Использование новых технологий в преподавании башкирского языка и литературы

Разделы: Общепедагогические технологии


Эпоха перед школой ставит серьёзные требования. Современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству. Необходимо воспитывать для общества трудолюбивых, предприимчивых, стремящихся к новизне молодых людей.

Поэтому, одним из основных задач общеобразовательных учреждений считается воспитание гармонично развитой личности.

Главная цель в традиционной системе обучения – воспитать человека. Эта система многие годы, а конкретнее – в советские годы, уделяла внимание только на коллективную деятельность. Так как школа в основном ставила цель готовить рабочие кадры для сельского хозяйства, для производства (вспомните лозунги такого типа "Всем классом – на ферму" или "Всем классом – в колхоз"). Обучение было направлено на усвоение пояснительно-иллюстративного материала, т.е. учитель объясняет тему, а ученик, опираясь на правила и образец, выполняет упражнение. Учитель проверяет и оценивает его работу. Цель такого обучения и воспитания – исполнительность, т.е. здесь ученик – только исполнитель, а учитель, напротив, – активный работник на уроке. В результате ученик становится пассивным, а в старших классах желание учиться может и вовсе исчезнуть. Чтобы избежать такого результата, ученику необходимо самому работать, думать, искать и стремиться.

Специалисты считают, что если ученик сам ставит цель работы, в том числе и цель урока, то он сознательно возьмется за дело и доведет его до конца. Поэтому на уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем. А традиционные уроки не полностью отвечают этим требованиям.

В последнее время в общеобразовательных учреждениях республики Башкортостан большое внимание уделяется новым технологиям, нестандартным формам урока. Сюда можно отнести систему Занкова, Эльконина и Давыдова, а также традиционную концепцию. Основы этих концепций и технологий разработаны психологами и учеными-методистами.

Школы республики имеют право на выбор этих концепций. Проводились эксперименты, составлялись учебники на основе этих концепций. Но, к сожалению, программы по башкирскому языку и литературе, освоенной на конкретной концепции нет, а также отсутствуют учебники. Поэтому у учителей башкирского языка и литературы остаются нерешенными проблемы, связанные с новыми технологиями и экспериментами.

Сейчас изучение родного языка и литературы намного осложнилось. Программа общеобразовательных школ очень насыщена. По предметам, которые называются основными, т.е. по математике, русскому языку и литературе, физике, биологии учащиеся сдают экзамен, поэтому они относятся к этим предметам по-особенному. Поэтому учителям башкирского языка и литературы прибавилась еще одна задача: воспитать у ребенка любовь, уважение и интерес к родному языку.

Для того, чтобы пробудить интерес ребенка к изучению родного языка, уроки, прежде всего, должны быть интересными, они должны побудить у него только положительные эмоции. Каждый урок должен быть для ребенка увлекательным, новым. А для этого учитель должен работать творчески и опираться на новые концепции.

Работа над новыми концепциями в нашей республике началась в начале 90-х годов. При Министерстве образования были созданы научные группы из ученых, методистов и учителей. Эксперименты по родному языку, в основном, проводились в начальной школе, составлялись новые учебники. Учителя-методисты, такие как Э.Исламгулова, Ф.Сынбулатова, много работали по этой проблеме. Появились разные системы обучения. Например, развивающее обучение, дидактическая система обучения по Занкову, модульно-рейтинговая система и т.д.-  все эти новые системы обучения нам знакомы. А конкретно из чего они состоят, какие цели ставят и чем отличаются друг от друга?

Развивающая система обучения по Занкову основана на введении новых учебных предметов в программу начального образования. Имеются в виду такие предметы, как география, история и т.д.

Дидактические принципы Занкова дают возможность выбрать детской психике активизирующие методы обучения.

Самой положительной стороной этой системы я бы назвала методику обучения работы над сочинением. Когда ребенок пишет сочинение, он работает творчески, излагает свои мысли, чувства, опирается на свой жизненный опыт. Перед тем, как написать сочинение, такие работы, как план, чтение образцов сочинений, рассказ по картине, не организовываются. В целом работа должна быть интересной. Ученик должен вести самостоятельный поиск, а задача учителя состоит в том, что он должен предложить ученику работу, которая вызовет интерес. Например, тема "Зима". Прежде чем написать сочинение или зарисовку можно предложить такую работу – разделить следующие слова по группам: зимний буран, снежинки, дует, блестит, виднеется, началось, окно, рисует, кружева, красивый и т.д. На какие группы можно разделить эти слова и по каким признакам?

Буран дует зимний
Узор веет красивый

Почему мы эти слова разделили на группы?

Составить предложение.

О чем эти предложения (о зиме). Какие глаголы можно употреблять при составлении предложений о зиме? А для чего нужны слова из третьего столбика? Такой вид работы, во-первых, помогает быстро понять тему, во-вторых, можно за короткое время повторить пройденный материал. Эта система состоит из 5 принципов:

1) вести урок в быстром темпе;

2) сложность содержания материала высокая;

3) обеспечение общего развития детей (не разделяя их на отличников, средних, успевающих и неуспевающих);

4) освоение учениками учебной деятельности;

5) приобретение теоретических знаний.

Система Занкова входит в развивающую систему обучения. Теоретические корни этой системы соединяются с деятельностью Выготского. А методика обучения Выготского позже усовершенствовалась в школах Давыдова и Эльконина. В учительскую практику она вошла, как развивающая методика обучения. Именно эта методика сейчас широко используется в школах.

Принципиальная особенность системы Эльконина-Давыдова в том, что в процессе обучения деятельность учеников надо рассматривать как основу развития, т.е. в этом случае ученик – не объект педагогического воздействия учителя. Ребенок должен захотеть изменить себя и превратиться в субъект, способный измениться. Главная цель развивающего обучения состоит именно в этом. Ребенок должен ходить на урок не только потому, что от него этого требуют, он должен идти с большим желанием, чтобы почувствовать себя полноправным деятелем, чтобы получить знания. Это основная задача учителя.

В исследовательском диалоге и ученик, и учитель – полноправные участники, т.е. и работа учителя должна анализироваться, критиковаться, как оценивается работа ученика. Не надо бояться, что может возникнуть спор между учеником и учителем. Некоторые думают, что такой вид работы унижает учителя, и он может потерять авторитет. Мне кажется, если работа организована правильно, и выбрано правильное направление, воспитательный процесс будет весьма успешным. Народная мудрость гласит, что в споре рождается истина; чтобы выиграть в споре, необходимо быть всесторонне развитым, информированным. А это -  движущая сила, чтобы получить побольше знаний. Ученик исследует, наблюдает, сравнивает, делает выводы. Именно этот процесс определяет развивающая методика.

Такие уроки, как урок-диспут, урок-беседа и т.п. очень удобны по литературе в старших классах. В 11-м классе при изучении творчества Мустая Карима я использовала такой вид работы: сначала ознакомились с содержанием поэмы "Чёрные воды". Традиционный анализ урока был неподходящим для меня, и поэтому я делила класс на группы. Каждая группа ставит перед собой цель. Конкретное задание никому не даю, сами учащиеся должны в любой форме доводить содержание до слушателей. Анализируют они по-разному. Очень часто возникает между группами спор. Когда ученики анализировали образ Якупа, я никому не навязывала своё мнение, что он – предатель или трус. Мне важно мнение учеников. Они сами должны делать выводы. Я могу только дать наводящие вопросы. Например, что самое главное в жизни человека? Ответы могут быть разными: любовь, родители, Родина, сама жизнь и т.д.

Как вы считаете: Якуп – предатель? Ответы получаются вновь разные. Многие думают, что он не трус и не предатель, просто он хотел сдержать слово, которое он давал своей возлюбленной. Попасть в плен – единственный выход остаться в живых и т.д.

Раз речь идет о работе с группами, то считаю нужным назвать еще одну новую концепцию – это адаптивная система обучения.

Главная цель этой концепции – воспитание самостоятельности у ученика. Автором концепции является учитель-методист Границкая. Суть концепции такова: 1) приучать детей работать самостоятельно; 2) считаться с индивидуальными особенностями ученика, научить ученика оценивать работу товарищей и свою.

Новый материал осваивается учениками по-разному. Следовательно, учителю приходится объяснять тому, кто не усвоил тему. А в это время те дети, которые хорошо освоили материал, бездельничают. В этом случае адаптивная система помогает выйти из ситуации. Особенность адаптивной ситуации – одно и то же задание можно выполнять на разных уровнях. Например, найти из текста антонимы или синонимы.

  • 1-й уровень – если написал 5-6 слов, то оценивается на "3";
  • 2-й уровень – если 7-8 слов, то на "4";
  • 3-й уровень – если 10 слов, то на "5".

Задание выполняется в определенное время. Например, дается 5 минут. Сколько слов напишет за этот промежуток времени ученик, он должен оценить свою работу сам. Если такая работа регулярно проводится, то ребенок начинает задумываться, приходит к пониманию того, что знаний у него недостаточно и будет стремиться к лучшему.

Адаптивная система также предпочитает работу парами. Пары могут быть статическими, динамическими и вариационными. Статические пары – это деятельность двух учеников за одной партой: один говорит, другой слушает. Когда два ученика говорят, а двое слушают – это вариационные и динамические пары. (Рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Работа парами отличается от работы с группами. Когда ученики работают в группе, то один говорит, остальные слушают.

Работа парами учит защищать свое мнение, доказывать свои взгляды. В этой же системе широко используются индивидуальные виды работ. Некоторые думают, что организация такого вида работы приемлемы только с отстающими учениками. Это далеко не так. Ведь у каждого ученика свои способности. Если, например, у ученика нет способности к творчеству, скажем, не умеет писать сочинение, но он, возможно, прекрасно танцует или играет на музыкальном инструменте. Поэтому можно приготовить карточки с такими заданиями, которые ребенок может выбрать, что он сделает с удовольствием.

При проверке индивидуальных работ появляется возможность общения учителя с учеником наедине. Для этого можно пересесть к ученику или пригласить к учительскому столу. Разговор полушёпотом побуждает у ученика теплые чувства и доверительное отношение. Публичная поправка ошибок может вызвать у ребенка отрицательные эмоции. А в этом случае учитель тихонько беседует с учеником, советует, делает выводы. В процессе работы ребенок может откровенно говорить о своих проблемах. А это помогает учителю поближе узнать ребенка, о социальной среде, которая его окружает.

Таким образом, считают авторы адаптивной системы обучения, время на индивидуальную работу и слабым, и сильным ученикам должно выделяться поровну. Результаты показывают, что эта технология обучения возможности развития ученика побуждает интерес к изучаемому предмету, и активность учеников достигает высокого уровня.

Учителя башкирского языка и литературы на каждую новую технологию реагируют дружно и экспериментируют на своих уроках. В конце 90-х годов на уроках литературы в старших классах широко использовался блочный метод. "Этот метод нормализует порядок уроков, дает возможность широко использовать творческую работу" – говорят учителя, работающие над этим.

Я думаю, это удобно только в башкирских школах, так как уроки в расписании можно разместить подряд. Скажем, если в 11 классе три урока литературы, то возможно следующее построение работы. Первый урок – объяснение новой темы, дается план на блок. Хорошо, если темы уроков взяты из пословиц, поговорок. Повторяем лекции, выступления. Это продлится примерно 25-30 минут. В остальное время обсуждаются лекции, выступления, проводится беседа, а в конце урока ставится проблемный вопрос.

Второй урок – погружение. Можно изучать на эту тему другое произведение. Здесь можно работать с группами. Каждой группе дается задание. Для обогащения урока можно использовать газеты, журналы, книги. На доске необходимо написать 3-4 вопроса, которые могут раскрыть тему и проблему. Каждая группа готовит ответы и выступления. Выступления можно оценивать вдвойне: первая оценка – за основной материал, вторая – за дополнительный. Во время выступлений у ребенка воспитывается такие качества, как самостоятельность мышления, творческие навыки и умения выступать перед аудиторией, которые очень важны в дальнейшей жизни. Третий урок – письменная работа. Здесь ученик самостоятельно решает ту проблему, которую поставили на первом уроке. Ученики сами выбирают жанр и стиль творческой работы. Для успешного выполнения задания необходимо знать содержание произведения. Кто не знаком с содержанием, тот может быть пассивным. Поэтому учитель должен обеспечить учеников нужной литературой.

В работе с учениками, которые изучают родной язык в русской школе, хорошие результаты дает и система Штейнберга – логико-смысловая модель. Она состоит из координат, которые исходят из основной темы на подтемы. Эта технология успешна тем, что вся тема лежит в схеме. Ответы на вопросы, заданные учителем, в книге можно не искать, все ответы на виду. (Рис. 2). На каждой координате есть конкретный ответ. Эта система развивает зрительную память, все ученики работают активно, анализируют, учатся делать выводы.

Рис. 2

Рис. 2

По этим технологиям дидактических материалов нет, поэтому учителю приходится всё делать самому.

Учителя башкирского языка и литературы отмечают, что на уроках башкирского языка в русских школах уместнее использовать развивающую методику обучения. Ученики, закончившие начальную школу по этой системе, отличаются самостоятельностью, умением делать объективные выводы, анализировать происходящее.

В целом, у каждой концепции, системы есть положительные и отрицательные стороны. Если та или другая система удобна по точным предметам, она может не подойти по гуманитарным предметам, в том числе по башкирскому языку и литературе. Поэтому, я думаю, необходимо изучить каждую систему и оттуда брать все положительное, которое подходит к предмету и, опираясь на народную педагогику, можно создать свою методику. Специалисты её называют "сплав идей". Но какую бы новую технологию учитель не выбрал, он должен работать творчески. Необходимо помнить всегда такую истину: только творчески работающий учитель может воспитать творческую личность, а это требует от учителя мастерства, самоотверженности и трудолюбия.