Познаем мир пальчиками

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


В настоящее время имеется стойкая тенденция к росту числа детей с патологией зрения. Проводимые обследования зрения по данным статистических служб показали, что в общей сложности в общеобразовательных учреждениях около 70% детей имеют глазную патологию разной степени выраженности. В связи с этим появились классы соответствующего назначения на этапе начального обучения в условиях пребывания в образовательной школе.

Учебным планом для классов данного типа предусмотрены коррекционные занятия различной направленности. Одним из таких занятий является “Развитие осязания и мелкой моторики”.

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Для того, чтобы работа была эффективной и дала ожидаемые результаты, необходимо тщательно выбирать формы работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

На педагога ложится большая ответственность. Он должен выступить и в качестве педагога, самостоятельно отбирающего порцию учебной информации на занятие, и в качестве автора-разработчика наглядных пособий.

Большую помощь педагогу оказывают “Упражнения с Монтессори - материалом”, “Песочная терапия”, предложенная психотерапевтом, основателем аналитической терапии Карлом Густавом Юнгом, игровая методика английского педиатра Маргарет Ловенфельд, работы игротерапевта Грабенко Т.М., Зенкевич-Евстигнеевой Т.Д. и др.

Сочетая эти методики с результатами современных специальных офтальмологических и тифлопедагогических исследований ( Э.С.Аветисов, В.И.Белецкая, А.Н.Гнеушева, А.П.Григорьева, Е.И.Ковалевский, Г.В.Никулина,Л.И.Плаксина, Л.В.Фомичева и др.) и работами современных психотерапевтов Вайолет Оклендера, Карика Нойгиютц, психологов М.В.Ермолаевой, А.В.Запорожца и др. можно интересно и грамотно спланировать коррекционную работу по развитию осязания и мелкой моторики.

Важно помнить, что активность и интерес детей на занятиях определяется разнообразием деятельности. Хорошие сенсомоторные функции дети могут приобрести в игре. Поэтому целесообразно вводить на коррекционных занятиях элементы игры. Для ребенка подобные занятия - это отдых от мало-эмоциональной умственной деятельности, заполняющей остальные уроки.

Занятия, включающие элементы игры, более интересны и привлекательны для ребенка.

Все дети любят играть. Склонность детей к играм в младшем школьном возрасте можно и нужно использовать. Игра – двигатель творчества, активной деятельности, самопознания и самовыражения.

Кроме того, игры положительно влияют на психическое развитие ребенка, что немаловажно в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение развития. Известный исследователь игры Д.Б. Эльконин рассматривал игру “Как практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развернутых и выполнимых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем и к умственным действиям. Действия в уме составляют основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения” (Эльконин, 1996 г.).

У каждого вида игры – своя функция, своя полезность. Существуют игра-досуг, игра-праздник, игра-отдых, игра-воображение, игра-труд и т.д.

Особую роль выполняет игра как средство терапии по отношению к детям, имеющим патологию развития, в частности к детям, имеющим нарушения зрения. Процесс коррекции в игре происходит естественно. Игра закрепляет приобретенные способности как внеситуативные. К тому же игры объединяют, создают условия согласованности действия, что ведет к развитию внутриколлективных отношений.

Важно лишь помнить, что игра не должна превалировать над учебной деятельностью. Необходима педагогическая пропорция разной деятельности.

Мы рассмотрим возможность использования игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения, а точнее пальчиковых игр: игра-упражнение, игра-коррекция, игра-разрядка, игра-массаж, игра-загадка и т.п.

Пальчиковые игры на коррекционных занятиях предполагается начинать с развития осязательных способностей. Этот вид чувствительности непосредственно связан с мыслительными операциями, с его помощью познается мир.

В наших играх используются куклы-напальчники, выполненные из различных материалов.

Начиная игру, необходимо беседовать с детьми о получаемых ощущениях.

Например, надевая на пальчики куклу, выполненную из ткани, проговариваем: “Я чувствую шероховатую, теплую поверхность. А что чувствуешь ты?”

Подобные упражнения следует повторять постоянно, используя куклы-напальчники, выполненные из различных материалов (бумага, шерсть, кожа, пластмасса, резина, ткань, мех и т.п.). Пусть ребенок постоянно описывает свои ощущения. Способность к дифференциации тактильных ощущений - важная познавательная функция. Полезно различать предметы (игровые приспособления, материалы) на ощупь, сравнивать ощущения от соприкосновения. Упражнения можно проводить как с закрытыми, так и с открытыми глазами.

Таким образом, планируемые пальчиковые игры можно условно разделить на два вида:

– игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно – перцептивной сферы (ощущение, восприятие);
– игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мелкая моторика кисти и пальцев рук, общая координация движений).

Основные принципы организации пальчиковых игр
с использованием кукол – напальчников.

– Создание естественной стимулирующей среды, где ребенок проявляет творческую активность.

– “Оживление” пальчиков путем использования кукол – напальчников. Определение ролей и способов вхождения в роли.

– Проигрывание различных заданий, игровых ситуаций.

Реализация этих принципов позволяет сформировать положительную мотивацию к занятиям, заинтересованность детей в играх, желание продолжать игры в домашних условиях.

Оснащение игр.

1. Различные предметы, разнообразные на ощупь, для упражнений по развитию осязательных способностей (камушки, кусочки меха, бархата, кожи, ткани, бумага, кусочки металла, ракушки и т.п.)

2. Куклы – напальчники, выполненные из различных материалов: шерсти, ткани, кожи, бумаги, гипсового бинта, воска, пластыря, пластмассовых крышечек, резиновых перчаток и т.п.

3. Предметы для оформления игрового места:

– различные постройки из конструктора, пластилина, теста, глины;
– машины различных видов;
– игрушечные растения (деревья, кусты, цветы);
– животные (домашние и дикие);
– предметы, имитирующие спортивные снаряды (мячи, бревна, стойки для прыжков и т.д.).

Чем разнообразнее предметы, тем интереснее получится игра

Перед игровыми занятиями уместно проводить занятия по изготовлению кукол – напальчников и др. атрибутов. Дети могут самостоятельно изготовить “чехол” для кукол. А формировать куклу можно в процессе игры, внося определенные изменения, дополняя ее деталями (ушки, глаза, язычок, волосы, украшения и т.п.).

Во время подобных занятий развивается умение работать руками, что одновременно способствует и развитию мелкой моторики, и развитию у детей различных трудовых навыков, что также является одним из направлений коррекционной деятельности.

На занятиях ребенок упражняется, пробует приобретенные навыки, фантазирует. Кроме того, кукла, изготовленная своими руками, является носителем и хранителем убывающей духовности.

Предлагаю описание выполнения бумажных кукол – напальчников, которые выразительны и просты в изготовлении.

Необходимые материалы: плотная белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей (ПВА), простой карандаш.

1. Взять лист бумаги, сложить пополам.

2. Приложить ладонь и обвести карандашом контур пальчиков (немного увеличить). Можно использовать подготовленные заранее выкройки – лекала.

3. Вырезать ножницами по контуру.

4. Вырезанные половинки смазать по краю клеем и склеить.

5. Из получившегося “чехла” делаем забавную куклу. Для этого из цветной бумаги вырезаем отдельные детали лица, элементы одежды и наклеиваем их на “чехол”.

По данной схеме можно изготовить куклы – напальчники из любых других материалов, а можно использовать шерстяные, тканые, кожаные, резиновые перчатки, пластмассовые крышечки от губной помады и т.п.

Для пальчиковой гимнастики можно изготавливать атрибуты из цветной бумаги в технике оригами. Например, из желтой бумаги – лучики (наконечники на каждый пальчик) для упражнения “Солнышко”; из белой бумаги – лепестки для упражнения “Ромашка” и т.д.

Проведение игр.

Подготовку и проведение игры можно условно разделить на четыре основных этапа:

Этап 1. Введение в игровую среду.

Создание определенных условий для правильного отношения ребенка к игре. Мотивация. Установка на активное участие.

Этап 2. Знакомство с игрой и ее героями.

Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснении правил, размещение “играющих” пальчиков, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.

Сюда же входит оборудование игровой площадки (стола). Это может быть застройка пространства, заселение его различными персонажами. Площадку можно оборудовать как спортивную для проведения пальчиковых игр-состязаний.

На этом этапе производит распределение ролей (если это необходимо), выбор “одежды” для пальчиковых героев.

Этап 3. Игровая ситуация.

По содержанию игровые ситуации могут быть различной направленности: пальчиковая гимнастика; ролевая игра; игра, в виде спортивных соревнований; театрализованное представление, а также экспериментальная работа по обследованию какого-либо предмета.

Но все они должны носить коррекционную направленность. Дети обыгрывают предложенную ситуацию.

Например, игра - спортивное состязание. Пальчики обеих рук одеты в “бутцы”, в качестве мяча можно использовать бусину, пластмассовый шарик или шарик из ткани. На столе оборудовано спортивное поле, по которому будут бегать пальчики. Дети играют в паре, пытаясь забить мяч в ворота соперника.

В сюжетно-ролевых играх дети обыгрывают различные сюжетные ситуации, разыгрывают сценки, эпизоды сказок и т.д. Роли выполняют пальчики. Причем вхождение в роль происходит с использованием специальной пальчиковой одежды, различных способов движения пальчиков, речи и интонации.

Игры экспериментальной направленности представлены обследованием каких-либо предметов или материалов. Например, игра “На бумажной фабрике”. Задание: рассортировать подготовленную бумагу по видам, по назначению и т.п.

Здесь можно использовать карточки-задания, дающие ребенку возможность действовать самостоятельно, продумывать план своих действий. Для проверки результатов работы можно использовать проверочный тест, оформленный в виде карточек-ответов, тестерной коробки, альбома и т.п.

В играх – театрализациях дети одной подгруппы (класса) показывают свои умения детям другой подгруппы (класса). Чаще это итоговые или целевые занятия с выученным текстом, тщательной подготовкой “нарядов”.

Пальчиковая гимнастика использует как начальный или завершающий этап занятия. Здесь идет подготовка пальчиков к работе или их расслабление после нагрузки. Упражнения для пальчиковых игр лучше выбирать из специальной методической литературы.

Дети, соблюдая правила игры, могут самостоятельно выбирать линию поведения в игре. Педагоги, сохраняя нормативную схему игры, стимулирует творчество играющих, которое поддерживает динамику игры. Но при этом педагог должен постоянно следить за тем, чтобы педагогическая цель игры была достигнута. Это наиболее важно на занятиях коррекционной направленности.

Этап 4. Выход из игровой среды.

Игра должна быть результативной. Необходимо подведение итогов, обсуждения результатов, поощрения и т.п. Важно сохранить у детей удовольствие от игры.

Во время игр можно решить и проблему массажа пальчиков.

Чаще пальчики служат основой для куклы, но могут выполнять и роль “ножек”. При этом на пальчики надеваются “ботиночки” или “сапожки”, также выполненные из различных материалов. Подошва у такой “обуви” может быть двойной, где свободное пространство заполняется различными материалами (крупа, яичная скорлупа, мелкие камушки, пластмассовые трубочки или колечки, губка и т.п.). Ребенок при игре производит давящие движения на “подошву” и, играя, активно массажирует пальчики.

Пальчиковые игры обладают колоссальным значением в коррекционной работе с детьми, имеющими патологию зрения.

1. Они стабилизируют эмоциональное состояние детей.
2. Развивают осязательные способности и мелкую моторику рук.
3. Учат ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Ребенок получает опыт рефлексии. Учится понимать себя и других.

Игры с использованием кукол – напальчников и других атрибутов для пальчиковых игр придадут занятию динамизм, наглядность, сделают его более интересным и занимательным.

Предложения, представленные здесь, предназначены для того, чтобы продемонстрировать бесконечное количество возможностей, которые можно творчески применять в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения зрения. Следует отметить, что это только часть большой работы, проводимой на занятиях по развитию осязания и мелкой моторики.