. Человек всегда заботится о чистоте воды для питья. Ещё в древней Индии, 4 тысячи лет назад, воду держали в медных сосудах, пропускали через древесный уголь.

Вода поступает на наш стол из природных водоёмов: озёр, рек. Несмотря на то, что воду очищают на специальных станциях очистки, в ней остаются вредные для здоровья человека примеси. Особенно опасно пить воду из–под крана весной, в период весеннего таяния снега. А как вы думаете почему? Стекая ручейками в водоём, вода впитывает из почвы различные вредные вещества, опасные для здоровья.

Как же можно очистить воду?

Самый простой способ – отстой. Воду наливают в какую–либо ёмкость. Она какое то время там находится. Часть вредных веществ оседает на дно. Но этот способ не гарантирует полной очистки.

Очистить воду и избавиться от вредных примесей можно с помощью специальных фильтров. Фильтры – это специальные вещества, проходя через которые вода очищается, оставив в фильтрах вредные примеси. Например, всем известный песок является фильтром. Вода, проходя через него, оставляет в нём вредные вещества. Песчаные фильтры используют на больших станциях очистки. А дома для очистки воды используют фильтры из активированного угля. Вот у меня такой фильтр. Он состоит из колбы с активированным углем и трубочек. Через одну трубочку вода поступает в фильтр с углём, а через другую капает уже очищенная вода.

Посмотрите, ребята, у меня на блюдце лежит такой уголь. Активированный уголь используют не только для очистки воды, но и при отравлениях люди пьют специальные таблетки из активированного угля. (Воспитатель показывает таблетки). Находясь в организме человека, они забирают вредные вещества в себя.

Что у меня в руке ? (Вата) А ведь вата может быть использована как фильтр. Можете убедиться? Тогда проделаем небольшой опыт. В банку поместите воронку. В воронку положите слой ваты. Осторожно, по немного, будем наливать грязную воду в воронку с ватой. (Дети проделывают опыт). Что происходит с водой? А какой становится вата? Какая вода капает в баночку? А почему? Правильно ребята, вата впитывает в себя грязь, и вода становится чистой.

Вот видите, сколько нового и интересного можно узнать о самых обычных вещах и предметах. А напоследок, я могу угостить вас чистой и живой водой.

Пейте на здоровье!