Семья - это семь я

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Я работаю в рамках проекта “Здоровый мир” по программе “Охрана здоровья”, "Физическое и сексуальное воспитание" в течение 3-х лет в группе девочек, составляя собственное тематическое планирование. Наибольший интерес у моих воспитанниц (а в основном это девочки 12-17 лет) вызывают занятия по подготовке к семейной жизни. Одно из таких занятий предлагаю вашему вниманию.

Оформление занятия

Основной стенд

На голубом фоне (олицетворение неба) улыбающееся солнце, в лучах которого ромашковое поле – 7 ромашек (7-листовых). В каждой ромашке в центре на желтом фоне крупным шрифтом написано:

“Я и моя родословная”

“Я и мое имя”

“Я и мой оберег”

“Я и семейные заботы”

“Я и мое здоровье”

“Я и мое увлечение”

“Я и семейные традиции”

что символизирует 7 слагаемых семейного счастья. В центре стенда: “Семья – это семь я” (тема занятия).

Стенд

“Из чаши мудрости…” – изречения великих людей (см. конспект занятия).

Стенд: “Заповеди семейной жизни”

Свято храни честь своей семьи.

Люби свою семью и делай ее лучше.

Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.

Подари родителям радость.

Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Доброе дело – дороже богатства.

Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Стенд: “Основные функции семьи”

воспитательная;

хозяйственная;

эмоциональная;

функция духовного общения;

первичного социального контроля;

сексуально-эротическая (репродуктивная функция).

Используемая литература

“Справочная книга социального педагога” Р.К.Овчаровой

“Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни” И.В.Гребенников

Форма занятия: Беседа с элементами дискуссии

Цели занятия:

Продолжать работу по половому воспитанию подростков;
Помочь воспитанницам глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь;
На основе изречений великих людей осознать значения семьи в жизни человека и общества;
Формировать знания об основных функциях семьи.

Ход занятия

Создание семьи – это искусство и это искусство должен освоить каждый. На предыдущих занятиях мы с вами немало говорили на тему возникновения семейных отношений в различных странах и различных религиях, совершая исторический экскурс в прошлое. Сегодня же мы говорим о современной семье.

Как вести себя во время семейной ссоры?

Уступать ли?

Кто в доме должен быть хозяином?

И есть ли необходимость делить власть в семье?

Что значит “настоящий мужчина” и “настоящая женщина”?

И еще много вопросов придется обсудить нам во время наших занятий, чтобы вы глубже осознали свои установки на будущую семейную жизнь, но сегодня мы поговорим о семье: ее функциях и назначении, и о некоторых слагаемых семейного счастья и благополучия.

Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Что же такое семья?

Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья это маленькое государство, и держится оно на любви”.

Более полное определение семьи дает Н.В. Соловьев: “Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе ведущими общее хозяйство”.

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

А сейчас послушаем мнение одной из вас, моей воспитанницы:

    • “Я считаю, что семья должна быть у всех. Семья – это что-то родное, теплое, душевное. Настоящая семья должна быть дружной, трудолюбивой, доброй, чтобы все в ней друг друга уважали, понимали, ценили, дорожили, заботились, любили. А еще в семье не должно быть вредных привычек. И самое главное, чтобы семья была полноценной: мама, папа, дети. Задача детей уважать своих родителей, помогать им, слушаться их и любить. А задача родителей вырастить крепкого и здорового ребенка помочь ему получить хорошее образование и наставить на путь истинный. Когда я вырасту, и у меня будет семья – хочу, чтобы она была такой, как я мечтаю”.

Давайте теперь поговорим о сфере бытовых забот и хлопот, которые ложатся на семью. Многие из вас смутно представляют, что жизнедеятельность семьи связана с выполнением следующих функций: (см. на стенд).

Воспитательная функция считается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей. “Воспитание великое дело: им решается участь человека", – сказал В.Г.Белинский.

Хозяйственная функция выражается в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т.д.

Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.

Семья выполняет также и функцию первичного социального контроля. Что это такое? Это контроль родителей за поведением детей и обучение их правилам поведения в обществе, выполнения социальных норм, обучение их человеческому достоинству.

Функция духовного общения проявляется в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества.

Сексуально-эротическая (репродуктивная) функция реализуется в удовлетворении интимных потребностей. Благодаря этой функции семьи обеспечивается биологическое воспроизводство общества – рождение человека.

Герцен говорил так: “…Семья начинается с детей. Новый элемент вступает в жизнь, какое-то таинственное лицо стучится в нее – гость, который есть и которого нет, но который уже необходим, которого страстно ждут. Кто он? Никто не знает, но кто бы он ни был, он – счастливый незнакомец, с какой любовью его встречают у порога жизни”.

Дети в семье всегда считались предметом общего поклонения, любви и заботы, особенно материнской.

/Музыкальная пауза/

(Песня “Мама” ансамбля “Непоседы”)

А сейчас давайте проведем небольшой опрос и выясним ваше отношение к семейной жизни.

Тест “Готов ли я к семейной жизни”?

Утверждение

Я

Он

  Забота о детях    
  Проверка домашнего задания детей    
  Посещение родительских собраний    
  Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям    
  Организация детских торжеств в саду, в школе    
  Организация семейных праздников    
  Чтение специальной литературы по воспитанию детей    
  Выполнение тяжелой физической работы по дому    
  Выполнение домашней работы, которая требует большой сосредоточенности    
  Покупка продуктов    
  Уборка квартиры    
  Стирка белья    
  Текущий ремонт квартиры    
  Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.п.)    
  Поддержка контактов с соседями    
  Планирование семейного бюджета    
  Оплата коммунальных услуг и электроэнергии    
  Покупка одежды, обуви    
  Покупка мебели, бытовой техники    
  Уход за домашними животными    

Ключ к тесту

За каждый ответ “Я” вы получаете по одному баллу.

5 и менее баллов: Вы хотите получить не супруга, а домашнего работника. Вам еще много предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь.

От 6 до 14 баллов: У вас нет особых причин для тревоги, но все же подумайте над тем, не много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга.

15 и более баллов: Вы полностью готовы к семейной жизни.

/Краткое обсуждение теста/

Думаю что из вас дорогие девочки, получится прекрасные хозяйки, любящие и заботливые мамы. Есть такая пословица: “Счастье - не птица, само, не прилетит”, и “Человек сам кузнец своего счастья”.

Из чего складывается семейное счастье?

Вот о 7 слагаемых семейного счастья мы и поговорим сегодня.

Обратимся к наглядности:

“Я и родословная”

“Не гоже быть Иванами не помнящими своего родства”. Многие из вас девочки помнят своих родных и любят вспоминать и рассказывать о своей семье, братьях и сестрах. Знаю, что ваша память хранит не только радостные, но и не очень приятные воспоминания, но это ваша жизнь, ваша судьба и не от вас она зависела. А сейчас давайте вспоминать удивительные или забавные истории из вашей жизни или жизни членов вашей семьи.

“Я и мое увлечение”

У каждого из нас есть любимое увлечение, в которое мы вовлекаем всю семью. Например: увлечение собирать грибы пришло в мою семью от моей мамы. Это очень увлекательное, заманчивое и кстати, полезное дело. Как и чтение книг. Моя мама читала их “запоем”, особенно любила исторические романы и книги из серии ЖЗЛ (жизнь замечательных людей). От нее эта любовь передалась мне и моим сестрам. А чем увлекаетесь вы и мечтаете увлечь членов своей семьи: мужа, детей?

/ответы детей/

“Я и мой оберег”

Из глубины веков, от поколения к поколению, передаются меткие наблюдения, советы и рекомендации народных целителей, различные обереги, талисманы – хотя мы все по-разному к этому относимся (кто верит, кто – нет) имеются в любой семье. Вот например оберег от падения в гололед; выходя из дома следует сказать: “Иду своей дорогой и ты горе меня не трогай. Господь всегда со мной, с именем его не пропаду, в спешке не упаду. Аминь”. А какие талисманы, обереги у вас?

/ответы детей/

“Я и мое здоровье”

Все по разному относятся к своему здоровью, одни равнодушно, другие – болезненно – чувствительны даже к небольшому легкому недомоганию. Но в любом случае, болезнь близкого, родного человека воспринимаем более чувствительно, чем свою, особенно если в семье болен ребенок. Все внимание родных направлено на скорейшее его выздоровление. Мои наблюдения за вами говорят следующее: зачастую вы равнодушны к своему здоровью, не думаете о будущем и не слушаете советов старших, а ведь это не просто напоминание, а забота о вашем здоровье. Повзрослев, вы не раз вспомните наши слова и наши советы. Поэтому берегите, укрепляйте свое здоровье сейчас, смолоду. Считаю, что хорошим фактором укрепления здоровья являются занятия физическим трудом. Я, например, не люблю пустопорожнего времяпровождения, всегда нахожу себе занятие чем-нибудь полезным для семьи. А когда человек занят трудом – ему некогда думать о болезнях, он забывает о них. А вы как считаете?

/высказывания девочек/

“Я и мое имя”

Выбирая имя своего ребенка члены семьи из огромной массы имен, стараются выбрать для своего малыша наиболее красивое и благозвучное. Имя человеку дается при рождении и сопровождает всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. Имя (имею) – несет информацию о судьбе человека (карме). Знаете ли вы, что означает ваше имя, ваших сестер, братьев, мамы, папы? Почему и в честь кого вас назвали? Приготовила вам небольшие расшифровки ваших имен (на карточках – в форме начальной буквы имени).

“Я и семейные заботы”

У каждого члена дружной и счастливой семьи должны быть свои обязанности, хотя устройство семейной жизни многие считают уделом женщины. Макаренко говорил: “Воспитание у детей трудолюбия – вот лучшая форма наследия родителей и одно из условий счастья наследников”. Какую работу как будущая хозяйка вы будете выполнять с желанием? Какая, по вашему, станет вам обузой?

“Я и семейные реликвии (традиции)”

Наш детский дом, я думаю, почти все вы считаете родным домом, свой семьей. Не так давно вы нас, своих воспитателей, звали мамами, помните? Но сейчас вы повзрослели и, наверное, стесняетесь проявлять свои чувства открыто. Но знайте – вы в нашем сердце, в душе останетесь навсегда. Память о вас, таких непоседливых, а порой и назойливых, порой ласковых и послушных останется и благодаря традиции хранить фото-летопись жизни детского дома в фото альбомах. Вот они перед вами. Знаю, что многие девочки хранят свои семейные фотографии, часто их рассматривают, вспоминают прошлое. Собирают и хранят фотоальбомы, где отражена ваша жизнь в лагере, детском доме, школе и т.д.

Вот так начинается традиция вашей будущей семейной жизни.

Перед тем как окончить наше занятие, предлагаю вашему вниманию заповеди семейной жизни (стенд) (см. Приложение 2). Постарайтесь их запомнить и выполнять. Вот и подошла к концу наша беседа.

Здоровы будьте и удачливы без меры!

Желаю вам Любви, Удачи, Веры!

И пусть счастливая звезда

Сопровождает вас всегда!