Интегрированный урок музыки и литературы по теме: "Квартет"

Разделы: Литература, Музыка


Цель урока: Показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.

Задачи урока: 

  • Воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку, образного мышления, развитие богатого воображения.
  • Развитие навыков грамотного, выразительного хорового пения.
  • Познакомить с басней И. А. Крылова “Квартет”.
  • Формирование умения анализировать, выделять главное, делать выводы (видеть мораль).

Оборудование:

  • портреты И. А. Крылова и А. П. Бородина;
  • иллюстрации квартета;
  • стендовые цитаты;
  • раздаточный материал (на столах у каждого ученика отпечатаны понятия прототип и квартет);
  • грамзапись.

Оформление доски:

  • дата и тема урока;
  • знать определения понятий “квартет”, “басня”, “прототип”,
  • эпиграф Ц. А. Кюи,
  • кроссворд,
  • музыкальная запись струнного квартета А. П. Бородина.

Ход урока.

Оргмомент: Со звонком учащиеся заходят и встают у своих рабочих мест.

Слово учителю музыки.

Музыкальное приветствие по тоническому трезвучию:

Здравствуйте, ребята.

Здравствуйте.

Сегодня у нас не просто урок музыки, а интегрированный урок музыки и литературы, т. е. урок объединения двух предметов. И вести будем его мы: Анджелина Владимировна и Инна Николаевна. Цель нашего урока состоит в том, чтобы показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.

Наш урок я хочу начать словами композитора и музыкального критика Ц. А. Кюи:

При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово – полную определённость. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести её до высшего предела,  а это и составляет задачу искусства.

– Сегодня на уроке мы попробуем почувствовать и понять, как усиливает впечатления музыка и литература совместно.

Ещё раз прочтите про себя слова, вникните и ответьте на поставленные вопросы (вопросы на доске):

  1. Что сообщает слову музыка?
  2. Что же даёт слову музыка?
  3. А что даёт соединение поэзии и музыки?

– Ребята, в каких художественных произведениях звучит музыка или музыка является составной его частью?

Ответ учащихся (“ Осёл и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, Кукушка и петух”).

– Какие музыкальные произведения написаны на основе творений поэтов?

Ответ учащихся (опера “Иван Сусанин”, “Борис Годунов”, “Руслан и Людмила”, балет “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, увертюра “Пер Гюнт”).

– Спасибо, вы назвали музыкальные произведения, сказки поэмы, басни. Сегодня мы остановимся непосредственно на баснях.

Слово учителю литературы.

– Назовите, пожалуйста, басни, в которых темой общения главных действующих лиц является музыка?

Ответ учащихся (“Осёл и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”).

– Сегодня мы с вами знакомимся ещё с одной музыкальной басней И. А. Крылова, в которой музыка является одним из действующих лиц, она называется “Квартет”. Но чтобы начать разговор об этой басне, мы должны иметь представление о том, что это такое – квартет.

Слово учителю музыки.

Вот четыре музыканта
Замечательно играют
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.

– Квартет – ансамбль из четырёх исполнителей.

Сочиняли и сочиняют музыкальные произведения с названием “Квартет”.

Классический квартет – произведение из четырёх частей для четырёх исполнителей играющих на струнных, духовых инструментах. Бывают и вокальные квартеты.

Прослушайте русскую народную песню “Как у наших у ворот”, исполненную квартетом.

(Исполняет ансамбль учителя с учениками: баян, балалайка, фортепиано, треугольник).

Слово учителю литературы.

– Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басни И. А. Крылова, назвать её прототип.

Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа.

Не является исключением и басня “Квартет”.

Слово ученику (историческая справка):

– Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет в составе Мордвинова, Завадовского, Лопухина, Аракчеева, преобразованный в 1810 году Александром I. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам.

(Чтение басни “Квартет” учениками по ролям).

Слово учителю литературы.

Анализ басни.

– Хорошо, басню мы прослушали. А теперь я вас попрошу вернуться к первым строчкам басни.

Всего девять строк, а понять из них можно очень многое. Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям.

  • Верит ли он, что у них что-то получится?
  • Какими словами он передаёт желание зверей сыграть квартет? (Затеяли).
  • Какими глаголами И. А. Крылов передаёт их игру? (Ударили в смычки, дерут).
  • А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут лес и горы)
  • А кто же участники квартета? ( Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, Косолапый Мишка)
  • Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится?

Давайте поговорим о каждом участнике квартета отдельно.

  • Первая участница квартета Мартышка. Как называет её автор? (Проказница).
  • Расскажите, пожалуйста, об этом животном.
  • Может, вспомните какие-либо крылатые выражения, помогающие дать ей характеристику. Подберите эпитеты.

Хорошо. Вы дали словесный портрет этой героини. А теперь давайте обратимся к музыке. Пусть она поможет создать этот образ более полно.

Слово учителю музыки.

– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Исполняется два произведения разные по характеру).

Слово учителю литературы.

– Следующий герой – Осёл.

– Что о нём можно сказать, как о животном, какой из него выйдет музыкант?

– А теперь опять обратимся к музыке, какая она должна быть, чтобы иметь наиболее полное представление?

Слово учителю музыки.

– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Одна мелодия в медленном темпе, другая в быстром).

Слово учителю литературы

Следующий герой – Козёл, подберите эпитеты дающие характеристику данному герою.

– Последний участник квартета – Мишка.

– Как называет его Крылов?

– Какой это герой?

– Что можно сказать о музыкальных способностях медведя?

– Кто же разоблачает их невежество?

– Кто стал их судьёй?

– А как вы думаете, почему именно он?

– Пусть опять на помощь нам придёт музыка и поможет нам увидеть соловья.

Слово учителю музыки.

– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Одна мелодия в медленном темпе, другая в быстром).

Слово учителю литературы.

– А как в этой басне выражена главная мысль, мораль?

– А как вы поняли суть морали?

– Важно не только уметь играть или сидеть по-особому, но и иметь способности.

– Так о чём же эта басня, кого она высмеивает?

(Она разоблачает людей хвастливых, берущихся не за своё дело).

– А сейчас давайте прослушаем басню ещё раз, но на этот раз в сопровождении музыки.

(Чтение басни в сопровождении музыки)

Слово учителю музыки

– Вы прослушали чтение басни два раза, что дала музыка?

(Ответы учащихся).

– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыка и литература дополняют друг друга, усиливают впечатления при прослушивании произведений.

Прослушайте струнный квартет А.П. Бородина.

– Как звучат инструменты в руках умелых музыкантов?

Закрепление новой темы “Квартет”.

Предложить ученикам решить кроссворд.

Дано ключевое слово КВАРТЕТ.

Кроссворд

По горизонтали.

  1. Кто написал басню Квартет?
  2. На каких инструментах играли звери?
  3. Что представляет собой поэма Г. Свиридова, написанная памяти С.Есенина.
  4. Один из горе-музыкантов в басне “Квартет”.
  5. Высокий мужской голос.
  6. Каким оркестром исполняют симфонии?

Итог:

  • Ещё раз повторим, что даёт музыке литература?
  • Что даёт литературе музыка?

Музыка и литература дополняют друг друга, усиливает впечатления.

Исполнение песни на усмотрение учителя.