Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке истории

Разделы: История и обществознание


ЗАНЯТИЕ “СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА”: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
Занятие “Столыпинская аграрная реформа”, 53 урок в курсе “История. ХХ век” и
8 занятие в теме “Российская империя (1894-1917 гг.)”.

На уроке преследуются следующие цели:

Ц е л и :

Образования

Развития

Воспитания

1. Охарактеризовать П.А. Столыпина как государственного деятеля Российской империи.

2. Сформировать знания о правительственной
программе премьер-министра.

3. Сформировать
знания об аграрной реформе: причины, цели, основные направления, итоги.

4. Сформировать понимание неизбежности новой буржуазно-демократической революции в России

1. Развивать умение ставить учебную задачу,
работать с печатным текстом, с картой.

2. Формировать
умение работать с понятием.

3. Формирование умений составлять
схему и таблицу.

4. Формирование
специальных умений: устанавливать причинно-следственные
связи между историческими явлениями и давать характеристику государственному
деятелю

1. Формирование гражданской позиции

2. Формирование понятия “патриот”.

Урок занимает важное место в курсе, т.к. позволяет понять логику развития России в первые десятилетия ХХ века, которую можно представить следующим образом: 1) Россия в начале ХХ века аграрно-индустриальная страна, которая переживает переходный период; переход от аграрного к индустриальному обществу, который может идти 2 – мя путями: революция или реформа; 2) 1-я буржуазно-демократическая российская революция не решила основной вопрос революции – аграрный; 3) правительство пытается решить аграрный вопрос и идет на реформу, чтобы не допустить новой революции; аграрная реформа носит незавершенный характер; 4) неизбежность в России новой буржуазно-демократической революции, которая должна устранить противоречие между капиталистическим базисом и полуфеодальной надстройкой.

Методы проведения занятия: репродуктивно-словесный, частично-поисковый, проблемный; фронтальная и индивидуальная форма организации познавательной деятельности.

Материальное обеспечение: 2 рабочих листа по теме “Столыпинская аграрная реформа с заданиями разного уровня сложности; карта “Аграрная реформа П.А. Столыпина” - с. 5 Атласа, фотография П.А. Столыпина, Николая II, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого “Министерская дача на Аптекарском острове после взрыва”, Успенского кафедрального собора в Омске.

Рабочий лист к занятию № 51 по теме “ Столыпинская аграрная реформа”*

1. Повторение. Выполните тест и ответьте на вопрос учителя.

“Вам нужны великие потрясения, нам – великая ___________”.

П.А. Столыпин

1.Россия в начале 20 века была:

Р – аграрно-индустриальной страной

С – индустриальной страной

2.Революция 1905-1907 гг. носила:

О – буржуазно-демократический характер

Т – социалистический характер

3.Революция 1905-1907 гг. была:

Р – завершена, т.к. Россия стала конституционной монархией

С – не завершена, т.к. не был решён аграрный вопрос

4.Роспуск I и II Государственных дум стал следствием борьбы:

С – по аграрному вопросу

А – по вопросу о политической амнистии

5.К началу XX века община:

Н – способствовала дальнейшему развитию с/х

И – тормозила развитие капиталистических отношений

6.Крестьяне в начале века требовали передела:

Я – помещичьих земель

А – государственный, удельных, кабинетных

2. Прослушайте сообщение учителя “П.А.Столыпин – государственный деятель Российской империи” и ответьте на вопросы.

  1. Почему российское общество называло Столыпина “вешателем”, виселицы – “столыпинскими галстуками”?
  2. Какие из нижеперечисленных реформ Столыпина были необходимы в России для завершения процесса модернизации? (Помните о том, что “индустриальное общество – это общество, для которого характерно:1…..2……3……)

А) свобода вероисповедания

Б) гражданское равноправие

В) улучшение быта рабочих

Г) реформа местного самоуправления

Д) введение всеобщего начального обучения.

3. Выберите и выпишите в тетрадь причины проведения столыпинской аграрной реформы, исправьте фактические ошибки.

  1. аграрный кризис (аграрное перенаселение составило 2 млн. человек, российская промышленность могла поглотить только 3 млн.)
  2. мировой с/х кризис 1904 года (резкое падение цен на зерно)
  3. вера самодержавия в монархические настроения основной массы крестьянства
  4. широкий размах крестьянского движения в годы I российской революции 1904-1907 гг.
  • Почему самодержавие пошло на проведение реформы в 1906 году и не пошло в 1903-1904 году?

4. Заполните таблицу “Цели и итоги аграрной реформы”.

цели

итоги

положительные

отрицательные

социально-политическая

1…………………………..

   
социально-экономические

2………………………….

3…………………………..

   
экономическая

4……………………………

   

Соотнесите цели.

1. создание социальной опоры самодержавия - _________( основные поставщики товарного хлеба)

2. ликвидировать феодально-крепостнические пережитки - ________(то, что тормозило развитие капиталистических отношений в русской деревне)

3. обеспечить подъём с/х и ______(создание крупного машинного производства в промышленности)

4. решить проблему__________(основная проблема русского крестьянства в начале века) крестьян и погасить социальную напряженность в деревне.

5.
А) Вставьте пропуски и запишите основные направления реформы П.А.Столыпина (стр.54-65)

Основные направления реформы

Разрушение … и насаждение ч/с на землю  –   … политика создания Крестьянского банка для поддержки зажиточного крестьянства.

Б) Устно охарактеризуйте 2 направления реформы. Выполните задания.

  1. Назовите основные положения указа 9 ноября 1906 года (стр.54, 2 абзац)
  2. Дайте определение понятиям “отруб”, “хутор” (стр.59)
  3. Почему правительство пошло на разрушение общины, если это было не выгодно с финансовой точки зрения?
  4. В какие годы число переселенцев было наибольшим? Когда вернулось обратно 61 % переселенцев? Сколько переселенцев прибыло на территорию Омской области и вернулось обратно? (Карта “Азиатская часть России” - стр.5 Атласа)
  5. Назовите итоги переселенческой политики (стр.56, 3 абзац)

6.Продолжите заполнение таблицы “Цели и итоги аграрной реформы”. Соотнесите итоги.

    1. Хлебный экспорт увеличился на 1/3.
    2. На крестьянский двор приходилось 2-4 десятины при норме 10 десятин пашни.
    3. 10,3 % всех крестьянских хозяйств – фермерские.
    4. Урожайность пшеницы в России – 55 пудов с десятины, в Германии –157.
    5. Из общины выделилось 25% хозяйств, сельская верхушка давала 50% рыночного хлеба.

7. Выполните тест. Найдите и исправьте ошибки

___________________- кафедральный собор – собор в Омске, в котором 25 августа 1910 года П.А.Столыпин слушал воскресную службу. Собор входил в десятку крупнейших храмов России, в его закладке участвовал будущий наследник престола Николай II.

1. Причиной проведения аграрной реформы стали:

У – аграрное перенаселение

С – широкий размах крестьянского движения в 1905 году

2. Девиз политического курса правительства Столыпина:

П – “сначала успокоение, потом реформы”

Н – “всем сословиям – равные права”

3. К курсу реформ, проводимых Столыпиным, не относится:

И – введение нового прогрессивного налога с крупного капитала

Е – развитие всеобщего образования

4. Цель аграрной реформы

К – создание социальной опоры самодержавия – крестьян-общинников

Н – обеспечить подъём с/х

5. К положениям аграрной реформы не относится:

С – выход крестьян из общины

О – частичный передел помещичьей земли

6. Преимущественно из общины выходили:

К – бедняки и кулаки

Л – середняки

7. Целью переселенческой политики является:

Ь – развитие общинного землевладения на окраинах империи

И – ликвидация крестьянского малоземелья без передела помещичьей земли

8.Найдите лишнее среди итогов аграрной реформы:

Й – усиление позиций помещичьих хозяйств в деревне

С – развитие капиталистических отношений в с/х

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

задания с 1 уровн. сложн. задания со 2 уровн. сложн.

 

1

2

3

1.Организационный момент, целеполагание, мотивация 1.1. Перечисляет предметы, которые потребуются на занятии 1.1. Учащиеся проверяют у себя наличие учебника, рабочего листа, тетради, ручки, линейки, карандаша, атласа (1 на парту)
1.2. Просит 1–го ученика сформулировать цели занятия, опираясь на план урока, который записан на доске

 

 

 

 

 

При необходимости цели корректируются или дополняются

1.2. Ученик читает план занятия (про себя)

Столыпинская аграрная реформа

1. П.А. Столыпин – государственный деятель Рос-сийской империи. Правительственная программа 1906г. (задание 2 рабочего листа; сообщение, работа с понятием).

2. Аграрная реформа:

а) причины (задание 3 рабочего листа);

б) цели (задание 4 рабочего листа, таблица);

в) основные направления (задание 5 рабочего листа, работа с понятием и с картой, схема);

г) итоги реформы (задание 6 рабочего листа; табли-ца, работа с понятием)

и вслух формулирует цели занятия, сначала образовательные, потом развивающие.

1.3. Ставится проблемный во-прос: Столыпин – “вешатель”, “реформатор”, “великий сын России”? В ходе занятия дают ответ на вопрос; свою точку зрения аргументируют.
2.Повторение материала 2.1. Просит выполнить тест, который позволит охарактеризовать Россию накануне реформ Столыпина и понять причины проведения аграрной реформы. 2.1. Задание 1 рабочего листа .Тест выполняется индивидуально; первые работы проверяются и оцениваются, ученики выполняют тест и записывают в тетрадь слова Столыпина: “Вам нужны великие потрясения, нам – великая Россия”.
c 2.2. Проверяет правильность выполнения задания и задает дополнительные вопросы по теме “Россия в 1905 -1907 гг.” с целью установить уровень сформированности знаний по теме и понимания учащимися основных социально-экономических и политических проблем России: аграрного перенаселения, крестьянского малоземелья, существование феодально-крепостнических пережитков (помещичье землевладение, крестьянская община), незавершенность эволюции политической системы

Учитель указывает на то, что реформы 1906-1911гг. связаны с именем Столыпина (т.о. учащиеся переходят к изучению новой темы)

 

 

 

 

2.2. Задание 1 рабочего листа выполняют вслух и отвечают на вопросы:

1) Россия в начале ХХ в. была... Р – аграрно-индустриальной страной
(Почему Россию нельзя назвать
индустриальной страной)

2) Революция 1905-1907 носила...
О – буржуазно-демократический характер
(Почему 1–ю русскую революцию называют буржуазно-демократической)

3)Революция 1905-1907 г. была …
С – не завершена, т.к. не был решен
аграрный вопрос

(Почему Россию нельзя назвать конституционной монархией)

4) Роспуск 1 и 2 Государственных Дум стал следствием борьбы…С – по аграрному вопросу

(Почему правительство не согласилось
с проектом 104-х)

5) К началу ХХ в. община… И – тормозила развитие капиталистических отношений

(Как община тормозила развитие капиталистических отношений)

6) Крестьяне в начале ХХ в. требовали передела…
Я – помещичьих земель

(Почему именно помещичьих)

Учащиеся приходят к выводу, чтобы “завершить” 1 революцию и не допустить новой правительство должно пойти на реформы, и, прежде всего, аграрную

3.Изучение нового материала 3.1. Учитель делает сообщение по теме “Столыпин. Правительственная программа третьего российского кабинета

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Учащиеся выполняют задание 2 рабочего листа / 1. Отвечают на вопросы: Почему российское общество называло Столыпина “вешателем”, виселицы – “столыпинскими галстуками”?

Выполняют задание выполняют задание

выполняют задание
2 рабочего листа/2
а) вставляют пропуски в определение
понятия "индустриальное общество"
выполняют задание
2 рабочего листа/2
а) дают определение понятию
"индустриальное
общество"

б) из перечисленных реформ выделяют введение всеобщего начального обучения как необходимое условие для завершения процесса модернизации в России.

3.2. Ставит перед учениками вопрос – может ли государственный деятель одновременно быть реформатором и “вешателем”? 3.2. Отвечают на вопрос, свою точку зрения аргументируют

 

 

 

 

3.3. Дает задание выделить причины аграрной реформы и классифицировать

цели реформы (т.о. устанавливается межпредметная связь с предметом обществознания: формируется политическая, социальная, экономическая сферы жизнедеятельности общества)

3.3. Выполняют задание 3 рабочего листа, из перечисленных причин выписывают причины столыпинской аграрной реформы: аграрный кризис и широкий размах крестьянского движения в годы 1-й российской революции
c находят фактические ошибки в тексте

2 млн 23 млн
1904 – 1907
1905-1907

отвечают на вопрос: Почему самодержавие пошло на проведение реформы в 1906 г. и не пошло в 1903-1904 гг?

c Выполняют задание 4 рабочего листа, классифицируют цели и заполняют таблицу:
“Цели и итоги аграрной реформы”
c формируют цели реформы, используя знание темы “Россия 1900-1907”

1…зажиточные крестьяне (основные поставщики товарного хлеба)

2…община (то, что тормозило развитие капиталистических отношений в русской деревне

3…индустриализацию (создание крупного машинного производства в промышленности)

4…малоземелье (основная проблема русского крестьянства в начале ХХ в.)

c 3.4. Проверяется выполнение задания индивидуально и фронтально 3.4. Первые 5-6 работ проверяются и оцениваются; пор мере выполнения задания 3 и 4 рабочего листа, учащиеся приступают к выполнению задания 5 рабочего листа
c 3.5. Ставит перед учениками задачу – охарактеризовать основные направления реформы 3.5. Выполняют задание 5 рабочего листа:

А) записывают основные направления реформы, анализируя материал учебника:

1) разрушение общины и насаждение частной собственности на землю;

2) переселенческая политика;

3) создание крестьянского банка для поддержки зажиточного крестьянства.

Б) характеризуют два
направления реформы устно:

1 направление – анализируют указ 9 ноября 1906 г.; дают определение понятиям “отруб” и “хутор” и отвечают на вопрос: “Почему правительство пошло на разрушение общины, если это было невыгодно с финансовой точки зрения? На данном этапе урока развивают умение работать с печатным текстом;

2 направление – характеризуют переселенческую политику. На данном этапе урока развивается умение работать с картой

c 3.6. Характеризует 3 направление реформы 3.6. Учащиеся отвечают на вопрос: Почему 3 направление реформы было неудачным? Делают вывод
c 3.7.Ставит перед учениками задачу – охарактеризовать итоги реформы

 

 

 

 

 

3.7. Выполняют задание 6 рабочего листа: продолжают заполнять таблицу “Цели и итоги аграрной реформы”. Соотносят цель и итог и делают вывод – была ли цель реализована. Например:

Цели
Итоги

положительн.
отрицательн.
экономические

1. Обеспечить подъем с/х и индустриализацию
хлебный экспорт увеличился на 1/3
урожайность пшеницы в России – 55 пудов с десятины, в Германии -157

3.8. Проверка задания и подведение итогов (устанавливается межпредметная связь с предметом география: развивается понимание экстенсивного характера развития) 3.8. Делают вывод, отвечая на вопрос: носила ли аграрная реформа завершенный характер?
вставляют в предложения пропуски делают вывод самостоятельно;

отвечают на вопрос: Каким будет дальнейшее развитие России?

4. Закрепление изученного материала 4.1. Предлагает
выполнить тест на закрепление материала
4.1. Выполняют задания 7 рабочего листа самостоятельно и выписывают название кафедрального собора в Омске, в котором 25 августа 1910 г. Столыпин слушал службу; в закладке которого участвовал наследник императорского престола Николай II. Находят ошибки в тесте.
c 4.2. Ставит вопрос: Столыпин– кто он? “Вешатель” - реформатор – вели-кий, истинный сын России? Может ли “вешатель” быть великим сыном России? 4.2. Отвечают на поставленный вопрос, свою точку зрения аргументируют.
c 4.3. Объяснение домашнего задания 4.3. Запись домашнего задания