Гигиена нервной системы (уравновешенность души - залог телесного здоровья)

Разделы: Биология


Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся знания о возможных причинах и видах нарушений деятельности нервной системы.
  • Обеспечить усвоение учащимися основных мер по профилактике нарушений деятельности нервной системы.
  • Осуществить контроль знаний по теме “Нервная система” с целью устранения пробелов.

Развивающие:

  • Формирование умения анализировать и сравнивать, выделять главное.
  • Совершенствование владения школьников персональным компьютером.

Воспитательные:

  • Профилактика наркотических и других зависимостей.
  • Выработка навыков самоконтроля и психогигиены.
  • Привитие здорового образа жизни и культуры общения.

Тип урока: комбинрованый.

Вид урока: с использованием компьютера.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Методы: беседа, работа с компьютером.

Средства обучения: компьютеры, распечатанные буклеты:

  1. Воздействие отравлений на центральную нервную систему.
  2. Как сохранить своё психическое здоровье.

План урока:

  1. Актуализация знаний – 5 мин.
  2. Формирование новых знаний, умений и навыков – 25 мин.
  3. Выводы по учебным вопросам урока – 5 мин.
  4. Контроль и оценка знаний учащихся – 10 мин.

Ход урока:

1. Актуализация знаний: фронтальный опрос:

1) Какие виды нарушений деятельности нервной системы вы знаете?

2) Каковы причины их возникновения?

3) К каким последствиям могут привести эти нарушения?

4) Как избежать возникновения нарушений деятельности нервной системы?

2. Формирование новых знаний, умений и навыков:

Наша задача: выяснить основные причины и признаки нарушений деятельности нервной системы, усвоить меры по их профилактике, а также твёрдо запомнить способы первой помощи в случае их возникновения.

Задание на дом: с. 50-71, записи в тетради повторить, подготовиться к тестовому зачёту.

Изучение нового материала:

Откроем тетради, запишем число и тему урока (Рис. 1 – Заставка).

Запишите в тетради план сегодняшнего урока и учебные вопросы, по которым мы будем работать. (Рис. 2. ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ).

1) ТРАВМЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

2) ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС.

3) ВОЗДЕЙСТВИЕ ОТРАВЛЕНИЙ НА ЦНС (в т.ч. работа с буклетом 1).

4) НАРУШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ.

5) ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПОТЕРЕ СОЗНАНИЯ И ОСТРЫХ МОЗГОВЫХ РАССТРОЙСТВАХ.

6) ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦНС.

7) ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (в т.ч. работа с буклетом 2).

Обратите внимание: далее идёт таблица (Рис. 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦНС), которую по итогам изучения слайдов вам предстоит заполнить в ходе закрепления.

1) ТРАВМЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Первое место среди нарушений работы ЦНС занимают травмы, и в первую очередь головного мозга. Рассмотрим их влияние на работу нервной системы. (Рис. 4. ТРАВМЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ) и меры по их профилактике (Рис. 5. ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ).

2) ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС.

Далее по частоте встречаемости идут инфекционные заболевания ЦНС. Какие из них наиболее опасны и как их избежать? Переходим к следующему слайду (Рис. 6. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦНС).

3) ВОЗДЕЙСТВИЕ ОТРАВЛЕНИЙ НА ЦНС. Очень большой вред ЦНС наносят отравления, и в подавляющем большинстве случаев – за счёт вредных привычек. Какие из веществ наиболее опасны для ЦНС? Как именно они воздействуют на организм? (Рис. 7).

Далее - работаем по буклету 1 (с двух сторон) и устно отвечаем на вопросы в его конце. (Рис. 8 и рис. 9).

  • Дайте характеристику стадий развития зависимости от наркогенных веществ.
  • В чём заключается главный вред:

а) табакокурения?

б) алкоголизма?

в) наркомании и токсикомании?

  • Какие из наркогенных веществ являются наиболее опасными? Почему?
  • Представьте себя на минуту в роли наркомана. Как Вы думаете, к каким социальным последствиям приведёт употребление наркотиков? Как отразится наркомания на личностных взаимоотношениях человека?
  • Как тактично отказаться от приёма наркотических веществ?

4) НАРУШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ.

В наше время с каждым годом возрастает количество инсультов – острых мозговых расстройств в результате кровоизлияний в головной мозг. Причём болезнь очень “помолодела” - ей подвергаются даже двадцатилетние. Рассмотрим основные причины и меры по профилактике данной группы заболеваний (См. рис. 10. НАРУШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ).

5) ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПОТЕРЕ СОЗНАНИЯ И ОСТРЫХ МОЗГОВЫХ РАССТРОЙСТВАХ.

Представим, что кто-то из наших знакомых потерял сознание или оказался частично парализован вследствие инсульта. Как отличить последствия инсульта от простого опьянения? Как оказать первую помощь? (См. Рис. 11. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПОТЕРЕ СОЗНАНИЯ И ОСТРЫХ МОЗГОВЫХ РАССТРОЙСТВАХ).

6) ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦНС.

Закрепление знаний – заполнение таблицы (Возврат к рисунку 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦНС). При затруднении Вы можете вернуться к изученным слайдам. После заполнения – проверка по готовой таблице (См. рис. 12. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦНС).

7) ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Как Вы думаете, от чего зависит психическое и умственное здоровье человека? Как его сохранить на долгие годы? Что для этого необходимо делать? (См. Рис. 13. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА). Подробнее разобраться с этим нам поможет буклет 2. Далее - работа по буклету 2 (с двух сторон) с устными ответами на вопросы в его конце. (Рис. 14 и рис. 15).

  • Объясните, в чём заключается разница между понятиями “стресс” и “дистресс”?
  • Как избежать возникновения дистресса и невроза?
  • Каковы на ваш взгляд общие рекомендации по сохранению психического здоровья человека?

3. Выводы по учебным вопросам урока.

1) Какие из нарушений деятельности нервной системы наиболее опасны и почему?

2) К каким последствиям могут привести нарушения деятельности нервной системы?

3) Каковы общие рекомендации по предупреждению нарушений деятельности нервной системы?

4) Каковы общие рекомендации по сохранению психического здоровья человека?

4. Контроль и оценка знаний учащихся.

Компьютерное тестирование: 10 вопросов за 10 минут (см. рис. 16) под классическую музыку (лучше Моцарта), ответы записываются на листочках и в тетради. Проверка работы и оценки сразу же – в результатте должно получиться слово “Психология”.

На этом урок закончен, всем спасибо. Оценка работы учащихся.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещениме, 1989.

2. Тревор Уэстон. Анатомический атлас. – ГМП. Первая образцовая типография, перевод, русское издание, 1998.

3. Жариков Н.М. и др. Психиатрия. Учебник для медвузов. – М.: Медицина, 1989.

4. Цузмер А.М., Петришина О.Л. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Учебник. – М.: Просвещение, 1998.

5. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. 9 класс. – М.: Аквариум, 1998.

6. Сухова Т.С. Тесты по биологии. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2000.