Тестирование на уроках литературного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Проверка тестирования:

  • Фронтальная проверка.
  • Взаимопроверка.
  • Индивидуальная проверка.
  • Самооценка.

Если самооценка ребенка и учителя совпадают, учитель просто обводит детский крестик красной пастой. Когда возвращаю детям их работы, то сначала называю детей, чьи самооценки совпали с учительской оценкой и очень их хвалю: “Эти ученики уже умеют делать трудное и важное дело – они умеют оценивать себя сами! Некоторым еще надо потренироваться в ….., но если ты сам знаешь, что у тебя не получается, ты легче научишься”.

Задача перед современной начальной школой стоит важная: развить у детей интерес к чтению, а затем потребность в нем.

Цели:

  • Ввести детей в мир книги как источник обогащения их ума и чувств, как средство развития у них интереса к чтению.
  • Пробудить желание читать. Первоначально ребенок должен уметь выбрать книгу и получить удовольствие от чтения.

При этом учащиеся должны уметь читать текст про себя и понимать его. Такое чтение предполагает и соответствующие формы работы учащихся и учителя, а также методику контроля за правильностью чтения и понимания содержания прочитанного.

На уроках чтения я стараюсь добиваться навыка полноценного чтения, а это – выразительное, беглое, правильное, сознательное чтение.

Выразительность, беглость и правильность чтения я слышу на уроке. А сознательность чтения проверить сложнее. И я долго искала, как можно объективно сделать вывод о сознательности прочитанного текста. И в своих поисках я пришла к следующему выводу, что необходимо вводить информационно-ценностный подход в работе над содержанием текста. Этот подход рекомендует проводить тестирование, с целью проверки сознательности прочитанного текста.

Начиная с первого класса, как только дети начали читать маленькие тексты, я стала вводить “Информационно-ценностный подход в обучении чтению”, который разработан кандидатом психологических наук Кушниром М.А. И я стала работать по его методике, внося коррективы с учетом особенностей учащихся моего класса.

Процесс обучения чтению понимается не только как воссоздание звукового образа слова, а овладение познавательной, коммуникативной деятельностью. В центре урока стоит содержание текста, его огромный воспитывающий потенциал. Функции урока – максимальное извлечение информации.

Огромной развивающей и обучающей силой обладает тестирование. Тестирование один из приемов проверки качества усвоения читаемого произведения.

Тестирование – индивидуальный опрос или система заданий, предлагаемая одновременно всем учащимся.

Проверка тестирования

Проводится несколько видов тестов, служащих проверке усвоения различного рода материала.

ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (Т.С.)

Тест на усвоение содержания может быть составлен на основе произведения любого жанра или его части. Тест используется при проверке осознанности, начиная с 1 класса.

Все вопросы в 1-м классе задаются с вопросительной интонацией, затем вопросительные предложения заменяются повествовательными предложениями, а дети должны согласиться с утверждением учителя или отвергнуть его.

К концу 1-го класса учащиеся научаются тестированию и, начиная со 2-го класса, необходимо использовать для составления теста повествовательные предложения, читая их с соответствующей интонацией, без выделения слова, несущего основную смысловую нагрузку.

Например: Русская народная сказка “Яичко”.

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.с. + + -               1

1. Жили себе дед да баба, у них была пестрая курочка.

(+) (пестрая окраска, “рябой” - с примесью рыжего.)

2. Снесла курочка яичко на улице (+).

3. Дед нечаянно разбил яичко (-) (мышка хвостиком раздавила).

I I. ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ ОПИСАНИЯ (Т.О.)

Тест на усвоение описания может быть использован, если в тексте имеется описание литературного героя, предмета или явления.

Тест может состоять из вопросов, утверждений, загадок, пословиц, поговорок, определений.

А. ТЕСТ, СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО ОПИСАНИЯ ГЕРОЯ.

Перед чтением произведения дается задание учащимся запомнить внешний вид героя.

Русская народная сказка “Снегурочка”.

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.о.                     1

1. Снегурочка. (Девочка беленькая, как снежок.)

2. Подружки.

Б. ТЕСТ, СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВНЕШНОСТИ, ХАРАКТЕРА, СКЛАДА УМА ГЕРОЯ.

На доске заранее написаны имена тех героев, на которых дается описание, с указанием номера по порядку.

Ученики должны указать номер того героя в соответствующей графе, кому соответствует описание.

А.Толстой “Приключения Буратино”.

1. Умная, строгая, с голубыми волосами. 1. Лиса.
2. Хитрая плутовка, рыжая. 2. Мальвина.
3. Негодяй, жадный, злой, с длинной бородой. 3. Буратино.
4. Непослушный, деревянный, с длинным носом. 4. Базилио.
5. Разбойник, хитрый, жадный, усатый. 5. Карабас Барабас.

 

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.о. 2 1 5 3 4           1

Ученики должны указать номер того героя в соответствующей графе, кому соответствует описание.

Данные тесты обычно проводятся тогда, когда после чтения составляется характеристика героя: внешний вид, черты характера, что необходимо для подготовки к мини-сочинениям.

В. ТЕСТ, СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК.

Тест, составленный на основе пословиц и поговорок, связан с усвоением описания и используется в том случае, если требуется оценить поступки одного или нескольких литературных героев, раскрыть их характер.

Соответствует ли смысл данной пословицы (поговорки) характеру данного героя. Ученики должны подумать над смыслом пословицы, над поступками и характером героя и решить, подходит ли она к данному герою.

В.Осеева “Волшебное слово”.

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.о. 1,2 3,4 1 1 5            

Г. ТЕСТ, СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОСНОВЕ ЗАГАДОК.

Цель: используется для проверки понимания произведения.

Пример: проверка понимания явлений природы.

Запись на графопроекторе:

  1. Осень.
  2. Зима.
  3. Весна.
  4. Лето.

Учитель зачитывает загадки, ученики отмечают явления природы.

Загадки о временах года.

1.

Сердита матка, да прикрыла деток
до красного дня пуховым одеяльцем.

2.

Прилетела пава, села на лаву,
распустила перья для всякого зелья.

Вид теста 1 2 3 4 Оценочная шкала
Т.о. 2 3      

Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой труд, свое отношение к окружающему миру, к явлениям природы. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы.

III. ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ (Т. СЛ.)

Цель. Расширять словарный запас учащихся, научить их понимать лексическое значение слов.

Тест на усвоение лексического значения слов служит для проверки качества усвоения лексического значения слов, умения правильно объяснить лексическое значение данных слов.

Детям зачитывается предложение или словосочетание, объясняющее трудное слово, а ученики в своих тесторах проставляют № нужного слова, которое соответствует объяснению.

Пример: П.П. Ершов “Конек-горбунок”.

Слова на графопроекторе:

1. Соглядать. 1. Глаза.
2. Малахай. 2. Шалаш, сарай.
3. Очи. 3. Длинная, широкая одежда без пояса.
4. Балаган. 4. Подсмотреть.

 

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.сл. 4 3 1 2              

IV. ТЕСТ НА СООТНЕСЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НАЗВАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Т.П.)

Цель: Упорядочение знаний по прочитанной литературе. Учащимся предлагаю список прочитанных произведений какого-либо автора. Затем зачитываю по порядку отрывки из произведений.

Ученики должны сопоставить отрывок с произведением, из которого он взят.

1 вариант.

1. “Сказка о рыбаке и рыбке”. 1. Свойство зеркальце имело – говорить оно умело.
2. “Сказка о царе Салтане”. 2. И за ними во дворец полетел наш удалец.
3. “Сказка о мертвой царевне”. 3. Не хочу быть вольною царицей.
4. “Сказка о попе…”. 4. Видит, бьется петушок, обратившись на восток…
5. “Сказка о золотом петушке”. 5. Щелк щелку ведь розь.

 

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.п. 3 2 1 5 4            

2 вариант этого теста: на доске фамилии писателей:

1. О.Пройслер. Маленькая Баба-Яга. 1. Вот и стали Иван да Марья куклу из снега лепить.
2. Русская народная сказка Снегурочка. 2. Вышел старик. Стал он макать рукавом и пускать птиц.
3. В.И.Даль. Старик-годовик. 3. Как вихрь помчалась Маленькая Баба-Яга на новой метле.

 

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.п. 3 2 1                

Задание для учеников: назвать, отметить в тесте автора произведения, чей отрывок зачитывался.

V. ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (Т.Ф.).

Понимание фразеологизмов при чтении является показателем уровня владения родным языком. Фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и очень образно характеризуют все стороны окружающей действительности.

В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разрывать, они имеют одно целостное значение. Например, нужно сказать, что мы очень рано встали. Для этого мы используем выражение “ЧУТЬ СВЕТ”. Такое выражение называется фразеологизмом.

Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запомнить. Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.

Большинство фразеологизмов употребляется в переносном значении. Так, в Древней Руси сочетание слов “БИТЬ БАКЛУШИ” означало разбивать обрубок дерева на мелкие части – баклуши, из которых потом делали ложки, т.к. делать очень простую, легкую работу. В настоящее время выражение “БИТЬ Б АКЛУШИ” - праздно проводить время, бездельничать.

Слова на доске:

1. Клевать носом. 1. Дремать, засыпать.
2. Заруби на носу. 2. Крепко запомнить.
3. Утереть нос. 3. Сделать что-нибудь хорошо, неожиданно для других.
4. С гулькин нос. 4. Очень мало.
5. Нос к носу. 5. Близко друг к другу.

 

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценочная шкала
Т.ф. 1 2 3 4 5            

Чем больше ученик будет знать фразеологизмов, тем точнее и образнее сможет выразить свою мысль.

Данные тесты были апробированы на учащихся моих классов. На основании полученных данных проводилась коррекция знаний учащихся.

Данная работа с тестами позволила оказать своевременную помощь детям в усвоении литературоведческих понятий при работе с литературными текстами.

Таким образом, наряду с ранее известными методами, я, по возможности, разнообразила работу учащихся над текстом и словом на уроках чтения. Ученики научились полнее представлять само произведение, расширился кругозор младших школьников.

И что самое главное, мои ученики приобщились к чтению художественной литературы.