Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе работы с бросовым материалом

Разделы: Работа с дошкольниками


Использование в работе бросового материала позволяет решать задачи экологического, умственного, эстетического воспитания, исследовательской деятельности, конструирования и ручного труда.

Разумное сочетание исследовательской деятельности детей, их познавательного интереса и практической деятельности с бросовым материалом позволяет создать благоприятные условия для формирования экологической культуры старших дошкольников в работе кружка “Умелые ручки”.

В процессе практической деятельности дети поняли, что бросовый материал можно использовать как вторсырьё, познакомились с проблемами загрязнения окружающей среды, стали проявлять инициативу в решении задач по охране окружающей среды. Повысился уровень конструктивных умений и навыков, творческого воображения при работе с бросовым материалом. Дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, реализовывать свои индивидуальные творческие способности. Установилась преемственность в работе с семьёй по воспитанию положительного отношения к природе. Родители заинтересовались проблемами вторичного использования бросового материала, принимают участие в природоохранных акциях, в конкурсах поделок из бросового материала.

В качестве примера хочу предложить несколько форм работы с детьми.

Интегрированное занятие экологического содержания “Сказка о человеке”
(подготовительная к школе группа)

Цель: Обогащать знания детей об окружающем мире. Формировать знание о нормах и правилах поведения в природе, вырабатывать потребность в общении с природой. Совершенствовать навыки ручного труда, умение выполнять работу по словесному описанию: скручивать лист бумаги в трубочку, изготовлять шарик из смятой бумаги, дополнять игрушку характерными деталями. Развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала для изготовления поделки. Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе.

Оборудование: фланелеграф, силуэт Человека, Золотой Рыбки, консервной банки, полиэтиленового пакета, ведёрка под мусор; старые журналы, ножницы, клей, салфетки, нитки, наглядное пособие “Лента времени”.

I часть.

-Ребята, сегодня я расскажу вам интересную сказку. Герой нашей сказки-Человек. Просто Человек.

А теперь слушайте сказку.(Показываю на фланелеграфе)

“Жил на свете Человек. Жил на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, свежим воздухом дышал, воду родниковую пил.

Вот однажды пошел Человек на рыбалку и не узнал своего леса – повсюду было много мусора: бумаги, стекла, банок. Пришел Человек к реке. Долго сидел у воды, а рыба не клюёт. Вдруг чувствует, что-то есть! Вытянул!

-Как вы думаете, что вытянул Человек? (Ответы детей )

-А вытянул Человек… консервную банку. Вздохнул Человек, положил банку около себя. Опять закинул удочку. Во второй раз вытащил Человек полиэтиленовый пакет с бумагой…

Совсем грустно стало Человеку. И закинул он удочку последний раз. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул и глазам своим не поверил…

-Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения)

-Смотрит Человек – перед ним Золотая Рыбка! Человек как воды в рот набрал: ничего сказать от удивления не может. Говорит ему Рыбка: “ Ты – Человек! Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку.

-Ладно,- говорит Человек. – Раз уж так заведено, исполни одно единственное желание. И я тебя отпущу.

- Ребята, как вы думаете, какое желание попросил исполнить Человек? (Ответы детей)

- Сделай так, Золотая Рыбка, чтобы не попадались в реке вместо рыбы консервные банки.

И отвечает Человеку Золотая Рыбка:

- Человек! Ты сам губишь природу. Сам попробуй и спасти её!

- Дети, как можно спасти природу? (Ответы детей)

- И понял Человек, что не нужно волшебной силы, чтобы очистить природу от мусора. Нужно только большое желание любить и беречь природу. Отпустил он Золотую Рыбку. Собрал весь мусор в ведёрко и больше никогда ничего не бросал в лесу, и детям своим наказал любить и беречь природу.

- Послушайте, что может произойти с нашей планетой, если мы будем бросать мусор.

Стихотворение А. Усачева.

1-й ребёнок: Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

2-й ребёнок: Но когда летать начнут в школу на ракете –

Пострашней произойдут беды на планете…

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

3-й ребенок: Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются, как град, старые ботинки.

А когда дожди пойдут из пустых бутылок –

На прогулку не ходи: береги затылок!

4-й ребенок: Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

- Хотели бы вы жить на такой планете?(Ответы детей)

- Никому не хотелось бы жить на такой планете. Поэтому нужно отвыкать мусорить. Ведь бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервная банка – 30 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, стекло – 1000 лет.(Наглядное пособие “Лента времени”).

- Ребята, мы уже много знаем о том, как нужно вести себя в природе. А что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке и дома?(Оветы детей).

- А куда ещё можно использовать мусор?(Ответы детей).

- А что можно сделать, например, из пластиковых бутылок?(Ответы детей).

- Куда можно использовать бумагу – старые газеты и журналы? (Ответы детей).

- Правильно, сдать на переработку, использовать как топливо в домах.

II часть: - А я предлагаю сделать из листов старого журнала игрушку – куклу. Ей вы можете играть сами, а можете подарить малышам. Но главное, что эта старая бумага не будет засорять природу.

Посмотрите, вот здесь на столе у меня старые ненужные журналы. Из них мы и будем делать куколку.

Рассаживайтесь и приступим к работе.(рис.1)

Надо взять лист и хорошенько смять его. Потом развернуть и расправить. Из другого листа скатать большой комок и положить его на середину первого развёрнутого листа. Края бумаги собрать, завязать узелками под получившимся шариком – это будет голова куклы. Обязательно оставить длинные свисающие концы бумажного листа.

Следующий лист скручиваем в трубочку – это будущие руки куколки. Длинные концы под головкой раздвоить и вложить туда трубочку-скрутку. Ещё раз снизу перевязать концы. Руки готовы. Теперь следует обрезать длину рук по размерам куклы и дополнить игрушку характерными деталями: из цветного листа старого журнала мастерим юбку, нарезаем волосы – паричок и приклеиваем его. Наклеиваем глаза, нос, рот. Куколка готова!

Как вы назовете свою куколку? Сами будите играть или подарите малышам?(Ответы детей).

Исследовательский проект “Детский сад моей мечты”

Цель: Создание макета детского сада будущего силами детей кружка “Умелые ручки” с использованием бросового материала, развитие творческих и конструктивных способностей детей, формирование основ экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе.

Работа детей из кружка “Умелые ручки” проходила под девизом:

“Расцветай моя “Алёнушка”,

Мой любимый детский сад,

Украшение Черёмушек,

Радость взрослых и ребят!”

Этапы работы:

1. Проблема: В детском саду будущего должна быть экологическая зона – “уголок нетронутой природы”, где дети могут любоваться природой, участвовать в природоохранной деятельности, и игровая площадка, где дети могут играть.

2. Вовлекаю детей в решение проблемы:

Как создать детский сад будущего?

Какой материал будем использовать для изготовления макета?

3. Вместе с детьми рисуем план-схему макета.

4. Домашнее задание для детей и родителей “Банк интересных находок” (Из какого бросового материала какие объекты на территории детского сада можно сделать).

5. Сбор бросового материала для изготовления макета (пластиковые бутылки, катушки от ниток, кусочки поролона, крышки пластмассовые от банок и флаконов и т.п.)

6. Изготовление макета.

Дети с увлечением придумывали, как можно использовать для макета различный бросовый материал, конструировали малые архитектурные формы для уголков отдыха и развлечений.

Одной из главных наших задач при работе над проектом было развитие экологического сознания детей. Об её успешном решении говорят высказывания детей о назначении и реализации своих идей (общение с природой, “уголок нетронутой природы”, тепличка).

Саша Новиков: “Это детский сад моей мечты. Здесь мы можем не только играть, но и любоваться природой, беречь её”

Рита Забродина: “…А на крыше выращивать цветы, чтобы росли они круглый год, мы ухаживали за ними и на праздники всем дарили цветы”.

Наш проект адресован не только дошкольникам и их родителям, но и всем жителям Черёмушек. Дети решили, что это здорово – зелёный, ухоженный мини-парк в микрорайоне! Вот только хотелось бы, чтобы люди берегли труд, приходили с добром, гуляли, отдыхали и не оставляли после себя мусор, и не ломали ничего.

Об этом говорит Саша Баум: “У нас в саду много развлечений, как в детском парке. Я хочу, чтобы они всегда были целыми, чтобы их никто не ломал”.

Влад Форунин: “Я очень хочу, чтобы в нашем городе были такие детские сады. И чтобы мои дети ходили в такой садик”.

Результат:

Дети заинтересовались и приняли активное участие в изготовлении макета, проявили фантазию и творческое воображение при работе с бросовым материалом, научились лучше понимать проблемы окружающей среды.

На основании предложений детей была спланирована озеленительная работа на территории детского сада и на практике реализовано 50%: создана альпийская горка, экологическая тропинка для юных исследователей, разбита фито-клумба, приведено в порядок оборудование детских площадок.

Детский сад занял 1 место по озеленению участков среди образовательных учреждений города.

Жаль, что пока создание фонтана, теплицы на крыше, пруда с лебедями остается красивой мечтой.