День науки "Первооткрыватели"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


103550 Груздева Л

Цель:

  • Развитие познавательных интересов младших школьников.

Задачи:

    Создание условий для получения новых знаний через коллективно-распределенную деятельность.

  • Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, культуры поведения.

Оборудование:

Макет корабля-парусника, штурвал, маршрут путешествий каждого класса, декорации, музыкальное оформление.

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие лицеисты!

Ведущий 2.

Здравствуйте, уважаемые учителя и родители.

Ведущий 1.

Позвольте начать наш праздник, который мы посвящаем первооткрывателям.

Ведущий 2.

В наше время мир стал совсем маленьким. Спутники облетают земной шар в считанные минуты, радио и телевидение приносят информацию из самых отдаленных уголков планеты, и всего несколько часов полета требуется туристам из Европы, чтобы попасть на противоположную сторону Земли.

Ведущий 1.

Но так было не всегда. Еще в прошлом веке на переход через Атлантику уходило несколько недель, а парусные суда добирались до Индии не один месяц. Огромные степи и пустыни Центральной Азии были так же мало знакомы европейцам, как и влажные тропики Конго или вечные льды Антарктиды.

Ведущий 2.

И если сегодня мы знаем свою Землю лучше, чем во времена античности, то это заслуга отважных мореплавателей, мужественных первопроходцев и неутомимых исследователей.

Ведущий 1.

Невзирая на подстерегавшие их опасности, реальные или воображаемые, они смело устремлялись в неизведанное, куда влекла их жажда славы и военных почестей, желание найти золото, драгоценные камни и экзотические пряности, открыть новые торговые пути, приобщить другие народы к своей вере или просто любопытство и тяга к знаниям.

Ведущий 2.

Русский ученый, исследователь, первооткрыватель Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-4888) родился в 1846 году в Новгородской губернии в семье инженера, но в том же году отца назначили начальником Санкт-Петербургской пассажирской станции, и вся семья переехала в столицу.

Образование Николай Николаевич получил на отделении естественных наук физико-математического факультета столичного университета.

В 1866 году Миклухо-Маклай посетил Канарские острова, где, сочетая приятное с полезным, изучал обитателей морских глубин.

Ведущий 1.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай путешествовал по Красному морю, побывал на Малайском архипелаге, на полуострове Малакка, на островах Океании и в Австралии.

В ту пору многое представлялось европейцам большим белым пятном, в особенности в таких регионах, как Юго-Восточная Азия, Океания, Австралия.

Мы приглашаем всех совершить путешествие с Миклухо-Маклаем на остров Гвинея.

Выступление учащихся 2-ых классов.

Ведущий 1.

Дорогие ребята, если б не было школ, мы бы так и не узнали имена знаменитых первооткрывателей.

(Песня “Если б не было школ” в исполнении учащихся 2-ых классов.)

Ведущий 2.

Знаменитый испанский мореплаватель Христофор Колумб так до конца жизни и не узнал, что открыл Америку.

Выступление учащихся 4 “б” класса. (Приложение 1)

Ведущий 1.

Дорог в мире много и, самое главное, найти нужную, которая всем приносит только хорошее, доброе, светлое.

(Песня “Дорога добра” в исполнении учащихся 4 “б” класса.)

Ведущий 2.

Наши соотечественники всегда проявляли особый интерес к Арктике.

Ведущий 1.

В конце XVI столетия “пробили и отворили широкую дверь в Сибирь”. Всего лишь за 60 лет, оставив позади многие тысячи километров, русские люди, охотники-промысловики и казаки пробились к берегам Тихого океана и Амура, достигнув на востоке и северо-востоке края Сибирской земли.

Ведущий 2.

Храбрейшим среди храбрых и удачливейшим среди удачливых был Семен Иванович Дежнев (1605-1673), уроженец Русского Севера.

Ведущий 1.

А сейчас нам предстоит совершить путь к тайнам мироздания через Арктику.

Выступление учащихся 4 “а” класса. (Приложение 2)

Ведущий 1.

Команде первооткрывателей все по плечу, если они очень дружны.

(Песня в исполнении учащихся 4 “а” класса.)

Ведущий 2.

Тверской купец Афанасий Никитин 6 лет путешествовал по Востоку. Путевые записки Афанасия Никитина называются “Хождение за три моря”.

Ведущий 1.

До Никитина на Руси об Индии знали как о богатой стране, где всюду лежат золото и драгоценные камни. Рассказывали о пышных царских палатах и изумительных по красоте храмах. Но никто не знал о быте, обычаях и жизни народов, населявших Индию. Именно Афанасий Никитин первым на Руси описал жизнь простых индийцев, и в этом главная ценность его исследований.

Ведущий 2.

Афанасий Никитин чрезвычайно популярен и в Индии. Его “Хождение” переведено на многие языки. В столице этой страны – Дели, есть колледж, который назван его именем, где изучают русский язык и русскую культуру.

Выступление учащихся 1-ых классов.

Ведущий 1.

Для того, чтобы преодолеть все трудности, нужна дружная команда, которая все беды и радости делит пополам.

(Песня в исполнении учащихся 1-ых классов.)

Ведущий 1.

Открытие новых земель – одна из самых захватывающих и увлекательных страниц мировой истории. Соприкосновение с чужой культурой расширяло привычную для европейцев картину мира и обогащало их жизненный опыт.

Ведущий 2.

Приглашаем всех совершить кругосветное путешествие под руководством русского ученого Ивана Федоровича Крузенштерна.

Выступление учащихся 3 “а” класса.

Ведущий 1.

В исполнении лицеистов 3 “а” класса звучит песня “Веришь или нет” – это музыкальный подарок вам, дорогие учителя и родители, которые верят в детские фантазии и помогают их осуществлению. Благодаря всем вам у нас сегодня такой замечательный праздник.

(Песня “Веришь или нет” в исполнении учащихся 3 “а” класса.)

Ведущий 1.

О том, что где-то на самом Крайнем Юге Южного полушария есть земля, люди начали догадываться еще в незапамятные времена.

Ведущий 2.

И только в XVIII столетии прославленный английский мореплаватель Джеймс Кук приступил к планомерным поискам Неведомой Южной Земли.

Ведущий 1.

Но открыть шестой континент посчастливилось русским первооткрывателям Беллинсгаузену и Лазареву М.
28 января 1820 года – день открытия Антарктиды.

Выступление учащихся 3 “б” класса.

Ведущий 2.

Вот и подошел наш праздник к концу. Первооткрывателям дружба помогала делать открытия.

Ведущий 1.

Нам дружба помогла сделать такой замечательный праздник.

Ведущий 2.

И для всех звучит песня о дружбе в исполнении учащихся 3 “б” класса.

Ведущий 1.

Слово предоставляется … (директору лицея Крайзман В.Е., заместителю директора по воспитательной работе Груздевой Л.А.)

Приложение 1.

Сценарий “Христофор Колумб”

Вед.

Он был итальянцем, но своими открытиями прославил Испанию. Он открыл новый материк, но имя его носит всего лишь одна страна на этом материке. О ком идет речь?

Вед.1.

Да, это Христофор Колумб – самый знаменитый путешественник в мире. Он совершил величайшее открытие Америки.

Вед.2.

Христофор Колумб родился в Италии. Еще совсем мальчиком, он совершил свое первое плавание. Колумб любил море и любил путешествия.

Вед.1.

В XV веке большинство людей думало, что Земля плоская. Колумб считал, что она круглая. Он собирался проверить это. Несколько лет он собирал деньги на свое путешествие. Наконец, испанская королева Изабелла и король Фердинанд выделили Колумбу нужные средства.

Вед.2.

3 августа 1492 года Колумб со своими товарищами на трех кораблях отплыл из Испании. Самым большим кораблем была “Санта-Мария”. Ее капитаном был сам Колумб.

Вед.1.

В те времена плавать вдали от берегов было не принято, и команда, не видя земли уже много дней, начала беспокоиться.

Моряк 1

(С биноклем)

Слушай, Мартин, мы уже месяц в море, и до сих пор не видно земли. Кругом одна вода…

Моряк 2

Говорят, что в этом странном Саргассовом море живут огромные чудовища. Днем их не видно. А по ночам их глаза начинают светиться, и они издают страшные звуки.

Моряк 1

Наверное, наш капитан сбился с курса. Он не знает, куда плыть, но не хочет в этом признаться. Мы все погибнем в океане…

Колумб

(Сидит за столиком, делает записи в своем дневнике)

Много дней в море. Мечтаю открыть путь на Дальний Восток. Мой девиз: “Золото. Бог. Китай”. Команда устала, многие недовольны, но я верю, что мы найдем новые земли. Плавание продолжается”

Моряк 1

(Глядя в бинокль)

Вижу землю! Вижу землю! Земля!

Вед.2.

12 октября 1492 года после двух месяцев плавания в открытом океане дозорный увидел землю.

Колумб

Называю этот остров Сан-Сальвадор в честь королевы Изабеллы и короля Фердинанда.

Вед.1.

Жители острова оказались дружелюбными и охотно поделились товарами с испанцами.

Танец “Моряки. Колумб. Туземцы.”

Вед.2.

Колумб недолго оставался на гостеприимном острове. Взяв несколько проводников из туземцев, он продолжил плавание в поисках Китая и его сокровищ.

Вед.1.

Но под Рождество корабль “Санта-Мария” наткнулся на подводный риф и потерпел крушение.

Вед.2.

Когда Колумб вернулся в Испанию, его встречали как героя.

(Сцена встречи Колумба испанцами)

Вед.1.

Открытые Колумбом земли получили название Индии, так как путешественники думали, что побывали у берегов Азии в Индийском океане.

Вед.2.

До конца дней своих Колумб так и не узнал, что открытые им земли – это новый неведомый материк, который позднее назвали Америкой.

Вед.1.

Имя великого мореплавателя и путешественника Христофора Колумба известно во всем мире.

Приложение 2.

Сценарий

“Путь к тайнам мироздания. Землепроходец и первооткрыватель Семен Дежнев”

Действие 1.

Свет погашен. На сцене стол, стулья, развешена карта.

Диктор Верша свой круг, назначенный от века,

Роняет небо наземь хлопья снега,

И кутает особенная нега

Седой земли немеющий покров.

Музыка громче, затем снова тише.
Диктор Необозримые, леденящие душу пространства…

Тысячи неизведанных километров…

Что влечет туда людей?..

Что заставляет отказаться от домашнего уюта и отправиться в путь, на поиск новых земель? Желание проявить характер?.. Покорить непокорное?.. Или доказать что-то там себе и другим? А, может быть, в неведомых землях отважные исследователи пролагают пути к тайнам мироздания?.. Кто знает…

Музыка затихает, зажигается свет в задней и левой сторонах сцены.

Действие 2.

Ребята (кроме Вити) за столом. Переговариваются. Дима смотрит на часы.

Дима Ну что, ребята, пора начинать наше заседание, а Вити до сих пор нет. Что будем делать?
(Быстрым шагом входит Витя).
Витя Ребята, смотрите, что я нашел в библиотеке! Я принес карту с маршрутами Семена Дежнева. Экспедиция Дежнева сделала выдающееся открытие. Было доказано существование пролива между Азией и Америкой, открыт морской путь вокруг северо-восточной Азии, описаны Чукотский полуостров и река Анадырь. Ведь фактически пролив, который находится между Азией и Америкой, и который мы называем Беринговым, первым открыл именно Семен Дежнев.
Даша Ой! Он один из нас такой любознательный! Я тоже, ребята, узнала, что Семен Дежнев сделал свое открытие в XVII веке, в 1648 году. Он открыл морской проход между Азией и Америкой. Как сказал Витя, доказал существование пролива между Азией и Америкой.
Дима Наши соотечественники всегда проявляли интерес к Арктике.
Саша Вот бы попасть в то время и попутешествовать вместе с экспедицией, побывать в тех местах, где все это происходило!..
Витя Да, это было бы просто здорово!
(Музыка, гаснет свет)

Действие 3.

На сцене царь Алексей Михайлович (Миша), барыня (Кристина)

Уже сидят или медленно, важно входят и царь садится на стул. Заходит боярин (Саша), кланяется царю.

Саша Царь-батюшка! К тебе с челобитной Семен Дежнев из самой Сибири прибыл!
Миша (Взмахивая рукой или стукнув об пол палкой)

пусть войдет!

Входит Дежнев (Андрей), снимает шапку, кланяется царю.
Андрей Дозволь, государь, собрать люд ученый и служивый в поход по северным землям. Ибо земли сии бескрайние и неизведанные хранят тайны и сокровища неисчислимые, а могли бы во благо процветания государства Российского и твоего блага, (снова кланяется), государь, полезны быть!
Миша

Ну что же! Быть посему! (Стучит палкой об пол) Повелеваю: снарядить торгово-промысловую экспедицию в земли Северные. Пусть послужат во благо процветания Руси!

(Гаснет свет, музыка)
Диктор

Дежнев Семен Иванович – выдающийся русский путешественник. Родился в 1605 году в г. Великий Устюг. Был на казачьей службе в г. Тобольске, а затем в Енисейске. Первые сведения о появлении Дежнева в Якутске относятся к 1638-1639 годам.

Действие 4.

Свет, снова ребята за столом.

Витя (Показывая по карте)

Ребята! А из Якутска Дежнев ходил в район Яны и Индигирки. Вскоре он проплыл по Индигирке до Северного Ледовитого океана. Добрался морским путем до реки Колымы, где принял участие в основании Нижне-Колымского острога.

Диана

А я знаю, что это поселение стало отправной базой великого морского путешествия Дежнева, непосредственная цель которого состояла в поисках лежбищ моржей и достижения реки Анадырь, слухи о которой доходили до Нижне-Колымска.

Даша

Под начальством Федота Алексеева (приказчика устюжского купца), известного под фамилией Попов, была организована торгово-промышленная экспедиция. Дежнев присоединился к экспедиции в качестве представителя государственной власти.

Дима

Да, славное было время! Славное, но трудное! Первым быть всегда трудно.

Катя и Саша

Мы бы тоже поучаствовали в этой экспедиции!

Звучит музыка.

Диктор

Однако плавание экспедиции летом 1647 года не увенчалось успехом. Тяжелые люди загромоздили устье реки Колымы и помешали выходу в море. 20 июня 1648 года экспедиция вышла в повторное плавание. Обогнув морем Чукотский полуостров с Севера, члены экспедиции достигли пролива между Азией и Америкой. Семен Дежнев впоследствии описал в своих докладных крайнюю восточную оконечность Азии. На островах Диамида он впервые увидел эскимосов.

Музыка, танец шамана и эскимоски, северное сияние.

Финал.

Катя

Основав Анадырский острог, Семен Дежнев обследовал бассейн реки Анадырь.

Саша

В Анадырском заливе открыл богатое лежбище моржа и организовал его промысел.

Даша

Обогнув морем Чукотский полуостров с севера, члены экспедиции достигли пролива между Азией и Америкой.

Витя

В 60-ых и начале 70-ых годов XVII века Дежнев несколько раз ездил с ценным грузом – моржевым клыком и пушниной из Якутска в Москву.

Кирилл

В Москве он был произведен в атаманы.

Миша

Именем Дежнева названа крайняя восточная оконечность Азии.

Кристина

А также хребет на Чукотке, бухта на западном побережье Берингова моря и населенный пункт на Амуре.

Диктор

Отчего не ходить в походы,

И на подвиги не пускаться,

И не странствовать год за годом,

Если есть куда возвращаться?

Отчего не поставить парус,

Открывая дальние страны,

Если есть великая малость –

Берег родины за туманом.

Занавес.