Работа над корневыми орфограммами на уроках русского языка в начальных классах

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Урок русского языка в 3-м классе (1-4)
Тема: Правописание слов с парными согласными

Тип урока: урок закрепления знаний.

Система целей.

– Общедидактическая цель (ОДЦ): вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
– Образовательный аспект: формировать умение распознавать парные согласные в слове, уточнить знания об особенностях проверочных слов, упражняться в подборе проверочных слов и в правильном написании слов с парными согласными.
– Воспитательный аспект: создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах и группах, выслушивать и уважать мнение других.
– Развивающий аспект: создать условия для развития мышления и речи, развития орфографической зоркости, развитие потребности и навыка совместного поиска ответа на поставленную задачу.

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Минутка чистописания, мотивация, целеполагание.

Отгадайте загадку: круглый бок, жёлтый бок, лежит на грядке колобок. (репа)

В какой сказке репа является главной героиней? Кто её написал?

Выросла репка на славу, и пришло тянуть её много друзей. Кто был первым? (де...) Кто вторым?(ба...ка) А кто пятым? (ко...ка) А шестым? (мы...ка) Почему они всё-таки смогли вытянуть большую-пребольшую репку? (потому что работали все вместе, сообща). Если мы тоже будем работать дружно, помогая друг другу, то добьёмся хороших результатов.

Почему во всех этих словах пропущены буквы? На какую орфограмму все эти слова? ( …) Назовите парные звонкие согласные. Запишем их. У каждого звонкого согласного есть друг – глухой согласный. Вспомните, какие у них друзья.

Попытайтесь догадаться, чем мы будем сегодня заниматься на уроке. Сформулируйте тему урока. Поставьте учебную задачу на урок.

Эпиграфом нашего урока будут следующие строки:

Парные согласные
Бывают такие опасные.
Звук хоть и ясно слышится,
А буква другая пишется.

(т.е. иногда произношение отличается от написания). Чтобы написать слово правильно, его нужно …)

Сегодня мы и будем упражняться в подборе проверочных слов и в правильном написании слов с парными согласными в корне.

А зачем нам надо это знать? (…) Сейчас мы отправимся в путешествие в страну Грамотландию.

Догадайтесь, кто жители этой страны? (только грамотные люди). А чтобы и нам стать чуточку грамотнее, мы и отправляемся в путь.

3. Пробное применение знаний.

Прочитайте слова на доске. Как всё это назвать одним словом?

1) велосипед 2) машина 3) поезд 4) самолёт 5) трамвай 6) катер 7) такси 8) вертолёт 9) трактор 10) лодка

В каких словах можно допустить ошибку на правописание парных согласных в корне? Выпишите только № этих слов. Найдите среди предложенных слов такое слово, которое состоит из приставки и корня (поезд).

Вывешиваю маршрут путешествия (рис. 1).

Рисунок 1

В каких случаях парные согласные нужно проверять?

1-я станция – “Проверяй”. А теперь давайте вспомним, как можно проверить слова с парными согласными (правило). Какие приёмы нам помогают подбирать проверочные слова? (“один-много”, “назови слово ласково”)

В каждой строке найдите проверочное слово. Докажите, почему оно является проверочным.

Сторож, сторожка, сторожить
Подготовить, подготовка
Резкий, резок, резкие
Мягкие, мягкая, мягок

Задайте к проверочным словам вопрос (что делать? что сделать? каков?). Но каким бы приёмом вы ни пользовались для подбора проверочного слова, в нём после парной согласной должна стоять …

– А сейчас, используя эти приёмы проверки, вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов: ЗАВЯ...КА, ДЕ...СКИЙ СА..., ХРУ...КИЙ ЛЁ..., ПРО...ЬБА . Игра “Потерянные буквы”.

(на наборном полотне выставлены слова с пропущенными буквами, а рядом рассыпаны буквы д, п, т, з, с, д. По одному ученику выбегают к доске, вставляют буквы и доказывают).

2-я станция. Мы прибываем на станцию Ошибок. Прочитайте предложения, записанные на доске. Всё ли вам видно и понятно? Спишите предложения красиво и грамотно.

В конце осени пошёл снек. Подул реский ветер. Задрожали от ветра дерефца.

(записывают)

Какие ошибки вы нашли? Докажите, что здесь действительно допущена ошибка. (Взаимопроверка тетрадей).

Какие вы молодцы! Я так переживала, что вы не найдёте ошибки! (создание ситуации успеха).

Физкультминутка.

Я буду называть слова. Если в них нужна буква Д, то наклон вперёд делают девочки, а если нужна буква Т, то наклон делают мальчики. Будьте внимательны. (Завод, огород, крот, курорт, конфетка, лошадка, таблетка, грядка, площадка, трафарет, бородка, салфетка, ветка, находка).

4. Перенос знаний в необычную ситуацию.

3-я станция – “Зоопарк”. От холода и осенней непогоды замёрзли не только деревья. Зябко в лесу зверям и птицам. Они спрятались от непогоды. Найдите “спрятавшихся” зверей и птиц. Сейчас вы будете работать в группах. (Класс делится на группы по 4 человека).

1 и 2 группы – “ищут” зверей; 3 и 4 группы – “ищут” птиц; 5 и 6 группы – “сочиняют” рифмовки про зверей и птиц.

(Данный вид работы предполагает помимо формирования навыка правописания парных согласных, ещё и развитие мышления, целостного восприятия слова).

Прочитайте внимательно всё задание на карточке, включая подсказку.

Карточка 1

Рисунок 2

Карточка 2

Рисунок 3

Составь “спрятавшиеся” слова на карточках 1 и 2 (слово начинается с буквы, под которой стоит точка). Подумай, какую согласную нужно написать, устно назови проверочное слово. Запиши слово в тетрадь, подчеркни согласную, которую проверял.

Внимание! При обсуждении сильно не шумите, чтобы не мешать работе других ребят. Работайте быстро, помогайте друг другу!

Карточка 3

Рисунок 4

Подсказка:

…словно школьные тетра(т,д)ки.
… глядит из-под повя(с,з)ки.
… высокий рос(т,д) и добрый нра(в,ф).
… разоряет огоро(д,т).
… залегли в глубокий сне(к,г).

Внимание! Все вместе обсудите, как продолжить каждое предложение. Распределите предложения между членами своей группы и каждый ученик запишет к себе в тетрадь по 1 предложению (1 предложение останется запасным).

Проверка. 1,2,3,4-я группы называют “найденные” слова и показывают с помощью орфографических часов букву, которую они написали в этом слове. 5 и 6-я группы зачитывают составленные рифмовки.

Задаётся домашнее задание (по выбору). Упражнение № … на странице … из учебника или подобрать 2-3 загадки, в тексте которых встречаются парные согласные на конце или в середине слова, и записать их в тетрадь.

5. Разноуровневая самостоятельная работа.

4-я станция. А сейчас будет небольшая самостоятельная работа, в ходе которой вы должны показать, как научились применять изученное правило на письме самостоятельно. Мы прибыли на станцию “Выбирай!” (уровневые задания). Вам нужно выбрать то задание, которое вы сможете выполнить.

(Ученики знакомятся со всеми заданиями и делают свой выбор).

Просигнальте мне с помощью сигнальных карточек (1,2,3), какое задание вы выбрали для работы.

Задания для самостоятельной работы:

1. Вставь пропущенные буквы.

Получить бага..., выйти на бере..., найти кла..., букет ро..., вкусный обе..., ранний листопа..., пушистая шу...ка, гла...кая доро...ка.

2. Исправь ошибки.

Среди ретких берёс прячутся в трафке кребкие боровики. В ельнике растут скольские грузди. На ниских пнях жмутся друк к друшке опята.

3. Прочитай слова и словосочетания.

Осенний наря..., бере...ки, ду..., краси..., ре...кий ветер, ни...кие тучи, голые ве...ки, сляко...ь, гря...ь, улетают на ю....

Составь с данными словами и словосочетаниями рассказ о начале или конце осени.

Пока учащиеся работают самостоятельно, учитель проводит индивидуальную работу с 1–2 учениками или по материалам данной самостоятельной работы или по другим индивидуальным заданиям.

Проверка самостоятельной работы: 1 и 2-го задания прверяют по образцу (с обратной стороны доски), а те ученики, которые выполняли 3-е задание, зачитывают свои рассказы.

И вот, наконец, мы приближаемся к долгожданной стране Грамотландии.

Чему мы учились на уроке? Помог ли этот урок нам стать грамотнее? Давайте вернёмся к нашим словам с “опасными местами” из сказки “Репка”, с которых мы начинали урок. Вставим пропущенные буквы в эти слова.

Научились ли мы проверять и правильно писать слова с парными согласными? Какое из высказываний подходит тебе в большей степени?

1) Я хорошо понял эту тему и достаточно легко подбираю проверочные слова (нарисуй на полях тетради “веселое личико”, см. рис.).

2) Я понял, как проверять слова с парными согласными, но иногда затрудняюсь в подборе проверочного слова (нарисуй на полях тетради “серьезное личико”, см. рис.).

3) Я ещё плохо понял эту тему (нарисуй на полях тетради “грустное личико”, см. рис.).

Рисунок 5

На этом уроке мы учились подбирать проверочные слова, упражнялись в правильном написании слов с парными согласными, а дальше вам предстоит отрабатывать это умение, набираться опыта в написании слов с парными согласными в корне.

Обобщающий урок русского языка во 2-м классе по программе “Школа 2100”

Тема: “Безударные гласные в корне слова”

Организация начала урока. Мотивация. Постановка учебной задачи.

Послушайте историю о двух мальчиках:

“Два друга Дима и Витя жили неподалёку друг от друга. Однажды Дима написал своему дружку записку. “Витя, привет! Встричаемся во дваре в 6 чесов. Выхади с мечом. Дима.” Димина сестра, отправляясь в магазин, занесла Вите записку.

– Ну как? – спросил Дима вернувшуюся из магазина сестру.

– Отнесла. Витя сказал, что к шести часам придёт.

В шестом часу Дима собрал во дворе ребят.

– Мяч будет! Витька принесёт, я ему записку написал. Он обещал!

Ровно в шесть часов пришёл Витя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования – длинный деревянный меч. Все дети очень огорчились.”

Почему так получилось?

Какой человек мог написать такую записку?

Незадолго до этого случая Дима приболел. Как вы думаете, какую тему пропустил он в школе? Чего не умеет делать Дима? А вы-то умеете проверять слова с безударными гласными?

Почему важно уметь проверять написание слов? (чтобы быть грамотными, не попадать в такие глупые ситуации, как Дима и Витя).

Поставьте учебную задачу на урок. (…)

Мы уже на протяжении нескольких уроков упражнялись в проверке слов с безударной гласной. Вы считаете, что нам ещё стоит поупражняться? (спросить 2–3 человек).

Расставьте буквы в указанном порядке и вы получите слово:

ЕЩББООНЕИ

6 5 4 2 1 3 7 9 8

Уточните учебную задачу на этот урок. (Cегодня на уроке мы обобщим наши знания по теме: “Безударные гласные в корне слова”)

Скворцы, гнездо, сосна, весна,
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.

Посмотрите на карточки, которые лежат на парте. На них в уголке стоит буква П, т.е. сейчас будет работа в парах.

[Пал’а], [стр’ила], [з’ирно], [вада], [п’ит’орка], [цв’ток], [трава].

Что написано на карточках? Почему слова записаны в квадратных скобочках? Сформулируйте задание для своих товарищей. (…)

Догадайтесь, какие слова здесь записаны. Продиктуйте друг другу по 3 любых слова. Запишите слова грамотно в свою тетрадь.

Проверка.

Кто не допустил ни одной ошибки? Поставьте на полях своей тетради “+”. А как вам это удалось? Поделитесь “секретом” успеха со всеми ребятами. (Знали правило, смогли его применить на письме, были внимательными).

Чтобы грамотно писать, нужны теоретические знания. Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы знаете теоретические вопросы по данной теме? Работать будем в группах. Каждой группе предлагается ответить на 5 вопросов, которые записаны на лепестках цветка.

Вопросы:

1). Какие гласные в слове называются ударными, а какие – безударными?
2). Какие гласные (ударные или безударные) в корне требуют проверки?
3). Назовите 5 гласных, которые в корне нужно проверять.
4). Какие слова являются проверочными?
5). Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне? (составьте алгоритм)

Работая в группе, вы по очереди вытаскиваете по одному вопросу и отвечаете на него. Если кто-то затрудняется с ответом, то передаёт свой вопрос соседу слева. На последний вопрос отвечайте все вместе.

Если вашей группе удалось ответить на вопрос, то переверните лепесток записью вниз. (В результате ответов на вопросы у учащихся постепенно открывается “цветок”). Сколько “лепестков” открыли, на такую оценку и поработала ваша группа.

– Второклассники из другой школы тоже изучали эту тему. В тетради одного из учеников я увидела такие записи.

Денёк, день, деньки;
Угощение, угощать, гости;
Замёрз
, мерзлота, замерзать.

Как вы думаете, какое задание давала им учительница? (…) Почему именно эти слова можно считать проверочными?

Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов: Б.ЛИЗНА, ВЫГЛ.НУЛО, ПТ.НЕЦ, Л.ДЯНОЙ. Игра “Потерянные буквы”. (на наборном полотне выставлены слова с пропущенными буквами, а рядом рассыпаны буквы Е, Я, И. По одному ученику выбегают к доске, вставляют буквы и доказывают ).

Физкультминутка.

Упражнения тренировочного характера (в парах).

Сейчас мы поиграем в школу. Вы будете по очереди то в роли ученика, то в роли учителя. (Ученики, сидящие за одной партой, поворачиваются друг к другу. Каждой паре выдаётся карточка с “дырками” (рис.). На одной стороне записаны слова с пропущенными безударными гласными в корне (рис.), а на обратной стороне – указаны правильные буквы и рядом проверочное слово. Тот ученик, перед которым ответы, выступает в роли “учителя”, а перед которым слова – выступает в роли ученика. Начинает игру “учитель”. Он с помощью простого карандаша выбирает любую “дырку”. Если отвечающий ученик вставил правильно пропущенную букву и доказал правильность проверочным словом, то они меняются ролями. Работаете 2 минуты.

Положите карточку на середину стола ответами вниз. Запишите 5 любых слов грамотно. Подчеркните безударную гласную, которую вы проверяли. Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка).

Рисунок 6

А сейчас будет небольшая самостоятельная работа. Вам нужно выбрать то задание, которое вы сможете выполнить.

(Ученики знакомятся со всеми заданиями и делают свой выбор).

Просигнальте мне с помощью сигнальных карточек (1,2,3), какое задание вы выбрали для работы.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Вставь пропущенные буквы. Не забывай подбирать проверочные слова!

1) Запиши словосочетания. В скобках пиши проверочное слово.

Зв.риные сл.ды, выгл.нул из гн.зда, л.дяная г.ра, шумная д.твора, посм.трел в .кно, зам.ла тр.пинки, л.сной зв.рёк, х.лодная .збушка.

2) Исправь ошибки. Докажи, что написал правильно (устно).

Побижала полесу позёмка. Налител реский ветер. Закочались диревья. Всё вокруг потимнело. Начилась митель.

3) Прочитай слова и словосочетания.

Зимушка-з.ма, укутала сн.жком, зам.ла тр.пинки, ск.вала льдом, к.вром, нар.дила д.ревья.

4) Составь с данными словами и словосочетаниями рассказ о зиме. Запиши рассказ в тетрадь.

Пока учащиеся работают самостоятельно, учитель проводит индивидуальную работу с 1–2 учениками или по материалам данной самостоятельной работы, или по другим индивидуальным заданиям.

Быстрый опрос. На полях тетради поставьте цифры от 1 до 10 столбиком. В каждом предложении пропущена одна буква. Догадайтесь, какая буква пропущена и запишите её около цифры, соответствующей № предложения.

1. Птичка св...ла гнездо под крышей.
2. Мама отв...ла дочку к врачу.
3. Не сп...шите во время еды!
4. Сп...шите упражнение чисто и красиво.
5. Дети пол...скали пушистого котёнка.
6. Мама пол...скала бельё.
7. Наташа громче всех зап...вала эту песню.
8. Больной зап...вал лекарство водой.
9. Пожилой дедушка пос...дел на скамейке и ушёл.
10. Мой дедушка давно пос...дел.

Проверка. Вывешиваю правильные ответы. У кого всё правильно? Поставьте себе на полях “+”. Это были достаточно трудные случаи. Нужно ли нам ещё работать над этой темой? Мы будем к теме “Безударные гласные в корне” обращаться в 3 и 4 классах.

Подведение итогов урока. Какую учебную задачу ставили на урок? Нарисуйте на полях тетради “оценочную шкалу”. Отметьте на ней, где вы находитесь после сегодняшнего урока по теме “Безударные гласные в корне слова”.