Решение нестандартных уравнений вида f(x)=g(х) методом сравнения областей изменения этих функций и применения теоремы о единственности общей точки у возрастающей и убывающей функций

Разделы: Математика


Цели урока:

1) Обучающая: закрепить навык решения нестандартных уравнений способом

а) сравнение областей изменения функций
б) применения теоремы о единственности общей точки возрастающей и убывающей функций

2) Развивающая: продолжить развитие умения сопоставить факты, способность переводить теоретические знания в практические навыки.

3) Воспитательная: способствовать закреплению навыков четкого оформления решений задач.

 I. Определить способ решения уравнения и обосновать выбор этого способа.

Уравнения, записаные на доске:

а) x2 + 1 = Cos x

 

б) 2/x/ = 1 - x2

 

в) 2x =3 – x

 

г)

 

д) /x – 1/ + /x + 1/ = 2Sin(px)

 

е) logx = 1 – x

Вопросы, задаваемые по ходу рассуждений:

а) Что общего у этих уравнений?

б) На какие две группы можно разделить эти уравнения?

I – а,б,г,д II – в,е

в) На чем основано решение уравнений группы I? E(f(x) = (a,b]) E(g(x) = (b,d])

Следовательно, эти уравнения имеют решение лишь в том случае, когда имеет решение система уравнений:

группа II f(x) – функция возрастающая, g(x) – убывающая, следовательно уравнение имеет решение x = x0 и оно будет единственным, если графики этих функций пересекаются в точке х0.

Каким образом можно еще решить эти уравнения? (Построим графики этих функций)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

II. Самостоятельное решение уравнений с последующей проверкой.

а) 4х – 2х(12 – 2х) + 32 – 8х = 0

сделаем замену переменной:

2х = t; t > 0

t2 – t(12 – 2х) + 32 – 8х = 0

= (6 - x)2 – (32 – 8х) = x2 – 4x + 4 = (x - 2)2

2x = 6 – x ? (x – 2)

2x = 4

x = 2

2x = 8 – 2x

x = 2

Т.к. у = 2х функция возростающая, а y = 8 – 2х функция убывающая и х = 2 их единственная общая точка.

б) 2logх + хlogх + 4х – 32 =0

а) К решению какого уравнения можно свести заданное уравнение? (Ответ: квадратное относительно t)

Пусть log х = t,

тогда 2t2 + xt + 4x – 32 = 0

D = x2 - 4· 2(4x - 32) = x2 – 32x + 256 = (x - 16)2

t1,2 =

t1 = = -4

t2 = = 4 -

(возвращаясь к замене t = logх имеем: log х = -4 => х = ; log х = 4 - )

Т.к. y = log х – функция возрастающая, а y = 4 - х функция убывающая, то они могут иметь один корень х = 4.   (Получить х = 4 можно и с помощью подбора)

Рисунок 7

в) arccos = (1 - );

(При решении этого уравнения используется ограниченность области изменения функции y = arccosx)

О.Д.З.:

1 =>

Рисунок 8

  • х ( - ? ; -1 ] [ 1 ; + ? )

Т.к. (arccos) = [ 0 ; p ], то ( ( 1 - )) = [ 0 ; p ] =>

решая эту систему мы получаем:

х[-1;1]

учитывая О.Д.З.:  получаем, что корнями уравнения могут быть х = -1 и х = 1.

Рисунок 9

Выполним проверку:

а) х = -1; arccos(-1) =

p = · 2 (верно) => x = -1 является корнем уравнения.

Рисунок 10

б) х = 1 arccos1 =

0 = 0 (верно) => x = 1 является корнем уравнения.

г) (5 + )(2 - Sinx) = 7 + Cos2y

(Это уравнениес двумя переменными решается так же как и уравнение

f(x) = g(x) путем сравнения областей изменения левой и правой части)

E (Sin2x) = (0;1]

E (5 + ) = [8;+)

E (2 - Sinx) = [1;2)

E ((5 + )(2 - Sinx)) = [8;+ )

E (7 + Cos2y) = [6;8] => это уравнение может иметь решение, если имеет решение система:

т.е.

(n,k z)

Задание на дом:

Решить уравнения:

  1. (Cos4x – Cos2x)2 = Sin3x + 5
  2. Cosp x + x2 – 6x + 10 = 0
  3. Cosx · Cos5x · Cos9x = 1
  4. + = x – x2 – 1,25