Мировой океан и его части

Разделы: География


План урока:

  1. Изучение нового материала – 7–8 минут.
  2. Практическая работа в группах № 1 – 12 минут.
  3. Практическая работа в группах № 2 – 15 минут.
  4. Тест на закрепление материала – 5 минут.
  5. Домашнее задание, разъяснение выполнения – до конца урока.

Тезаурус:

  1. Материк.
  2. Остров.
  3. Архипелаг.
  4. Полуостров.
  5. Море.
  6. Моря внутренние и окраинные.
  7. Залив.
  8. Пролив.

Тема, план урока и тезаурус написаны на доске. Из наглядных пособий – вывешена физическая карта мира.

Часть 1.

Название “океан” происходит от имени мифической реки Океан, которая, по представлениям жителей Древнего Востока, омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало очевидно – материки омывает не река, тем не менее, название сохранилось.

Мировой океан – основная часть гидросферы, воды Мирового океана занимают 75% земной поверхности. Океан един. Первыми это доказали европейцы, огибая земной шар, не пересекая сушу.

Далее учитель дает характеристику основным частям океана и показывает их на карте.

– В океане расположены огромные участки суши – это материки.

– Сравнительно небольшие участки суши называются островами, самый крупный из них – остров Гренландия.

– Острова в океане располагаются группами – их называют архипелагами.

– Части материков и островов, вдающиеся в океан, образуют полуострова.

Далее, при переходе к рассмотрению океанов, ученики рассказывают, почему океаны имеют такие названия – это опережающее задание к уроку.

– Материки и острова делят океана на 4 части:

– Тихий – занимает 50% поверхности Мирового океана;

– Атлантический – второй по площади океана;

– Индийский – третий по площади океана и

– Северный Ледовитый океан.

Следует обратить внимание учеников на то, как правильно показывать границы океанов.

– Части Мирового океана соединяются между собой проливами. Это сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное берегами материков или островов.

– Частью Мирового океана являются моря – они отличаются от океана свойствами воды, течениями, живущими в нём организмами. В зависимости от положения по отношению к океану моря могут быть внутренними или окраинными. Внутренние моря далеко вдаются в материк. Окраинные моря расположены по окраинам материков.

– Части океана, вдающиеся в сушу и свободно сообщающиеся с океаном или морем, называются заливами.

Часть 2.

Практическая работа № 1 в группах. Учащиеся разделяются на 4 группы. Каждая группа получает своё задание. После его выполнения, представитель от группы даёт ответы у доски. Работа № 1 – подготовительная к следующей практической работе и не оценивается.

Группа 1.

Тихий океан и его части.

Задание.

  • Покажите на карте границы Тихого океана. Какие материки омывает Тихий океан?
  • Назовите и покажите на карте крупные острова и архипелаги в Тихом океане.
  • Как Тихий океан связан с другими океанами? Назовите известные вам проливы.
  • Какие моря являются частью океана? Какие из них внутренние, какие окраинные?

Группа 2.

Индийский океан и его части.

Задание.

  • Покажите на карте границы Индийского океана. Какие материки он омывает?
  • Назовите и покажите на карте крупные острова и архипелаги в Индийском океане.
  • Как Индийский океан связан с другими океанами? Назовите известные вам проливы.
  • Какие моря являются частью океана? Какие из них внутренние, какие окраинные?

Группа 3.

Атлантический океан и его части.

Задание.

  • Покажите на карте границы Атлантического океана. Какие материки он омывает?
  • Назовите и покажите на карте крупные острова и архипелаги в Атлантическом океане.
  • Как Атлантический океан связан с другими океанами? Назовите известные вам проливы.
  • Какие моря являются частью океана? Какие из них внутренние, какие окраинные?

Группа 4.

Северный Ледовитый океан и его части.

Задание.

  • Покажите на карте границы Северного Ледовитого океана. Какие материки он омывает?
  • Назовите и покажите на карте крупные острова и архипелаги в океане.
  • Как Северный Ледовитый океан связан с другими океанами? Назовите известные вам проливы.
  • Какие моря являются частью океана? Какие из них внутренние, какие окраинные?

Часть 3.

Практическая работа № 2 выполняется в тех же группа, но уже на оценку в баллах (б). После выполнения работы учащиеся выставляют её сами.

Группа 1.

Задания 1. Какое понятие объединяет эти названия?

Мадагаскар –

Великобритания –

Калимантан –

Новая Земля –

Ответ:

Задание 2. Какие понятия объединяют эти названия?

Черное –

Средиземное –

Балтийское –

Ответ:

Задание 3. Уберите лишнее?

Карибское море

Пиренейский полуостров

Гвинейский залив

Остров Новая Гвинея

Ответ:

Задание 4. Найдите аналогию?

Японское море – Японские острова;

Берингово море – …

Ответ:

Задание 5. Часть – целое?

Полуостров Сомали – Африка;

Полуостров Индостан – …

Ответ:

Группа 2.

Задания 1. Какие понятия объединяют эти названия?

Калимантан

Суматра

Ява

Ответ:

Задание 2. Какое понятие объединяет это название и какое из них лишнее?

Бенгальский –

Гвинейский –

Мексиканский –

Гудзонов –

Ответ:

Задание 3. Уберите лишнее:

О. Исландия

О. Великобритания

О. Куба

О Мадагаскар

Ответ:

Задание 4. Найдите аналогию:

Карибское море – Антильские острова;

Южно-Китайское море …

Ответ:

Задание 5. Часть– целое:

Пиренейский полуостров – Европа;

Камчатский полуостров – …

Ответ:

Группа 3.

Задания 1. Какое понятие объединяет эти названия?

Алеутские –

Курильские –

Японские –

Антильские –

Ответ:

Задание 2. Какие понятия объединяют эти названия?

Сомали –

Аравийский-

Индостан –

Ответ:

Задание 3. Уберите лишнее по 2-м признакам:

Черное море –

Балтийское море –

Карибское море –

Ответ:

Задание 4. Найдите аналогию:

Гвинейский залив – Африка;

Мексиканский залив – …

Ответ:

Задание 5. Часть– целое:

Аравийское море – Индийский океан;

Южно-Китайское море – …

Ответ:

Группа 4.

Задания 1. Какое понятие объединяет эти названия?

Берингов –

Гибралтарский –

Дрейка –

Ответ:

Задание 2. Какие понятия объединяют эти названия?

Карское –

Лаптевых –

Чукотское –

Ответ:

Задание 3. Уберите лишнее:

Аравийский –

Сомали –

Индостан –

Мадагаскар –

Ответ:

Задание 4. Найдите аналогию:

Бенгальский залив – полуостров Индостан;

Бискайский залив – …

Ответ:

Задание 5. Часть– целое:

Красное море – Индийский океан;

Средиземное море – …

Ответ:

Ключ к заданиям 1 группы.

1. Острова (1б.)

2.

1) моря (1б.),

2) внутренние (1б.),

3) бассейн Атлантического океана (1б.).

3. Остров Новая Гвинея – это часть Тихого океана (1б.).

4. Алеутские острова (1б.).

5. Азия или Евразия (1б).

– если вы набрали 7–6 б. (+), то получили оценку “ОТЛИЧНО”,

– если вы набрали 5–4 б. (+), то получили оценку “ХОРОШО”,

– если вы набрали 3 б.(+), то получили оценку “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”,

– если менее 3 б.(+), то вам необходимо познакомиться еще раз с темой “Мировой океан и его части” и выполнить аналогичную работу.

Ключ к заданиям 2 группы.

1.

1) архипелаги (1б.),

2) Тихий океана (1б.).

2.

1) заливы (1б.),

2) Бенгальский залив – часть Индийского океана(1б.).

3. О. Мадагаскар (1б.).

4. Филиппинский острова (1б.).

5. Азия (1б.).

– если вы набрали 7–6 б. (+), то получили оценку “ОТЛИЧНО”,

– если вы набрали 5–4 б. (+), то получили оценку “ХОРОШО”,

– если вы набрали 3 б. (+), то получили оценку “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”,

– если менее 3 б. (+), то вам необходимо познакомиться еще раз с темой “Мировой океан и его части” и выполнить аналогичную работу.

Ключ к заданиям 3 группы.

1. Острова (1б.).

2.

1) полуострова (1б.),

2) части Индийского океана (1б.).

3.

1) Карибское море – окраинное (1б.),

2) Карибское море – омывает Северную Америку (1б.).

4. Северная Америка (1б.).

5. Тихий океан (1б.).

-если вы набрали 7–6 б. (+), то получили оценку “ОТЛИЧНО”,

– если вы набрали 5–4б. (+), то получили оценку “ХОРОШО”,

– если вы набрали 3 б. (+), то получили оценку “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”,

– если менее 3 б. (+), то вам необходимо познакомиться еще раз с темой “Мировой океан и его части” и выполнить аналогичную работу.

Ключ к заданиям 4 группы.

1. Проливы (1б.).

2.

1) моря (1б.),

2) окраинные (1б.),

3) бассейн Северного Ледовитого океана (1б.).

3. Мадагаскар (1б.).

4. Пиренейский полуостров (1б.).

5. Атлантический океан (1б.).

– если вы набрали 7–6 б. (+), то получили оценку “ОТЛИЧНО”,

– если вы набрали 5–4 б. (+), то получили оценку “ХОРОШО”,

– если вы набрали 3 б. (+), то получили оценку “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”,

– если менее 3 б.(+), то вам необходимо познакомиться еще раз с темой “Мировой океан и его части” и выполнить аналогичную работу.

Часть 4.

Закрепление материала можно провести в виде тестирования на слушание. Учитель дает определения частей Мирового океана, а учащиеся в тетрадях ставят соответствующий ему номер, записанный на доске при перечислении тезауруса. Задав предварительно критерии оценки, учащиеся оценивают свою работу и получают ещё одну оценку.

Часть 5.

Домашняя работа. На дом задается § 24 ( по учебнику Т.П. Герасимовой и Н.П. Неклюдовой) и описание ГП моря по плану и по вариантам. Наиболее подготовленным ученикам можно предложить сравнительную характеристику ГП морей с объяснениями черт сходства и различий.

Используемая литература:

  1. Герасимова Т.П., Неклюдова Н.П. География. Начальный курс. 6 класс. “Дрофа”. Москва, 2001.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. 6 класс. Москва. “Просвещение”. 19991.