Применение компьютерных технологий при подготовке водителей транспортных средств

Разделы: ОБЖ, Технология


В процессе обучения вообще и при сообщении учащимся учебного материала в частности преподаватели широко используют один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Восприятие предмета или явления в натуре или изображения является для человека первоначальным и наиболее простым актом познания и служит основой для создания точных представлений и абстрактных понятий об изучаемых предметах, процессах, явлениях.

Принцип наглядности находит отражение в использовании преподавателями разнообразных наглядных учебных пособий и аудиовизуальных технических средств обучения в педагогически целесообразном их оформлении.

Применение наглядности в процессе преподавания специальных и общетехнических предметов по сравнению с общеобразовательными предметами имеет определенные особенности, связанные со спецификой их содержания и методикой изучения. Если при изучении общеобразовательных предметов наглядное пособие помогает лучше усвоить принцип, основную идею, то при изучении технических предметов на первый план выступают конкретное устройство объекта, рабочая схема, взаимодействие деталей, механизмов и участников процесса.

Работая более 20 лет в профессиональном лицее № 56 г. Красноярска, который ведёт подготовку водителей автотранспортных средств категории В, С, Д, водителей трамвая и троллейбуса, преподавателем специальных предметов “Правила дорожного движения” и “Основы безопасного управления транспортным средством”, я накопил большой опыт применения средств наглядности и технических средств обучения.

Дело в том, что при обучении правилам и основам безопасности движения одной из важных задач является развитие у обучающихся зрительной памяти, тактического мышления и умения оперативно решать ситуационные задачи в различных дорожных условиях. Поэтому от того, какие знания и навыки получат будущие водители в учебном заведении, будет зависеть их дальнейшая практическая деятельность при управлении транспортным средством.

Цели уроков при подготовке высококвалифицированных специалистов могут быть достигнуты только при комплексном использовании технических средств обучения и при оборудовании кабинета, в котором проводятся теоретические занятия по Правилам дорожного движения.

По мере накопления материала приходилось использовать до трех кинопроекторов и двух диапроекторов, установленных в отдельном помещении и управляемых с дистанционного пульта. Это в значительной степени оживляло учебный процесс, но и осложняло работу преподавателя при проведении занятий, а особенно при подготовке к ним. В дальнейшем кинопроекционную аппаратуру заменил видеомагнитофон и телевизор, а последние пять лет для демонстрации всего учебного материала используется персональный компьютер, совмещенный с телевизором и видеопроектором (рис. 1 и 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

Педагогические возможности компьютера, как средства обучения, по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Компьютер совмещает в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности, и вытесняет устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, кодоскопы, обычные магнитофоны, киноустановки и т.д.).

Работа преподавателя на стадии подготовки учебного материала заключается в процедуре его логического построения и разработке практических заданий и иллюстраций для каждой темы, при этом используются установленные на компьютере текстовые и графические редакторы, программы для видеозаписи, редактирования и монтажа видеоматериала. При помощи сканера копируются фотографии, схемы, чертежи, рисунки, а наличие слайдмодуля позволяет это делать непосредственно с негативной или позитивной фотопленки.

По ходу изучения теоретического материала вниманию учащихся предлагаются иллюстрации, графики, таблицы, анимированные рисунки, имеющие звуковое сопровождение, видеофрагменты, есть возможность быстро вернуться к любой теме, рисунку и т. д. Каждая тема содержит набор практических заданий различной степени сложности – это позволяет оперативно проконтролировать усвоение полученных знаний.

Видеофильм – самое распространенное техническое средство обучения, позволяющее демонстрировать объекты и явления в движении, анализировать и обобщать материал, а также осуществлять переход от конкретного восприятия к абстрактному. Фрагменты, плохо воспринимаемые учащимися, можно неоднократно повторить, более доходчиво прокомментировать. Включая стоп-кадр, преподаватель дает возможность учащимся подробно рассмотреть взаимодействие участников движения и последовательность их действий в быстро меняющейся дорожной обстановке.

С помощью видеокамеры, видеомагнитофона и мультимедийной платы оцифровки видеоизображения на компьютер записываются фрагменты видеофильмов, которые используются в процессе обучения. Например, при изучении темы “Обгон и встречный разъезд” используются динамические и статические иллюстрации, выстроенные в последовательности излагаемого материала тем и первоначально демонстрируются видеофрагменты, иллюстрирующие обгон с выездом на сторону дороги, предназначенной для встречного движения (рис. 3), и без выезда на встречную сторону дороги (рис. 4), а также обгон с правой стороны (рис. 5).

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Применение цифровой обработки, записи, монтажа и хранения видеоматериалов позволяет изготовить не только видеофрагменты, но и создать цифровые учебные видеофильмы по специальностям.

Компьютер позволяет для демонстрации учебного материала использовать анимацию, моделирующую процессы, которые невозможно показать при помощи видео, например, дорожно-транспортное происшествие. Для этих целей применяется программа “Мастерство вождения”, разработанная RiSoft и имеющаяся в продаже на лазерных дисках (рис. 6), а также анимированные рисунки, выполненные при помощи программ анимации (рис. 7).

Рисунок 6

Рисунок 7

Для иллюстрации многих положений Правил кроме динамических материалов применяются статические – в виде фотографий (рис. 8), рисунков (рис. 9 и текста (рис. 10).

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Для каждой темы создана отдельная папка, в которую помещаются папки (рис. 11) и файлы (рис. 12) в последовательности, необходимой для раскрытия данной темы.

Рисунок 11

Рисунок 12

В условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным, а обратная связь учащихся с преподавателем – более систематической и продуктивной. На компьютерах, которыми оборудованы рабочие места учащихся (рис. 13), установлена программа, позволяющая в процессе подготовки оперативно определять степень усвоения той или иной темы Правил или всего курса в целом, и в случае необходимости учащиеся имеют возможность самостоятельно корректировать свои знания, переключив программу в режим обучения. Программа также может вырабатывать и комплектовать набор задач по всем темам, что позволяет провести контрольную или самостоятельную работу в классе, обеспечив каждому учащемуся отдельное задание (рис. 14).

Рисунок 13

Рисунок 14

Обучение с использованием компьютерной техники требует иного подхода, чем при традиционных формах урока, поэтому, разработаны новые методические направления для проведения занятий с применением визуальных электронных средств обучения, диагностирующих и обучающих программ, которые применяются также при изучении предметов “Устройство автомобилей” и “Техническое обслуживание и ремонт автомобилей”.

Компьютер также используется для ведения учебно-программной документации, текущего и перспективного планирования работы, контроля успеваемости и посещаемости, составления экзаменационных ведомостей, подготовки документов для сдачи экзаменов в ГИБДД.

Применение в учебном процессе мультимедийных компьютерных технологий повышает интерес к предмету, позволяет организовать самостоятельную работу учащихся и получить навыки самоконтроля; способствует развитию зрительной памяти, тактического мышления и умению оперативно решать ситуационные задачи в различных дорожных условиях, что в конечном итоге ведет к повышению безопасности на дорогах, сохранности материальных ценностей, жизни и здоровья людей.

Применение компьютера позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс, при этом значительно уменьшив время домашней подготовки преподавателя к урокам и повысив эффективность изложения учебного материала.

В дальнейшем предполагается проводить работу по усовершенствованию методики применения информационных технологий, поиску оптимальных методов и форм их осуществления в сочетании со средствами традиционного обучения.