Технология развития интереса учащихся к профессии

Разделы: География


В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации "Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г." на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

К 14-16 годам у многих учащихся еще не складывается ориентация на сферу будущей деятельности. В связи с этим существенно возросла значимость разработки теории, методологии и технологии системы формирования профессиональных интересов средствами конкретных учебных дисциплин: географии, математики, биологии, химии и других.

Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема развития интересов учащихся к профессии в процессе преподавания общеобразовательного предмета и преемственной связи между общим и профессиональным образованием.

География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Ее важнейшим аспектом является формирование мировоззрения, логики научного мышления, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста.

Важно и то, что географические знания о ведущих сферах народного хозяйства, основных видах труда и массовых профессиях позволяют учащимся правильно сопоставить свой выбор профессии с потребностями экономического региона в кадрах.

Содержание курса географии предполагает преемственную связь между школьным и профессиональным образованием с целью приобретения суммы знаний, умений и навыков, которые необходимы в различных профессиях, где приходится учитывать географическую сторону дела. У учащихся складывается целостное представление о природе, человеке, обществе и мире профессий в современных условиях.

Географию надо рассматривать в качестве носителя информации о видах труда и профессиях.

География не может претендовать на профильное обучение в таком объеме как некоторые другие предметы, но предпрофильное обучение – это прерогатива географии.

Отсюда вытекает и главная цель обучения географии: сформировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края, своей страны и всего мира и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной профессиональной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.

В связи с этим мне видятся следующие задачи географического образования:

– рассмотрение географии как методологической основы развития интереса учащихся к профессии в учебном процессе школы; раскрытие своеобразия отражения законов природы; приближение содержания географии к особенностям различных профессий; развитие умения облекать географию в жизненные формы; сближение географических методов с методами, применяемыми на практике; реализация связи географии с другими науками, смежными предметами; ознакомление учащихся с профессиональной деятельностью человека через содержание предмета, практические работы, упражнения; привлечение примеров из области точных наук, профессиональной практики человека.

Актуальность данной проблемыпредставляется, прежде всего, задачами, поставленными государством по переходу на старшей ступени общего образования к профильному обучению и введению предпрофильного обучения;

– появлением в последнее время новых способов накопления и переработки информации;

– появлением большого числа новых профессий и специальностей;

– стремлением к интеграции экономических систем различных стран.

Мы предлагаем технологию развития профессиональных интересов учащихся в процессе преподавания географии.

Прежде всего, технология состоит из педагогическая модель развития и формирования профессиональных интересов учащихся (рис.1) и рассматривается как совокупность приемов, форм и методов, направленных на достижение поставленной цели.

Основной целью технологии является создание условий развития интереса к профессии для проявления, развития, стабилизации и адаптации профессиональных интересов учащихся и формирование географического мышления учащихся в процессе преподавания географии. Технология включает - раннее выявление способностей учащихся; использование метода контекстного обучения, в ходе которого осуществляется ознакомление с основными направлениями деятельности человека; создание оптимальных педагогических условий развития интереса к будущей профессии в процессе преподавания общеобразовательного предмета; использованием современных информационно - коммуникативных технологий в процессе обучения.

Данная модель имеет инвариантную основу, поэтому она может найти применение в процессе преподавания различных дисциплин.

По структуре педагогическая модель подразделяется на 4 БЛОКА и включает IV УРОВНЯ (рис.1). Каждый уровень включает как принципиальные положения, так и примерную программу деятельности, реализуемую в учебном процессе и во внеурочной деятельности по географии. Каждый блок имеет четкое направление деятельности и свою специфику.

БЛОК - 1 – это весь учебный процесс преподавания естественнонаучных дисциплин.

В БЛОКЕ - 2 мы развиваем профессиональное географическое мышление. Вершина этого блока сужается к III уровню (т.к. в некоторых колледжах, профессиональных училищах географические дисциплины не преподаются), и заканчивается на уровне – IV ВУЗ (по той же причине).

БЛОК - 3 - здесь мы развиваем и формируем интерес к профессии (треугольник, вершина которого начинается на Iом уровне, т. к. географию начинают изучать в 6 классе), а основание лежит у III его уровня (т. к. учащийся к этому уровню имеет широкое представление о мире профессий, и должен определить для себя профильный класс или другое учебное заведение).

Педагогическая модель развития и формирования

профессиональных интересов учащихся

(на материале преподавания географии)

Рис. 1

img2.jpg (17094 bytes)

БЛОК - 4 - профессиональная ориентация. Этот БЛОК пересекается с БЛОКОМ – 3, т. е. профессиональную ориентацию мы начинаем на III уровне (9 класс) и заканчиваем на IV уровне (11 класс; вершина треугольника). К этому времени ученик должен определить свою будущую профессию.

Каждый уровень имеет свои особенности.

На первом уровне создаются благоприятные условия в 6 - 7 - 8 классах для проявления профориентационных интересов, способностей и дарований, создаются педагогические условия для развития интереса учащихся к профессии.

На втором уровне осуществляется развитие, корректировка, формирование профессиональных интересов, профессиональное ориентирование учащихся 9 классов. Здесь повышается познавательная активность, формируются профессиональные намерения, способности, высоконравственное мировоззрение личности как субъекта.

На третьем уровне осуществляется профессиональная ориентация и продолжается формирование профессиональных интересов и развитие географического мышления учащихся 10 - 11 классов, колледжей, училищ.

На четвертом уровне осуществляется стабилизация профессиональных интересов, становление и адаптация профессиональных намерений, профессионализация учащейся молодежи. Этот период рассчитан на активную самостоятельную познавательную деятельность, приобретение определенных профессиональных знаний, умений и навыков.

Сущность развития и становления профессиональных интересов учащихся в педагогической модели заключается в конструктивном отрицании нерентабельного, сохранении в каждом новом уровне позитивных достижений и их обогащении.

Развитие интереса учащихся к профессии в процессе преподавания географии основывается на следующих положениях:

1) органическое совмещение преподавания географии с профессиональным ориентированием личности;
2) формирование профессиональных интересов на научной основе, что предполагает географическое осмысление основных положений развития современного производства, ведущих отраслей хозяйства; проектирование собственного профессионального интереса;
3) профориентационный материал в географических курсах знакомит учащихся с массовыми профессиями предприятий, организаций, расположенных в непосредственной близости от учебных учреждений с учетом потребности данного региона в кадрах; на основе этого материала учащиеся решают практические задачи;
4) деятельность по развитию профессиональных интересов опирается на информацию о профессиях родителей, родственников, соседей и т.п;
5) активное привлечение родителей для оказания помощи в подготовке и проведении различных форм учебных занятий по географии;
6) развитие профессиональных интересов при изучении естественно-географических дисциплин осуществляется на основе реализации методов: информационно-рецептивном, репродуктивном, проблемного изложения, эвристическом, исследовательском, сравнительном;
7) профессиональные интересы учащихся, развитие которых осуществляется в процессе преподавания географии, в преемственной связи школа - вуз способствует формированию познавательной активности как одного из ведущих качеств личности;
8) развитие профессионального интереса оказывает всестороннее влияние на развитие личностных качеств;
9) формирование педагогической модели развития профессиональных интересов способствует поступательному непрерывному развитию и формированию профессиональных интересов от "низкого типа устойчивости" до "высокого типа устойчивости";
10) развитие профессионального интереса должно осуществляться на основе имеющихся потенциальных способностей человека.

Примеры тем уроков, которые знакомят учащихся с миром профессий:

"План и карта" – в процессе изучения происходит знакомство с профессиями чертежник, художник, фотограф. "Ориентирование" – при изучении данной темы показывается, каким категориям профессий необходимо ориентироваться на местности: шофер, экскурсовод, путешественник. "Масштаб" – изучение данной темы находит применение у таких профессий как строитель, слесарь-инструментальщик, архитектор.

"Определение координат" – пригодится летчику, капитану дальнего плаванья, спасатель. "Построение графиков изменения температур" – учащиеся знакомятся с профессиями инженер, тополог, климатолог, экономист. "Гидросфера" – учащиеся получают знания о профессии рыбака, моряка, подводника, океанолога, бурильщика. Знание темы "Климат" – нужно врачу, комбайнеру, животноводу, агроному, механизатору.

При развитии интереса к профессии выделяются следующие группы уроков:

1. Лекция –"парадокс", защита знаний, защита идей, защита профессий.
2. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала: урок мудрости, урок 3. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок 4. Уроки по аналогии с различными общественными явлениями: пресс-конференция, аукцион, устный журнал, "обозреватели за круглым столом", профессиональный географический симпозиум, заседание географического общества.
5. Уроки на игровой, состязательной основе: конкурс, турнир, эстафета, деловая игра, КВН и др. Можно отнести сюда и уроки – имитации современных телевизионных игр, развивающие интерес к профессии.
6. Внесение в ход урока форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "клуб знакомств", урок – "Что? Где? Когда?", урок – час вопросов и ответов.
7. Учебные занятия по аналогии с известными в профессиональной практике формами, методами, жанрами деятельности: учебные занятия 8. Учебные занятия, имитирующие какие-либо профессиональные операции или виды трудовых работ: заочная экскурсия, прогулка, проведение уроков-походов с выполнением профессиональных функций каждым учеником.
9. Проведение уроков, основанных на краеведческом материале.
10. Написание рефератов, докладов, выступлений по предмету, о профессиях родителей, о своей будущей профессии, защита исследовательских работ в области географии, истории географии, роли географических методов в различных областях науки и техники.
11. Уроки-походы, экскурсии на предприятия, стройки, в учреждения;
12. Организация кружковой работы по географии. Проведение выставок географических открытий.

Пример урока по изучению экономических районов России в 9 классе.

Урок с профориентационной направленностью.

Уральский экономический район.

В ходе урока школьники должны научиться применять географические знания на практике, убедиться в том, что без знаний об особенностях территории невозможно рациональное природопользование. Урок будет способствовать развитию у учащихся профессионального интереса.

Учитель исполняет роль предпринимателя, который хочет сделать инвестиции в Уральский экономический район. Российское правительство предлагает на выбор три отрасли: машиностроение, нефтепереработку и пищевую промышленность (производство сахара).

Предприниматель хочет провести экспертизу – куда выгоднее сделать инвестиции. Для этого он обращается в три фирмы и просит их сделать комплексную оценку района, раскрыть положительные и отрицательные стороны каждого производства в этом районе, предложить проект будущего предприятия и подобрать для него место.

Каждый ряд составляет творческую группу. 1-й ряд оценивает перспективы инвестиций, вложенных в машиностроение, 2-й ряд – в нефтепереработку, 3-й ряд – в пищевую (сахарную) промышленность.

Группа выбирает руководителя проекта, который назначает профессиональных специалистов: геоморфолога, геолога, климатолога, гидролога, эколога, социолога, менеджера по маркетингу, аналитика, агронома.

Каждому специалисту дается карточка-инструкция, по которой он решает вопросы совместно со всем классом. План работы записан на доске:

1. Состав района и экономико-географическое положение, транспорт (руководитель проекта).
2. Природа района (геоморфолог, геолог, климатолог, гидролог, эколог).
3. Население (социолог).
4. Хозяйство (менеджер по маркетингу, аналитик, агроном).

Выводы делает каждый специалист. Заключение дает руководитель проекта.

Чтобы подготовить ответы для совместной работы, дается 5 минут.

Для создания целостной картины района и экономии времени отвечает один специалист (например, климатолог), хотя в каждой группе (на каждом ряду) имеется свой специалист. Выводы делаются сразу после ответа. В конце урока выводы дают те, кому не предоставили слова в течение урока. Для выработки единого мнения группа объединяется вокруг руководителя проекта. Задания даются по Географическому атласу мира (изд. “РОСМЭН” 2000 г.).

Специалист группы

Название учебных элементов.

Источники информации

Руководитель проекта.

1. Состав района (области, республики и т. д.).
2. Положение по отношению к другим районам (с кем граничит)
3. Транспортные пути.

Вопросы:
1.Стоит ли создавать данное предприятие в этом районе?
2. Если да то, в каком месте и почему? (учтите факторы размещения производства).

Атлас стр. 14
Атлас стр. 14
Атлас стр. 21.

Таблица “Факторы размещения”

Геоморфолог.

Оценка рельефа района: каков рельеф района (горный, равнинный, и т.д.); высшая точка; как размещен.

Вопросы:
1. Как рельеф влияет на будущее предприятие?
2. Где в соответствии с рельефом должно находится будущее предприятие?

Атлас стр. 8, 26.

Геолог.

1. Тектоническое строение района.
2. Возможность землетрясений, оползней, селей.
3. Полезные ископаемые.

Вопрос. Как эти условия влияют на будущее предприятие?

Атлас стр. 10,
Атлас стр. 18.

Климатолог.

Оценка климатических условий района.

1. Средняя t° января, средняя t° июля.
2. Количество осадков, как распределены.
3. Опасные метеорологические явления.

Вопрос. Как этот климат влияет на жизнь и здоровье человека, на хозяйство?

Атлас стр. 12.

Эколог.

Гидролог

1. Природная зона.
2. Растительный мир (его состояние: богатый, бедный, сильно или слабо изменен человеком).
3. Заповедники.
4. Водные ресурсы района (реки, озера).

Вопрос. Какие ваши рекомендации по созданию будущего предприятия?

Атлас стр. 7.

Агроном.

1. Какие преобладают почвы.
2. Какие культуры выращивают.
3. Какой скот разводят.

Вопрос. Каковы ваши рекомендации по размещению данного производства?

Атласа стр. 11.
Атласа стр. 20.

Социолог.

1. Плотность сельского населения.
2. Крупные города района.
3. Национальный состав

Вопрос. Хорошо ли обеспечен район трудовыми ресурсами для развития данного предприятия?

Атлас стр. 13.
Атлас стр. 13.
Атлас стр. 16.

Менеджер

по маркетингу

1. Какие отрасли преобладают.
2. Приведите примеры характерных предприятий района.

Вопрос. В каком городе или недалеко от него должно быть ваше предприятие?

Анализ таблицы “Крупные города и их специализация”

Аналитик.

1. Какая промышленность преобладает.
2. Какая промышленность развита слабо.

Вопросы:
1. Какое предприятие советуете создать?
2. Какие факторы оказывают решающую роль при создании вашего предприятия?

Анализ таблицы “Отраслевая структура промышленности района”, (учебник В.Я Рома и В.П. Дронова приложение) и построение диаграммы по этим данным (смотри таблицу “Факторы размещения”)

В конце исследовательской работы специалисты делают выводы и дают рекомендации руководителю проекта по размещению предприятия.

Руководитель проекта делает заключение и дает рекомендации предпринимателю.

При ответе специалистов учитель на доске создает опорный конспект.

Учитель дает оценку руководителю проекта. Руководитель проекта ставит оценку специалистам.

По данной схеме можно изучать любой район России.

Все это подчеркивает профориентационную направленность курса географии и составляет важную основу для развития и стабилизации интереса учащихся к профессии.

Из выше сказанного становится ясным, что темы которые изучаются в курсе географии направлены на развитие интереса к профессии, то есть предпрофильная ориентация.

Географическое мышление комплексное. Для каждого профессионала необходимы хотя бы элементы географического мышления. Оно не замыкается в рамках одного элемента или отрасли, а рассматривает весь комплекс проблем.

Применяя географическое мышление при изучении природы, мы прослеживаем всю взаимосвязь природной среды, абстрагируясь, делаем общие выводы по отдельным объектам. География в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, то есть выполнять прикладные задачи.