Час общения для учащихся 5-го класса по теме: "Штрихи к портрету гимназиста"

Разделы: Классное руководство


Цели: раскрыть черты общительного человека, увеличить широту контактов, развивать навыки общения, активизировать процесс самопознания, развивать творческое самовыражение при помощи рисования, содействовать сплочению группы.

Оборудование: плакат “Построим свой мир”, 5 половинок ватмана, фломастеры, кружки 2-х цветов на каждого участника, магнитофон, кассеты с песней “Улыбка”, инструментальная музыка, 2 карточки со словами “общительный”, 1 карточка со словом “замкнутый”, по 4,5 полосок 3-х цветов, 3 тарелочки.

На доске афоризм:

“Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим”.

Ларошфуко

Ход занятия

1. Вступительное слово воспитателя. Мотивация. Целеполагание.

На прошлом часе общения мы определяли, каким должен быть гимназист, назвали его основные качества. Прочитайте качества гимназиста (чтение с плаката, рис.1). Объясните, что значит общительный человек?

Рис. 1

Рис. 1

На доске выстраивается схема общительного человека на основании ответов ребят. (рис. 2)

Рис. 2

Рис. 2

Важно ли быть общительным? Для чего? Сегодня на часе общения мы постараемся раскрыть смысл: что значит общительный человек и поучимся им быть.

Итак, мы выделили основные черты общительного человека. Как называют необщительного человека? Словарь Ожегова: “Замкнутый — обособленный, отъединенный от общества людей, занятый своими узкими интересами”. Очень метко об этой черте сказал один из мудрых людей —  Ларошфуко. Зачитывается афоризм.

Общительность и замкнутость – это как два полюса. Тот, кто находится на одном полюсе, уходит от общения с другими людьми, а тот, кто на другом полюсе – уходит от общения с самим собой. Несмотря на то, что это качество задано нам от рождения, его можно развивать. Человек сам может регулировать уровень общения и управлять своим общением. Важно самому понимать, есть ли у меня желание общаться, или я вынужден много общаться; есть ли у меня желание быть одному, самим с собой, или я хочу, но не могу, не умею общаться с другими и поэтому не общаюсь.

2. Диагностический срез.

Мы раскрыли черты общительного человека. Сейчас каждый из вас определит свое место между двумя полюсами и отметит его кружком зеленого цвета. Место, на котором вы сейчас находитесь (рис.3).

Рис. 3

Рис. 3

3. Игровое упражнение “Улыбка”. Используется музыка.

Одним из характерных признаков, отличающих общительного человека, вы назвали улыбчивость. Это означает, что первым знаком приветствия, обращения должна быть доброжелательная улыбка. И не только в группе, пусть это станет вашей хорошей новой привычкой при общении с другими людьми. Рассчитайтесь на 1, 2. Образуем два круга. Кто под № 1 – внутренний круг, кто под № 2 – внешний круг. Ваша задача: улыбнуться друг другу и сказать приятные слова. По моему хлопку внешний круг сдвигается на одного человека вправо, а внутренний круг стоит на месте. Задача – улыбнуться друг другу, сказать приятные слова. Упражнение продолжаем до тех пор, пока пары, которые были в самом начале упражнения не встретятся. Обратите внимание на свои ощущения.

Обсуждение: Что вы чувствовали, улыбаясь другому человеку? Что вы чувствовали, когда улыбка была адресована вам?

4. Игровое упражнение “Рукопожатие”.

Сегодня мы говорим о том, что общительный человек первым идет на контакт. Сейчас мы продолжим общаться. Пока звучит музыка (первый куплет “Улыбка”) вашей задачей является: пожать как можно больше рук за это время. Каждый считает при этом, сколько рук он пожал. Не забывайте об улыбке.

Обсуждение: Кто пожал 50 рук?, 45?, 40?, 30?, 25?, менее 25? Самым общительным в данный момент у нас оказался… Насколько вы были активны в общении или пожимали только руки тех, кто подходил?

5. Деление на группы. Рисунок “Общительный человек”.

Деление на 3 группы происходит по полоскам разного цвета. Нарисуйте, как вы представляете себе общительного человека. Рисуйте так, как вы можете. Работаете 5 минут, за одну минуту до окончания я вас предупрежу. Когда будете готовы, обсудите, кто из вас расскажет, что вы изобразили на своем рисунке. (Используется музыка).

6. Выставка рисунков. Обсуждение.

7. Рефлексия. Итог.

Вернемся к шкале (рис. 4). Эти кружки вы расставляли в начале часа общения. Подумайте сейчас, в данный момент, где вы можете находиться на шкале между полюсами. Возьмите кружок (желтый) и отметьте это место на шкале. Сравните расположение двух кружков разного цвета. Итог.

Рис. 4

Рис. 4

Мы сегодня сделали лишь небольшой штрих к портрету гимназиста. Над всеми остальными качествами будем работать на других часах общения.

  • Что понравилось на часе общения?
  • Что показалось трудным?

Прощание. В центр правая ладонь, кладем их друг на друга, в центр левая ладонь, кладем их друг на друга. Помолчим, а теперь хором: “До свидания. Успехов”.