Использование художественных текстов на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Ещё совсем недавно трудно было представить, что скоро появятся такие фантастические возможности общения с миром техники. Компьютеры ,видео, Интернет. Можно, не посещая библиотеки, не переступая порог дома, найти необходимую информацию, выполнить контрольную работу, написать реферат. Но у каждой медали есть своя сторона. Дети, получив доступ к современным технологиям, которые существенно упрощают возможности получения информации, перестают общаться с книгой, мощный образовательный и воспитательный потенциал художественной литературы остаётся невостребованным. Трудно себе представить, что на основе видеоматериала и комментариев Интернета можно сформировать у учащихся творческое воображение, понимание прекрасного ,нравственные критерии и т. д. Только живое общение с книгой способно выполнить эти задачи. Большие возможности для реализации этих задач есть у учителей начальных классов. Проводя анкетирование второклассников, беседуя с родителями, было замечено, что на первом месте в ряду читаемых книг стоят: “Гарри Поттер”, “Зачарованные”. Т.е. на сегодняшний день зарубежная(и не всегда лучшая литература)вытесняет русскую классику, сказки, стихи. Русская культура подменяется западной массовой культурой. Естественно, уроки чтения в начальной школе направлены на формирование любви к русской литературе, на эмоционально–нравственное развитие ребенка. Но, видимо только уроков чтения недостаточно, чтобы ученик мог почувствовать всю глубину и красоту русской речи, задеть область человеческих чувств, эмоций. Необходимо продолжать эту работу и на уроках русского языка. Как правило, для объяснения нового материала на уроках русского языка в начальной школе используют простые для восприятия предложения, чтобы ребёнок мог увидеть и проанализировать новое изучаемое правило. Если для работы над новой темой использовать художественный текст, где можно проследить и особенности изучаемого материала, и глубину русской речи, и эмоциональное настроение автора произведения? Так возникла идея создать серию уроков русского языка на основе литературных текстов, один из которых представлен вашему вниманию. Т.к. эта работа экспериментальная, то она имеет ряд трудностей. Подбор текстов должен соответствовать возрастным особенностям школьников, уровню развития учащихся в классе.

Роль прилагательных в предложениях.

Лексическое и грамматическое значение прилагательных.

Цель:

  1. Познакомить ребят с лексическим и грамматическим значением прилагательных.
  2. Определить роль прилагательных в предложении.
  3. Закрепить изученное на уроках.
  4. Познакомить с фразеологическими оборотами.

Ход урока.

  1. Вступительная беседа.
    • Можете ли вы поделиться своими ощущениями настроения?
    • Когда у вас бывает хорошее настроение?
    • От чего оно зависит?
    • Может ли сказанное слово повлиять на настроение?
    • Как это происходит?
  2. Введение в тему.
    • Действительно, сказанное слово очень сильно влияет на наше настроение.
    • Когда мы читаем с вами книгу, какой–то текст, то мы не слышим голоса автора и не можем определить его настроение. Но ,дочитав книгу до конца, всегда определим отношение автора к героям, к их поступкам.
    • А что нам в этом помогает? (Слово).
  3. Работа над темой.
  4. Перед детьми два текста. В одном из них подчеркнутые слова пропущены.

    • Прочитайте текст под цифрой 1.
    • Понятно ли вам о чем говорится в тексте?
    • Объясните.
    • В тексте пропущены слова, а могли ли вы вставить свои слова?
    • Какой смысл получился?
    • Прочитайте текст под цифрой 2.
    • Изменился ли смысл текста теперь?
    • Какие слова помогли нам уточнить содержание текста?

    Слова выписываются на доску:

    Маленький

    Большую

    Невзрачный

    Огромную

    Неприметный

    Сильных

      • Что объединяет все эти слова? (Слова обозначают признак предмета)
      • Задайте вопрос к каждому слову.
      • Если я просто произнесу слово “большую”, вам понятно, о чем я сказала?
      • Какие слова должны быть рядом с этими словами? (Предметы).
      • Правильно, предметы и слова–признаки имеют общие грамматические признаки (род, число, падеж) и поэтому не могут обходиться друг без друга.

    Признак прилагается к предмету и, поэтому его называют прилагательным.

    Прилагательное – греческое “эпитет” – приложенное

      • Схема:

    img1.jpg (13165 bytes)

    1. – Давайте приставим к прилагательным слова–предметы из словаря.
      • Подбор противоположных значений.
    2. Фразеологический оборот.
    3. Эксперимент со штампом.

      • Для чего в жизни нужен штамп?
      • В речи мы тоже используем штампы, те выражения, которые сразу же характеризуют ситуацию.
      • Найдите в тексте такое выражение “засучив рукава”.
      • Как объяснить его? Такие выражения называются фразеологическими оборотами.
      • Знаете ли вы еще такие обороты?
      • Подберите противоположное выражение данному обороту (спустя рукава).
    4. Закрепление.
      • Игра “Подбери слово” (к существительному – прилагательное)
      • Загадка.(Без окон, без дверей ,полна горница людей.)
      • Стихотворение:

      Имя прилагательное

      Мы с тобой дружны.

      Признаки предметов

      Называешь ты.

      Солнечное лето,

      Праздничная ель,

      Вкусные конфеты,

      Машенькин портфель.

      Глупость. (Текст №1)

      Один … человек сделал … глупость. Он делал ее долго и старательно: сначала вычертил ее чертеж. Потом вылепил ее из гипса, потом склеил макет и только потом отлил из чугуна – чтоб она сохранилась надолго, навсегда! И чтоб все могли изумляться: “Надо же! Такой …, … человек, а смотри–ка, умудрился сотворить такую…, просто … глупость! И если даже он, …, способен на такое, что же получится у нас, … и …, если нам всем засучить рукава и хорошенько постараться?”

      Глупость. (Текст № 2)

      Один маленький человек сделал большую глупость. Он делал ее долго и старательно: сначала вычертил ее чертеж. Потом вылепил ее из гипса, потом склеил макет и только потом отлил из чугуна – чтоб она сохранилась надолго, навсегда! И чтоб все могли изумляться: “Надо же! Такой маленький , невзрачный человек, а смотри–ка, умудрился сотворить такую большую, просто огромную глупость! И если даже он, неприметный, способен на такое, что же получится у нас, больших и сильных, если нам всем засучить рукава и хорошенько постараться?” (Т. Пономарёва).