Развитие творческих способностей учащихся младших классов через сочинительскую деятельность на уроках литературы, русского языка и окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? Как распознать и каким образом развить их? Эти вопросы интересуют многих, прежде всего педагогов, поставивших своей целью создание творческой обстановки в классе, в школе.

Существует несколько определений творчества. Известный американский психолог П. Торранс пишет: “Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, зажигать солнце, строить замок на песке, проходить сквозь стены, приветствовать будущее” [1].

С точки зрения М.Р. Львова, “Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей”[2].

До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону творческих способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.

В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-центрированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих способностей в раннем возрасте.

Творчество младших школьников можно разделить на так называемые составные: рисование, музыка, конструирование, литература. Словесное (литературное) творчество занимает одно из главных мест в жизни школьника.

На сегодняшний день учеными и методистами разработаны различные методы, приемы, направленные на развитие творческих способностей учащихся младших классов. Сначала остановлюсь на сочинительской деятельности, которая “красной нитью” проходит через все формы работ на уроках “Литературы как предмета эстетического цикла”, разработанных Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. С первых уроков дети знакомятся с “секретами”, которые автор “прячет” в своем произведении. Разгадывая эти “секреты”, дети сами учатся работать в позиции “автора”, то есть творить, сочинять, придумывать.

Художественному творчеству детей на уроках этого курса отводится большое внимание, так как оно нужно, прежде всего, самому ребенку для овладения речью как средством передачи чувств, мыслей, внутреннего мира человека, развития его воображения. С психологической точки зрения именно художественное творчество является условием развития читателя: “от маленького писателя к большому читателю”.

Я придерживаюсь мнения авторов о том, что один из важнейших типов работы по развитию творческий способностей младших школьников на уроках литературы основывается на наблюдении за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни. Всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков (разглядывание осенних листьев, кочанов капусты, старой и новой кастрюли) – все это не только развивает видение конкретно-чувственного облика мира, но и помогает открыть в предмете внутреннюю жизнь, родственную внутренней жизни ребенка. М.М. Пришвин назвал это свойство художника “родственным вниманием” и считал, что им обладают все люди, только у художников оно лишь в большей степени развито.

На уроке литературы, развития речи и внеклассного чтения мои ученики пробуют “оживлять”, “очеловечивать” окружающий мир, приписывают человеческие качества не только животным, но и явлениям природы, неодушевленным предметам. Постепенно ребята представили себя снегом, почкой, листиком, сосулькой и т.д.

Во время работы с устными высказываниями и письменными работами я не даю никаких установок, не составляю плана ответа или сочинения, так как считаю, что эти виды работ требуют от маленьких авторов “открытия”, собственного видение предмета. Ниже привожу пример письменных работ маленьких авторов, в которых ими сделана попытка “оживления” предмета через собственное видение мира.

Сочинение Ксении Тарариной:

“ Здравствуйте, я – кот Вася. У меня очень пушистый хвост, большие зеленые глаза и красивая походка. Я очень люблю есть мясо и рыбу. Один раз к нам залетела бабочка. Я так бегал за ней, что потом лег спать на весь оставшийся день. Я очень люблю драть ковер и бумагу. Но хозяева у меня добрые и прощают мои мелкие пакости. До свидания, с приветом, Вася!”

Ксения выбрала для своего произведения форму письма, что выглядит очень оригинально.

Сочинение Анастасии Телковой:

“Я – медвежонок. Зовут меня Пух. Мне всего три недели. Я немного косолапый. Так говорит моя мама. А еще она говорит, что я очень милый. А папа говорит, что я упитанный. Это, наверное, оттого, что я люблю ягоды, грибы и очень – очень - мед. Моя сестренка говорит, что я – шалун. Однажды со мной приключилась такая история. Я гулял по лесу и вдруг вижу – бежит мой друг, лисенок Люк и кричит: "Пожар! Пожар!" Я испугался и хотел тоже убежать, но из-за любопытства остался смотреть. Тут на машине подъехали люди и быстро затушили пожар. Вдруг один из них оглянулся и увидел меня. Наверное, от испуга он направил какую – то штучку, из которой лилась вода, прямо на меня. Я стал мокрый – мокрый, как дождик, и быстренько побежал домой сушиться”.

Читая это сочинение, мне стало понятно, что Анастасия описала свою семью: мама называет ее ласково, папа – строже, а сама Яна – страшная сладкоежка. Оказывается, сочинения, которые дети пропускают через себя, помогают выявить, лучше узнать внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания и настроение.

На уроках литературы мы знакомимся с многими жанрами устного народного творчества, а именно: побасенка, загадка, пословица, считалка, небылица, потешка, сказка. При изучении любого жанра идет кропотливая работа, в результате которой дети “ощупывают”, “осматривают” его со всех сторон. Каждый жанр имеет свое отличие, но внутренняя структура, построение их одинаковое. Работа над любым жанром начинается с выяснения его задачи, картинки жизни и как она строится. Далее шла работа над предложением, словом, звуком, ритмом и рифмой этого жанра. Познакомившись со структурой и разобрав несколько произведений в классе, дети уже вполне самостоятельно могли сочинить свои загадки, побасенки и т.д. Все авторские работы обязательно зачитываются, разбираются, критикуются, а затем оформляется литературный журнал “Наше творчество”. Например, авторские работы Алексея Ковачева:

“-Что ты делаешь?

– Баклуши бью.

– Можно я тебе помогать буду?”


“Мухо – мухо – мухомор.

Любит он зеленый бор.

На полянке там сидит,

А кто съел его – голит”

Сочинения, проводимые на уроках родного языка, подразделяют на различные виды. Среди них выделяются сочинения – миниатюры, которые отличаются от обычных своими небольшими объемами. Это обусловлено конкретным “узким” характером темы, например: “Лиса”, “Почка”, “Собака и щенята”, “Воробей”. К сочинениям – миниатюрам предъявляются те же требования, что и к обычным сочинениям. Как правило, на уроках русского языка в начальной школе дети учатся писать сочинения – миниатюры описательного характера. Часто учителя дают задание описать лист березы, или снег, или белку и т.д. Работа почти всегда выполняются от третьего лица. Знакомство с разными рассказчиками, а именно: с рассказчиком–героем и рассказчиком–повествователем дало ребятам возможность описывать какой–либо предмет не только с точки зрения рассказчика–повествователя, то есть от третьего лица, но и от лица рассказчика–героя, то есть от первого лица. Приведу примеры сочинений–миниатюр “Воробей”, авторами которых стали учащиеся 3 А класса:

Бибикова Елена:Я летел по улице и увидел какое – то животное. Оно было странное, совсем не похожее на меня”.

Танин Сергей: “Я – воробей. У меня пушистые крылья. Я побывал в драке”.

Горбунов Тарас: “Я сидел на ветке и смотрел, как дерутся ворона с дятлами”.

Очень часто в своих работах учащиеся используют открытые сравнения и скрытые сравнения (метафоры), с целью большей выразительности и красочности.

“Я – снег, – пишет ученик Усанов Павел. – Я мягкий, как пух. С наступлением весны таю и становлюсь хрустящим, серым, некрасивым”. А так представляет себя снегом Горбунов Тарас: “Я – снег. Зимой я лежал тихо, а к весне заговорил. Я белый, как пух. Зимой доставляю много радости и веселья детям”.

Интересно и увлекательно можно писать сочинения на уроках по изучению окружающего мира. К сожалению, до сих пор в школе нет единой программы проведения сочинений по разным предметам. “Сочинения должны даваться не только учителями русского языка, но и преподавателями других предметов, - писал еще в 1915 году Н.К. Грунский. –Эти мысли проводились уже давно, но как – то не находили они до сих пор применения на практике”.

Придерживаясь мысли Н.К. Грунского, мы использовали этот вид работы на уроках природоведения. При изучении темы “Лесная зона” ребята писали сочинения от лица рассказчика – героя – насекомого, птиц, животных. Послушайте, как интересно представила себя бабочкой Михалева Светлана:

“ Я – бабочка. Я очень люблю весну и лето, потому что в это время растет трава и цветут цветы. Я живу на цветочной поляне. Вместе со мной много других красивых бабочек. У меня есть два усика, которыми я ощупываю все, что мне попадается. Еще у меня есть цепкие ножки. Ими я цепляюсь крепко за цветок. Перелетая с цветка на цветок, я собираю цветочную пыльцу. Очень боюсь людей, машин, птиц и лягушек. Людей я боюсь потому, что они бабочек сачками ловят. А маленькие люди, их называют детьми, отрывают нам, бабочкам, крылышки, а это так больно. Я не люблю дождь, потому что у меня промокают крылышки и я не могу летать. Природа создала нас маленькими, красивыми, нежными. Люди, так будьте же к нам так добры!”

Давыдова Юлия пишет:

“Я – оса. У меня есть уютное гнездо, в котором живет моя семья. Моя семья – это трутни, рабочие осы и мои детки. Самые ленивые в моей семье – трутни. Самые трудолюбивые – рабочие осы. Рабочие осы строят и охраняют гнезда, ухаживают за моими детками. Но самая главная в семье – я, потому что я – матка”.

Шемчук Максим:

“Я – самый умный кузнечик. У меня 6 лапок. На первой паре у меня есть дырочки. А вы знаете, для чего они мне нужны? Это мои уши. Вот я вам рассказал про свои уши. Знаете ли вы, почему мы зеленые или коричневые? Для того, чтобы прятаться от врагов. Например, летит голодная птица и видит зеленого кузнечика. Только она его хочет клюнуть и съесть, как он прижимается к зеленому листку, и его как и не бывало… На моей спинке аккуратно сложены домиком крылышки. На одном из крылышек жесткая жилка с зазубринками. Когда мне захочется застрекотать, я приподниму чуть свои крылышки и жилкой с зазубринками быстро по краю другого крылышка веду. У меня большие черные глаза и длинные усики. Вот я рассказал вам о себе”.

Этот вид работы очень полезен и эффективен. Во-первых, запись сочинений от лица рассказчика–героя помогает ребятам представить себя на месте животных и почувствовать их проблемы, познакомиться с трудностями существования братьев меньших. Дети становятся добрее к природе. Многие впервые узнали, какие беды для природы несет в себе человек. Во-вторых, ребятам, прежде чем написать сочинение, нужно прочитать дополнительную литературу о жизни той же лисицы, или муравья, или бабочки, их повадках, образе жизни. Это побуждает к поиску дополнительной литературы, чтению, что также работает и на развитие технического этапа чтения, речи, словарного запаса, привитие любознательности и ответственности за порученное дело.

В программе начальных классов очень много замечательных стихотворений, которые обогащают и украшают художественную речь. Этот жанр не похож ни на один из существующих в литературе. Он таит в себе немало больших и маленьких секретов. А почему бы не научить младших школьников отгадывать эти секреты и постепенно не перейти к сочинительству своих собственных стихотворений?

Мы познакомили учеников с четырьмя “секретами” стихотворений. С этой целью провели четыре узловых урока по темам: “Грохочет слово, словно гром”, “Квинтер, квантер, жес!”, “Похожие хвосты” и “Щука щуку укусила”, после которых ученики сделали такие выводы и открытия:

  • авторы используют такие слова, которые подходят не только по смыслу, но еще и по звучанию. Они звуками пишут. И секрет этот называется “звукопись”;
  • в стихотворении ударные и безударные слоги следуют друг за другом не как попало, а в строгом порядке. Строчки стихов похожи друг на друга и равномерно чередуются с паузами. Поэтому стихотворения звучат размеренно, ритмично;
  • в стихах есть рифма, т.е. слова, похожие по звучанию;
  • писать складно не так уж и трудно, но умение сочинять рифму не должно стать самоцелью, а предпосылкой развития вкуса ребенка: и художественной самооценки, и способности наслаждаться художественным творчеством других авторов.

После каждого узлового урока шли по два – три отработочных, на которых усваивался “открытый секрет” и проводились тренировочные игры и упражнения. Например:

1)  Ассоциации по сходству.

Задумать предмет и найти для него 3-5 сравнений. По этим сравнениям дети должны угадать задуманный предмет.

2) Найди пару.

Небо – земля, пол – ?.

Стакан – подстаканник, свеча – ?.

3) Отгадка в рифму.

С помощью этой игры можно незаметно подвести малышей к придумыванию составных рифм (акустических), в которых созвучен общий контур слов, а не окончания. ( Плачет – мячик, по пятам – капитан, решили – в машине).

Многие наши ученики, познакомившись с “секретами стихов”, открыли в себе большие таланты и возможности.

И в заключениe хочется еще раз отметить тот факт, что использование на уроках русского языка, литературы, окружающего мира приемов работы по овладению навыком сочинительской деятельности не только способствуют развитию творческих способностей младших школьников, но и положительно влияют на качество обучения.

В заключение необходимо отметить, что творческая (сочинительская) деятельность учащихся на уроках русского языка, литературы, окружающего мира;

  • способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе решении задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях;
  • положительно влияет на качество обучения и воспитания ребенка.

Результатом именно такого обширного и эффективного развития качеств, становится самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение и т.д, где творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

Литература

  1. Torrance E.P. Teaching Creative and Gifed Learners N. Y., 1986.
  2. Львов М.Р. Развитие творческой деятельности на уроках русского языка //Начальная школа, 1993, № 1,с. 13.
  3. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1999.