Урок-игра "У лукоморья…"

Разделы: Математика, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

1. Формировать эвристические навыки, расширять познавательную деятельность.
2. Развивать внимание, мышление, логику.
3. Прививать интерес к математике.

Формы проведения занятия: урок-игра.
Оборудование: тетрадь, счетные палочки.
На доске: изображение берега морского залива со сказочными персонажами, математические задания на альбомных листах.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

1.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок математики. Вы убедитесь в этом сами.
– Вы любите сказки?
(Ответы детей).
– А математику?
(Ответы детей)
– Я и не сомневалась, что ваши ответы будут именно такими.

Математика и сказки...
Ну и чудеса!
Только вы не удивляйтесь,
Она везде нужна – Математика.
Ведь сказочным героям
Приходится считать,
Приумножать богатства,
Кого-то разорять…
Сегодня с вами будем
Мы очень даже дружно
Со сказочным сюжетом
Задачи все решать.

– А сейчас закройте глаза и под волшебную музыку мы окажемся на сказочном Лукоморье (т.е. на берегу морского залива).

2.  Чтение вступления из поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” одним из учащихся.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет; …

– Ребята, а кто автор этих строк?
(Ответы детей).
–  А из какого произведения вам прочитали отрывок?
(Ответы детей).
–  А теперь ребята, давайте вспомним – каким был кот?
(Предполагаемый ответ: ученый).
–  Раз кот ученый, то выскажите свои предположения: какие задачи он приготовил для вас?
(Ответы детей).
–  Вы абсолютно правы, а еще для гимнастики вашего ума, чтобы вы думали, смекали, рассуждали.

II. Путь ученого кота по морскому заливу.

- Я снимаю ученого кота с цепи, и он важной поступью зашагал к Кащею Бессмертному.(Вспомните, “там царь-Кащей над златом чахнет…”)

ЗАДАНИЕ 1.
Крышка сундука имеет четыре угла. Волшебным мечом отсекли один из них. Сколько углов стало у крышки? (Вывешиваю рисунок сундука).
(Предполагаемый ответ: пять).

- А теперь наш мудрый кот останавливается возле Бабы-Яги.(Вспомните, “избушка там, на курьих ножках, стоит без окон, без дверей…”)

ЗАДАНИЕ 2.
Из счетных палочек составьте вот такую избушку на курьих ножках. Как надо переложить две палочки, чтобы избушка повернулась другой стороной?

( Предполагаемый ответ).

- Вдруг на пути ученого кота показались очень странные следы…(Вспомните, “там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей…”)

ЗАДАНИЕ 3.
- Все следы – это пять зашифрованных символов. Что означает каждый символ?

(Предполагаемый ответ: это цифры 1,2,3,4,5).

III.Физкультминутка.

IV. Решение более сложных задач со сказочными сюжетами.

1.

  – А вот теперь, ученый кот решает усложнить задачи.А почему он так решил?
(Предполагаемый ответ детей: потому что мы быстро и очень хорошо решили все предыдущие задачи).
–  Сейчас он поведет нас по дороге сложных сказочных задач.И мудрый кот останавливается у следующих героев сказки А.С.Пушкина.
–  Назовите эти персонажи и название данной сказки.
(Предполагаемый ответ: “Сказка о попе и о работнике его Балде”).
–  А теперь посмотрите эпизод инсценировки сказки в исполнении учащихся.

Сценка из сказки.

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу”.
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: “Ладно.
Не будет нам обоим накладно,
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье”.

ЗАДАНИЕ 4.
–  С хозяйством попа справляется 10 работников. Каждый работник в день съедает каравай хлеба и другие продукты. Поп принял на работу Балду.

Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.

–  Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба экономил поп ежедневно?
(Вывешиваю плакат с кратким условием задачи).
(Предполагаемый ответ:

а) Балда ел за четверых, а работал за семерых. Экономия составляет 7-4 = 3.
б) Раньше 10 работников ежедневно съедали 10 караваев хлеба. Теперь Балда работает за семерых. Чтобы справиться с хозяйством, надо еще трех работников. Остальных работников поп прогнал. Балда и эти три работника ежедневно съедают 4+3=7 караваев. Разница составляет 10-7=3 каравая – это и есть ежедневная экономия.)

– А теперь кот предлагает вам пройтись до забавного медвежонка, а рядом с ним стоит его друг. Кто они и из какой сказки?
(Предполагаемый ответ: Винни-Пух и Пятачок из сказки А.Милна).
–  Давайте вспомним вместе песенку- загадку Винни-Пуха и хором ее прочтем.

Куда идем
Мы с Пятачком–
Большой-большой секрет,
И не расскажем мы о нем,
Да-да!
(Верней, нет-нет!)
Зачем шагаем мы вдвоем,
Откуда и куда?
Секретов мы нет выдаем!
Нет-нет!
(Верней, да-да!)

ЗАДАНИЕ 5.
–  Винни-Пух с Пятачком отправились к Сове на день рождения. Сова жила на высоком-превысоком дубе. Пятачок нес в подарок 5 одинаковых баночек меда, а Винни-Пух – воздушный шарик. Этот шарик может за один раз поднять либо Винни-Пуха и 2 баночки меда, либо Пятачка и 3 баночки меда, либо 5 баночек меда (больше этого груза шарик не может поднять).
Когда друзья подошли к дубу, Винни-Пух сказал: “Шарик не может поднять нас с банками меда. Давай-ка подарим Сове лишь воздушный шарик! Кстати, скоро у меня день рождения…” Пятачок вежливо спросил: “А может ли воздушный шарик поднять нас обоих за один раз?”

–  Как бы вы ответили на этот вопрос?
(Предполагаемый ответ: да, может. Масса Винни-Пуха не больше массы 5-2 = 3 банок меда. Масса Пятачка не больше массы 5-3=2 банок меда. Масса Винни-Пуха и Пятачка не больше 3+2=5 банок меда. Значит, шарик может поднять Винни-Пуха и Пятачка).
–  Дети, а вам понравилось предложение Винни-Пуха?
(Ответы детей).
–  Что же делать с баночками меда и шариком?
(Ответы детей).
–  А что бы вы подарили Сове и Винни-Пуху к их дням рождения?
(Ответы детей).

V. Итоги урока.

–  Ребята, вам понравился урок?
(Ответы детей).
–  Какие задачи, на ваш взгляд, были самые интересные у ученого кота?
(Ответы детей).
–  А какие вам показались самыми сложными?
(Ответы детей).
–  Я думаю, что ученый кот сегодня вами очень доволен. Он восхищен вашим умом, сообразительностью и очень рад, что подрастают такие умные и смекалистые дети. На память вам ученый кот подготовил подарки: памятную медаль с изображением самого себя, чтобы вы стали такими же мудрыми и учеными, как он.