Умножение многозначного числа на однозначное (обобщение)

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Деловая игра “Строим дом”.

Задачи:

  1. Совершенствовать вычислительные навыки умножения многозначного числа на однозначное; умение выполнять действия с величинами, решать задачи в косвенной форме.
  2. Развивать умение работать в группе, речь учащихся; умение оценивать свою деятельность.
  3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование:

  1. Карточки – задания ( индивидуальные и групповые)
  2. Табло учета для каждой группы
  3. Условные знаки для самооценки
  4. Модель дома
  5. Магнитофон

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой на деятельность.

Учитель. Математика-царица всех наук. В переводе с древнегреческого математика-это “ учиться приобретать знания”. И действительно:

Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не может подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Вот для этого нужна математика!
На сегодняшнем уроке математика поможет нам выстроить дом. А те знания и умения, которые вы приобрели ранее, помогут вам в этом.
Это и умение умножать многозначное число на однозначное, умение решать задачи в косвенной форме, умение работать с именованными числами.
А также вам предстоит научиться работать в группе, поработать над математической речью, научиться самоанализу и самооценке.
Для постройки дома нам нужно будет разделиться на бригады. Каждая бригада должна выбрать бригадира – того, кто будет следить за работой каждого члена бригады. Кроме этого в конце урока каждый член бригады оценит свою работу, какой вклад сделал именно он в строительство дома.

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

У. Прежде чем приступить к строительству, вспомним основные математические понятия.
Назовите компоненты действий сложения, вычитания, умножения и деления.
Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, делимое, множитель, делитель?

Подготовка площадки.

У. Прежде чем строить дом, необходимо расчистить площадку, убрать камни.

В это время трое учащихся готовятся к закладке фундамента, выполняя работу по карточкам.

КАРТОЧКА 1

Решите уравнение:

x - 34 = 125 * 10

КАРТОЧКА 2

Решите уравнение:

X + 320 = 80 * 7

КАРТОЧКА 3

Решите уравнение:

5 * Х = 9 * 5

У. Камни с площадки мы сможем убрать, если устно найдём значение выражений.

На доске под изображениями камней скрыты математические выражения, которые учащимся предлагается прочесть математическим языком и найти их значения.

200 – 80 : 2 + 6

(300 – 90) : 3 + 7

600 – 120 : (4 + 2)

У. Остался ещё один огромный камень. Чтобы его убрать, нужно найти сумму значений выражений, используя математические свойства.
Внимательно посмотрите на представленные выражения и решите, посовещавшись в группе, какие математические свойства нужны для решения данных выражений?

46 + 54 + 86 + 14

63 + 100 + 37

2 * 329 * 5

А для чего нужно знание этих свойств?

Закладка фундамента.

У. Пока мы убирали площадку для дома, каменщики готовились к закладке фундамента. Им пришлось потрудиться над решением уравнений.

Участники объясняют решение.

У. Ошибок нет! Молодцы! Фундамент заложен!

III. Работа в группах

Подготовка кирпичей для строительства дома.

На листочках-кирпичиках записаны примеры на умножение многозначного числа на однозначное. Каждый член бригады решает пример. Значение каждого выражения соответствует какой-либо из букв, составляющей математический термин. Затем каждая бригада составляет слово, пользуясь шифром, который находится у бригадира.

Проверка слов.

У. Каких правил вы придерживались, когда умножали многозначное число на однозначное?

IV. Физкультминутка.

У. Вы хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть. Каждый ученик выходит к доске со своим “кирпичиком” и вместе с учителем выкладывают стену.

Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение.

V. Работа в группе (продолжение).

Постановка оконных рам.

У. У каждой бригады своя задача.

ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ:

  • Ширина оконной рамы 1м 10см, высота 2м 20 см. на сколько сантиметров высота оконной рамы больше, чем ширина?
  • Высота оконной рамы 2м20см, это в два раза больше, чем ширина. Чему равна ширина оконной рамы?
  • Ширина оконной рамы 1м10см, это в два раза меньше, чем ее высота. Чему равна высота оконной рамы?

Вначале вслух зачитывается условие задачи, проходит групповое обсуждение типа задачи, выбор схемы решения, оформляется запись в тетради

У. Зная длину и ширину оконной рамы, можно узнать, какой длины нужна рейка, чтобы сделать раму? Обсудите в группе. Что вы будете находить. Запишите в тетрадь.

Р = (а + в) х 2 = (110 + 220) х 2 = 660 см = 6м 60см.

Строительство крыши

У. А теперь нужна крыша. Мы - кровельщики. Для того, чтобы покрыть крышу, необходимо сосчитать, сколько листов шифера нам потребуется, если известно, что S крыши 60 м2, а S одного листа – 2 м2.

VI. Индивидуальная работа.

У. Наконец дом построен! Молодцы!

У. А сейчас нам нужно его обставить, закупить мебель.

Каждый ученик получает карточку с заданием. Чем больше примеров решит, тем больше “денежек” заработает, тем выше будет оценка за урок (денежная единица -1 ум).

  • от 8-10 ум - “5”
  • от 6-8 ум - “4”
  • до 6 ум - “3”

VII. Подведение итогов, оценивание.

Бригадиры оценивают труд каждого члена бригады на листах учёта

ТАБЛО УЧЕТА

Фамилия, имя

Устный счет

Закладка фундамента

Подготовка кирпича

Постановка оконных рам

Строительство крыши

Оценка

1.            
2.            

Далее учащиеся индивидуально оценивают свою работу на уроке, используя условные значки:

  • круг - 5

  • квадрат - 4

  • треугольник - 3

У. Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке? - Что было трудно?

VIII. Домашнее задание - по уровням

  • 3” - № 469

  • 4” - № 468, № 469

  • 5” - № 467 , № 468 , № 469