Ожившие музыкальные странички "Детского альбома" П.И. Чайковского"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Подготовительная работа

На музыкальных занятиях познакомить детей с музыкальными пьесами из “Детского альбома” П.И. Чайковского.

Обсудить с детьми образы, которые навевает музыка; предложить детям самим выбрать ту или иную роль, которую они будут обыгрывать на заключительном празднике; подобрать движения, характеризующие того или иного персонажа.

Записать на аудиокассету пьесы из “Детского альбома” для прослушивания в домашних условиях.

Домашнее задание для детей и родителей: придумать и воплотить идеи того костюма, который бы соответствовал образу.

При встрече с родителями обговорить сюжеты страниц книги, объединить родителей по мини-группам для создания “Детского альбома”.

Привлечь детей, родителей и коллектив детского сада для создания декораций музыкального спектакля.

Цель праздника

Развивать эмоциональную готовность к созданию выразительных образов, созвучных эмоциональному состоянию детей. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с новыми музыкальными произведениями. Содействовать возникновению и первоначальному эстетическому вкусу. Создавать творческую, положительно окрашенную обстановку.

Действующие лица

Фея (взрослый), Мальчики с лошадками
Мама (взрослый), Пьеро (мальчик)
Шарманщик (взрослый), Коломбина (девочка)
Баба-Яга (взрослый), Девочки с бубнами (4)
Солдатики (2 мальчика), Принцесса (девочка)
Девочка в русском народном костюме, Обезьянка
Феечки (4 девочки), Ангел (девочка)

Атрибуты, декорации

Костюм Феи
Костюм Мамы
Костюм Шарманщика
Костюм Бабы-Яги
2 костюма солдатиков
Русский народный костюм для девочки
4 костюма для феечек
Костюм Пьеро
Костюм Коломбины
4 костюма в итальянском народном стиле
Костюм Принцессы
Костюм Oбезьянки
Костюм Ангела
Свеча
Икона
Шарманка
Коврик
“Лошадки” прикреплённые к палочкам
Гондола (вырезанная из ватмана, прикреплённая для прочности к деревянным опорам)
Мандолина (инструмент)
Бубны
Две башенки (объёмные или плоскостные), кубы
Электрические гирлянды
Ленты
Мягкие игрушки
“Детский альбом” – книга, выполненная руками родителей
Магнитофон, микрофон
Аудиозапись
Ширма
Синтезатор – используется подходящий “тон” звучания

Под музыку “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского дети входят в зал и встают около стульчиков, которые стоят по четыре по боковым стенам. Убранство зала – это сказочный городок, где живут герои музыкальных произведений “Детского альбома”. Чуть подальше от центральной стены стоят две башенки, около центральной стены расположены большие мягкие игрушки. На стене из разноцветных лент изображён праздничный фейерверк. Башенки и центральная стена обвиты ёлочными гирляндами, которые горят на протяжении всего праздника. Важным, в празднике является отражение образа музыкального произведения в костюме. На столике стоит книга – “Детский альбом”

Музыкальный руководитель

Не найти гениальней и проще
Ритмов тех, что подскажет капель.
Соловей растревоженный в роще,
Пастуха запевает свирель.
Всё впитается в чуткую душу
И вернётся мелодией вдруг.
Тихий мальчик из Воткинска слушал
Звуки милой природы вокруг.

Эти строки посвящены великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому.

На протяжении более 150 лет его музыка неразрывно связана со многими поколениями жизни людей.

Композитор Чайковский создал музыкальные произведения известные во всём мире. Его музыку знают и любят люди разных стран.

Пётр Ильич Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье. Его музыка очень мелодична, выразительна и обворожительно красива. С музыкой Петра Ильича Чайковского мы встречаемся ещё в самом детстве – это и балеты для детей “Щелкунчик”, “Спящая Красавица”; сборник “Детские песни” и, конечно же, знаменитый “Детский альбом”.

Мы с вами знакомы со многими музыкальными пьесами из альбома, назовите их (ответы детей). Наша сегодняшняя встреча с героями “Детского альбома” будет не совсем обычной.

Звенит треугольник. Звучит голос феи (“за кадром”, чтобы создать этот эффект можно использовать микрофон).

Фея

Здравствуйте, ребята! Я – добрая Фея! Хранительница музыки “Детского альбома” П. И. Чайковского. Вы меня не видите, потому что я летаю невидимкой в мире музыкальных звуков. Но придёт время и мы встретимся, так же как и со всеми героями этого замечательного альбома. Что же сегодня произойдёт необычного, волшебного?

Музыкальные странички с их героями оживут. И мы окажемся в удивительном мире. Мысленно перелистывая каждую страницу, музыкальные звуки будут рисовать новый образ; и герои альбома, как и мы, будут веселиться и играть, петь и танцевать, мечтать и страдать, удивляться всему тому, что происходит вокруг.

Музыкальный руководитель подходит к альбому

Бом-бом, бом-бом! Открывается альбом!

Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель открывает первую страницу “Детского альбома” (на ней изображена иллюстрация к пьесе “Утренняя молитва”). Выключается свет. Звучит “Утренняя молитва” (синтезатор – орган). Из городка появляется мама (на ней платье эпохи XIX века, на голове лёгкий газовый шарфик) со свечой в руках. Подходит к иконе.

Взрослый произносит слова молитвы.

Господи Боже! Спаси, обогрей.:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

Мама уходит, во время последних звуков пьесы мальчики-солдатики занимают места около башенок (2 мальчика). После окончания музыки включается свет.

Музыкальный руководитель

Перевернём страницу, и узнаем, куда мы с музыкой шагаем!

Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу “Детского альбома” (на ней изображена иллюстрация к пьесе “Марш деревянных солдатиков”).

Мальчики-солдатики

Мы деревянные солдаты,
Мы маршируем левой-правой.
Мы стражи сказочных ворот,
Их охраняем круглый год.
Мы маршируем чётко, браво.
Нам не страшны путей преграды.
Мы охраняем городок,
Где музыка живёт!

Солдатики маршируют под пьесу “Марш деревянных солдатиков”, выполняя несложные перестроения.

Ребёнок.

В ручеёк брось цветок –
Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей –
Станет сердцу веселей.

Музыкальный руководитель

Страницы книги мы листаем и русскую песню мы встречаем.

Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу “Детского альбома” (на ней изображена иллюстрация к пьесе “Русская песня”).

Девочка в русском народном костюме, используя русские плясовые движения, исполняет “Русскую песню”.

Ребёнок.

В нашем дивном саду распустилась сирень,
И дыша ароматом, мы кружились весь день.
Наши руки сплелись в чудном танце цветном,
Солнце нас озаряет своим тёплым лучом.

Музыкальный руководитель

Страница книги – перевернись! И с нами в танце закружись!

Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу “Детского альбома” (на ней изображены иллюстрации к пьесам “Полька”, “Игра в лошадки”).

Дети исполняют танец “Полька”

Мальчик

На своей лошадке вихрем я лечу,
Я гусаром смелым очень стать хочу.
Милая лошадка, на тебе верхом,
Я скачу по лугу лихо с ветерком.

Мальчики с лошадками исполняют ритмическую композицию “Игра в лошадки”.

Музыкальный руководитель

Бом-бом! Бом-бом! Мы листаем наш альбом! Вместе с ним мы понесёмся над Землёй. В путешествие отправимся с тобой!

Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу “Детского альбома” (на ней изображена совместная иллюстрация к пьесам “Итальянская песенка”, “Неаполитанская песенка”).

Ребёнок.

Карнавал, карнавал!
Чудных масок полон зал!
Вот Пьеро и Арлекино,
Риголетто, Коломбина.
Плещет нежная волна –
Мы в Венеции, друзья!

Исполняется “Итальянская песенка(синтезатор). Пьеро и Коломбина подходят к гондоле, занимают места: Коломбина садится в лодку. Пьеро берёт мандолину, изображает игру на ней.

Девочка.

Небо над Неаполем – вечно голубое.
Здесь под солнцем южным встретимся с тобою.
Везувий гордо возвышается над городом моим.
Неаполь! Я живу дыханием твоим!

Девочки исполняют тарантеллу, звучит “Неаполитанская песенка”.

Музыкальный руководитель

Продолжим путешествие, и узнаем… В какую эпоху мы попадаем?

Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу “Детского альбома” (на ней изображена иллюстрация к пьесе “Старинная французская песенка”).

Девочка-принцесса

Возлюбленный, мой рыцарь!
Ты снился мне не раз!
В каких краях далёких ты бьёшь врага сейчас?
Быть может, ты забыл меня – прекрасную Элен?
Быть может, ты убит врагом,
Или в песках твой плен?

Девочка-принцесса исполняет танцевальную импровизацию, звучит “Старинная французская песенка” (синтезатор).

Музыкальный руководитель

Бом-бом! Бом-бом! Мы листаем наш альбом!

Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу “Детского альбома” (на ней изображена иллюстрация к пьесе “Шарманщик поёт”).

Шарманщик.

Если снег – я иду... Если дождь – я иду,
Медленно ручку шарманки верчу.
Вот обезьянка с весёлою мордочкой
Строит детишкам забавные рожицы.
Может быть, есть на свете страна,
Чтоб горя не знала она?
Где млечные реки текут,
И хлеб всем голодным дают.

Исполняется композиция “Шарманщик поёт” (синтезатор). Шарманщик с обезьянкой обезьянка исполняет “Акробатический этюд”, с протянутой рукой обходит детей, шарманщик медленно крутит ручку шарманки. В конце музыки входит в городок, и заходит за ширму.

Музыкальный руководитель

Волшебную книгу мы листаем, в чудесную сказку попадаем!

Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу “Детского альбома” (на ней изображена совместная иллюстрация к пьесам “Вальс”, “Сладкая грёза”).

Фея (в микрофон)

Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных, –
И зал плывёт, плывёт в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный –
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал. [ И. А. Бунин]

Девочки с газовыми шарфиками исполняют композицию “Вальс”, появляется Фея.

Дети.

У Феи – глазки изумрудные,
Всё на траву она глядит.
У ней наряды дивно-чудные,
Опал, топаз и хризолит.

Есть жемчуга из света лунного,
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя струнного
Из ярких солнечных лучей.

Ещё есть платье подвенечное
Да колокольчик полевой,
Сулил ей счастье бесконечное,
Звонил в цветок свой голубой.

Росинка с грёзой серебристою
Зажглась алмазным огоньком.
А ландыш свечкою душистою
Горел на свадьбе с светляком.
[ К. Бальмонт]

Звучат первые 8 тактов “Сладкой грёзы” - после каждых двух тактов, постепенно выключается свет, фея сопровождает это движениями рук. Музыка резко прерывается звуками пьесы “Баба-яга”. Гаснет свет. Появляется Баба-Яга.

В это время фея и Баба-Яга в движениях изображают борьбу добра и зла, в конце музыки Баба-яга, как бы заколдовывает фею и убегает. Тишина. Звучит музыкальная пьеса “Сладкая грёза” – девочки-феечки исполняют танцевальную композицию под данную музыку. Во время композиции постепенно включается свет (первые 8 тактов). Фея оживает.

Фея

Послушай...
И ты услышишь музыку вокруг.
По всей Вселенной разлетается
Мелодией рождённый звук.

Музыкальный руководитель

Дыханье ветра, шум прибоя,
Иль царство вечного покоя,
Где лишь песчинка шелестит,
И ящерка хвостом юлит.

Фея

А может – это песнь дождя?
Что серебром своим
Играет, музыку даря,
А мы её храним.

Фея подходит к центральной стене.

Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу “Детского альбома” (на ней изображена иллюстрация к пьесе “В церкви”).

Под пьесу “В церкви” (синтезатор) выходит девочка-ангел. Она обходит по кругу всех детей, становится по середине между башенками и расправляет руки.

На вторую часть пьесы все дети постепенно встают и занимают места для заключительной сцены, где они располагаются по всему залу, образовав небольшие группки (например, – солдатики около башенок; перед ангелом, на одно колено, присаживаются девочки, исполнявшие композицию “Сладкая грёза”; девочки, исполнявшие композицию “Вальс”, по две разбегаются и становятся друг против друга, сделав “Звёздочку”; принцесса и девочка в русском костюме становятся около них, с разных сторон; девочка и мальчик, принимавшие участие в композиции “Итальянская песенка” становятся в середину зала ближе к зрителям – мальчик присаживается на одно колено, девочка, взяв его правую руку своей, выполняет “Реверанс”; взрослые-герои занимают места около центральной стены – за ангелом.

После заключительных аккордов пьесы “В церкви” – небольшая пауза, дети стоят на местах.

В грамзаписи звучит главная тема “Первого концерта для фортепиано с оркестром” (можно использовать в современной обработке с компакт-диска или аудио кассеты).

Дети, начиная с героев, которые расположены ближе к зрителям, по очереди выполняют поклоны (в духе образа) и выходят из зала в противоположную сторону от центральной стены, последним “улетает” ангел. Взрослые герои машут рукой и постепенно отходят к центральной стене.

После музыкального спектакля дети обмениваются впечатлениями с педагогами, родителями, полученными на празднике. Рассматривают “Детский альбом”, выполненный родителями. Фотографируются, чтобы остались фотографии на память. Можно вклеить эти фотографии на страницы самодельного “Детского альбома”, где будут отображены те или иные образы.