Урок природоведения, 3-й класс, "Природа и люди — одно целое"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Экология

Класс: 3


Цель: углубить знания о взаимодействиях в природе, доказать неразрывную связь людей с окружающей средой. Формировать умение работать с дополнительной литературой, учить делать выводы. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Колобок, нарисованные картины на плакате, магнитофон и записи на пленке, на каждого ученика отпечатанный кроссворд, светофорчики с зеленым и красным цветом.

Ход урока

1. Сообщение темы урока:

- Сегодня мы обобщим наши знания о взаимосвязях в природе, докажем, что мы частичка природы.

- Урок у нас будет необычный, урок – путешествие. Совершить это путешествие нам поможет колобок.

2. Рассказ учителя.

- Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. В окружающую среду поступают углекислый газ и все отходы жизненной и хозяйственной деятельности человека. Взаимодействие человека и природы должно основываться на знаниях о природе. Если же люди, не зная экономических связей, начинают хозяйственную деятельность, то это приводит к экологической катастрофе, когда гибнет все живое.

Чтобы сохранить нашу землю живой, цветущей, здоровой, надо заботиться о природе родного края.

Начинаем свое путешествие в природу с Колобком.

Вспомним сказку про Колобка. Жили-были старик со старухой. Однажды они решили испечь Колобок. Поскребли муку по коробу, помели по сусеку, наскребли муки, замесили ее на сметане, состряпали колобок, испекли и на окошко студить положили. Колобок полежал, полежал, взял и покатился.

3. Загадка.

Отгадайте, куда покатился Колобок.

Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший, он им протянет сотни рук и тысячи ладошек. (Лес)

Рис. 1

- Правильно, остановился Колобок в лесу.

- Послушайте пение птиц в лесу.

- Какие бывают леса?

- Какие растения растут в лесу?

- Что еще растет в лесу? (Грибы)

- Что вы знаете о грибах?

- Как надо их правильно собирать?

Учитель:

Грибы – самостоятельное царство живой природы. Их около 100000 видов. Они растут в лесу, на земле, на лугу и даже на грядках.

4. Реферат о лесе.

5. Чтение стихотворения.

“В лесу” Т.Белозеров [1].

6. Покатился Колобок дальше, а куда? Отгадайте сами:

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой,

Он желт, и синь, и ал!

Что же это за ковер? (Луг)

Рис. 2

Прослушивание стрекотания насекомых.

- Где встречаются луга?

- Что с ними происходит весной?

- Какая трава растет на лугах?

- Какое сено получается из трав? (Зеленое, душистое)

7. Реферат о луге

Дополните ваши знания о луге.

8. Стихотворение.

Т.Белозеров “Лесная сказка” [1]

9. Физминутка.

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед.

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх.

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

10. Покатился Колобок вдоль луга, и мы видим:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море.

Что это? (Река)

Рис. 3

Музыка: Б.Ярков “Омские улицы”.

- Для чего нужна вода?

- Как надо относиться к воде?

- Как называется наша река?

- Что вы можете сказать о ней?

11. Реферат о реке Иртыш.

Чтение стихотворения Т.Белозерова “Вечерний Иртыш” [1].

12. И вот Колобок вернулся к нам из путешествия.

Отгадайте, о ком сейчас мы говорить будем.

Две ходули,

Два махала,

Два смотрила,

Одно кивало. (Человек)

Рис. 4

- Как вы понимаете природоохранные работы?

- Как вы можете заботиться о природе?

13. Реферат “Отношение людей к природе”

Чтение стихотворения “Голос природы” Мартынов [2].

14. Колобок предлагает вам викторину.

Отвечаете на вопросы кратко, письменно.

  • Какие птицы прилетают к нам весной раньше всех?
  • Какие хвойные деревья растут в лесах Омской области?
  • Какую ягоду называют северным гранатом?
  • Какая птица умело подражает голоса многих птиц?
  • Назовите самого прожорливого хищника планеты?
  • Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, разжигать костер?

15. Еще у нас Колобок умеет хорошо решать задачи и вам предлагает решить экологические задачи.

  • Шмель вырастает до 5 сантиметров, а комар на 4 сантиметра меньше. Определите размер комара.
  • Высота кукурузы 5 метров, а корни уходят вглубь до 2-х метров. Какова общая высота кукурузы?
  • Соловьи откладывают до 5-ти яиц, а синицы до 13-ти. Кто откладывает больше и на сколько?
  • В лесах гнездятся 244 вида птиц, а остаются зимовать на 200 видов меньше. Сколько видов птиц остается зимовать?
  • Отгадывание кроссворда

Рис. 5

16. Итог урока.

  • Понравился ли вам урок?
  • Хотите, чтобы Колобок пришел к вам в гости еще?
  • Сделаем вывод об отношении человека к природе.

Игра.

Я называю правило, а вы поднимаете светофорчики. Если утверждение верное, поднимаете зеленый светофорчик, если нет – красный.

Рис. 6

  • Ломать ветки деревьев для костра.
  • Убирать за собой мусор в лесу.
  • Перед уходом хорошо затушить огонь.
  • Нарвать букет из полевых цветов.
  • Ловить птенчиков и детенышей зверей.
  • Подкармливать птиц.
  • Ловить лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники.
  • Сажать деревья, цветы, делать кормушки, скворечники.

Молодцы!

Литература

  1. Т. М. Белозеров. Подснежники. Стихи и сказки. Омск, 1982
  2. Л. Мартынов. Стихи. Омск, 1984.