Урок информатики в начальной школе "Аналогичная закономерность"

Разделы: Информатика, Начальная школа


ТЕМА. Аналогичная закономерность.

ЦЕЛИ: познакомить с понятием “аналогичная закономерность”; привить навыки решения нетиповых задач; тренировать мышление по аналогии; развивать умения находить закономерности; учить применять аналогии и закономерности в поиске выигрышной стратегии; развивать фантазию, творчество; воспитывать чувство эмпатии, умение работать в группе.

Ход урока.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

11. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. РАЗМИНКА.

1.

– Какое слово здесь записано: “информа…”?

– В чем разница между информацией и информатикой ?

(информатика – наука о способах работы с информацией, а информация – сведения об окружающем мире.)

 2. Заполнялки – загадалки Электроши. ( Работа в группах ).

Цель:

формировать навыки обработки информации;
развивать алгоритмическое мышление;
расширять кругозор.

Ход игры. Отгадав загадки и записав ударные слоги, вы узнаете, как раньше называлась наука информатика.

Рис.1.

1

2

3

4

5

ки

бер

не

ти

ка

Книги читают,
А грамоты не знают,
Своих глаз нет,
А видеть помогают свет. (Очки.) – 1 группа.

Птица ястребиная, ловчая птица,
Но не орел, не соколица. (Беркут) – 2 группа.

Рассыпалось к ночи зерно;
Глянули поутру – нет ничего.
Как называлось место,
Где рассыпалось зерно? (Небо.) –  3 группа.

На потолке в уголке висит сито, не руками свито. (паутина.) –  4 группа.

Течет, течет –
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит. (Река.) – 5 группа.

3. Способы получения информации.

Цель: повторить и закрепить знания о способах получения информации.

– Что помогает нам получать информацию? (Органы чувств.)

Какие органы чувств важнее? (Все важны, каждый орган выполняет свойственные только ему функции.)

– Какой вывод можно сделать? (Нужно бережно относиться к своему здоровью.)

–  Как вы думаете, какого человека можно назвать богатым? Можно ли богатством считать ум, знания человека?

–  Какие качества помогают человеку получать знания? (Внимательность, наблюдательность, умение рассуждать.)

–  Сегодня на уроке все эти качества нам пригодятся.

III. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Упражнение на внимание. Цветовое восприятие мира.

–  Внимание, наблюдательность – хорошие качества, их можно и нужно тренировать. Закройте глаза. Попробуйте представить радугу. Нравится ли она вам? Почему? Какого она цвета? Есть волшебная фраза, которая помогает запомнить цветовую гамму радуги: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

–  Ребята, вспомните загадку про радугу или попытайтесь составить свою. Название каких цветов вы еще знаете?

Рис.2.

К

О

Ж

З

О

Ж

З

К

Ж

З

К

О

З

К

О

?

–  Какие цвета использованы на рисунке?

–  В какой цвет должно быть раскрашено пустое окошко? Почему?

–  Какое правило использовали? (Закономерность.)

–  Что интересного заметили в построении? (Элементы первой строки переносим “наискосок” на вторую строку и так далее.)

–  Можно ли вторую строку получить из первой “переносом влево”, а третью из второй “переносом вправо”? (Нет, так как в этом случае требование “неповторимости цвета” будет нарушено.)

2. Составление закономерностей.

Цель: развить творческие способности в области информационных технологий.

–  Попробуйте составить похожую закономерность. Какое условие нельзя забывать? (Неповторимость цвета.)

Проверка выполнения задания (фронтальная).

–  Какой прием использовали? (Аналогию.)

–  Где люди используют аналогию? (При решении задач.)

IV. ФИЗМИНУТКА.

V. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

–  Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. (Аналогия. Закономерность).

–  Что такое закономерность? (Правило, по которому что-то повторяется время от времени.)

–  Что такое аналогия? (Сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.)

–  Можно ли из этих слов составит словосочетание? (Аналогичная закономерность.)

–  Как вы понимаете это выражение?

–  Какие задачи мы будем решать на этом уроке? (Искать аналогии, устанавливать закономерности, развивать мышление, творчество.)

VI. “ОТКРЫТИЕ” НОВОГО И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Продолжи ряд: 1, 11, 12, 22, 23, …

–  А можно ли составить аналогичную закономерность? (Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.)

2. Составление алгоритма.

–  Как составить аналогичную закономерность?

а) рассмотри ряд;
б) установи закономерность;
в) продолжи ряд;
г) составь аналогичный ряд;
д) проверь;
е) стоп.

  1. Работа по алгоритму. Установите закономерности и составьте аналогичные № 17, №18.

Проверка по ключу. Буквы следуют в обратном порядке, нужно вписать букву “М”, числа так же следуют в обратном порядке: 15, 14, 13, 12, 11,…

 VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.

Ход игры. Художник делал рисунок снеговика и после каждого этапа фотографировал полученный результат. Расположи фотографии в правильной последовательности и узнай имя фотографа.

Цель: формировать навыки нахождения закономерности в последовательности действий, развить наглядно-образное мышление.

img3.gif (2010 bytes)

 Ключ. Печкин.

–  Какое правило использовали? (Закономерность.)

VIII. ВЫИГРЫШНАЯ СТРАТЕГИЯ.

Цель: учить принимать правильные решения, используя аналогии и закономерности.

–  В каких играх существует выигрышная стратегия? (Шашки, карты, домино и т.д.)

–  Мы хорошо поработали, и я предлагаю вам сыграть в игру “Окошки”. Выигрывает тот, кто первым доберется до верхнего окна. Я начинаю игру “Не бери больше двух”. Я выигрываю. Почему? (Волшебные окошки 1, 4, 7, 10.)

 Играют два ученика “Не бери больше трех”.

–  Почему проиграл? (Забыл правила, не заполнил “волшебные окошки”, неправильно выбрал ход.)

–  Какие окошки “волшебные”? (2, 6, 10)

–  Какой ход нужно было выбрать, чтобы выиграть? (1-й)

–  Сколько окон занять? (2)

–  Почему? (10 окон разделить на 2 группы по 4 окна, 2 окна – “лишние”, их и нужно занять на первом ходу.)

Вывод: нужно стремиться брать “волшебные” предметы, используя аналогию и закономерности.

Рис.4.

     
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 IX. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

–  Ребята, сделали ли вы для себя какое-нибудь “открытие”? Где мы используем аналогию, закономерность, аналогичную закономерность? Какие качества вам помогли успешно справиться с работой?

–  Домашнее задание выполняете по выбору: № 21-23.