Урок русского языка

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить составлять предложения на определенную тему;
  • совершенствовать умение распознавать время глагола;
  • разбирать предложения по частям речи и по членам;
  • воспитывать чувство любви к родной природе.

Оборудование:

  • Плакат со словами: “Весна, весна кругом живет и дышит. Весна, весна шумит со всех сторон!”
  • Картина И. Левитана “Март”.
  • Рисунок березы.
  • Плакат со словами: к, тянутся, березки, синему, белоствольному, небу.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания
  2. Чтение составленных предложений.

    - Прочитайте предложения, составленные дома, употребляя глаголы, которые отвечают на
    вопросы: 1) что делают? 2) что делали? 3) что сделали? 4) что будут делать?

    - Как изменяются глаголы? (по временам).

    - Какого времени вы употребили глаголы в составленных предложениях?

  3. Актуализация опорных знаний
  4. Загадка о весне.

    Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает? (весной)

    Найдите глаголы в загадке, укажите время. (Тает - настоящее время, ожил – прошедшее время, прибывает – настоящее время)

  5. Сообщение цели урока
  6. Мы сегодня поговорим о времени года – Весне, поучимся распознавать время глаголов, повторим разбор предложений по членам и по частям речи.

  7. Письмо по памяти
  8. Прочитайте предложения. Как понимаете эти строки?

    Весна, весна кругом живет и дышит.

    Весна, весна шумит со всех сторон! (написано на доске)

    (Вся природа пробуждается от зимнего сна)

    - Что может шуметь весной? (Ручьи, капели, пение птиц)

    - Найдите глаголы, определите время.

    - Назовите знакомые орфограммы.

    - Каким является второе предложение по цели высказывания? (восклицательное).

    - Объясните написание запятой (Однородные подлежащие).

    - Закройте глаза, повторите про себя.

    Запишите по памяти, укажите времена глаголов (текст закрыт).

    Проверьте написание (текст открыт).

  9. Работа по картине И. Левитана “Март”
  10. Весна - красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы. Перед вами картина Исаака Левитана “Март”. Написал он ее в 1895 г. с натуры.

    - Скажите, какое время года здесь изображено? (Весна).

    - Как догадались, по каким признакам? (Небо стало голубым, снег потемнел, деревья уже стряхнули снег со своих ветвей).

    - Составьте предложение о весне. Запишем, комментируя его.

  11. Комментированное письмо
  12. Наступила ранняя весна.

    - Найдите глаголы, укажите время. (Наступила – глагол прошедшего времени).

    - На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

    - Разберите предложение по членам. Подчеркните главные и второстепенные члены.

    - Что можно сказать о солнце?

    - Как оно светит весной? Что посылает на землю оно? (теплые лучи).

    Запишем предложение, комментируя.

    Солнце льет на землю теплые лучи.

    - Найдите глаголы, укажите время. (Льет, глагол настоящего времени).

    - На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (Что делает? Что делают?)

    - Разберите это предложение по частям речи (“цепочкой” - проверка).

  13. Работа со словосочетаниями
  14. - Посмотрите на небо. Какого оно цвета? (Голубого).

    - Когда небо бывает голубым? (Когда ярко светит солнце).

    - На доске записаны словосочетания, вы должны из них составить предложение.

    - Какое из этих словосочетаний должно быть главным? (Подлежащее и сказуемое, остальные дополняют их).

    1) облака (что делают?) плывут;

    2) плывут (по чему?) по небу;

    3) по небу (какому?) голубому;

    4) облака (какие?) легкие;

    - Составьте предложение. У кого лучше? Красивей?

    - Хором проговорим его.

    - Какое правило надо помнить, чтобы записать это предложение? (Начало с большой буквы, в конце – точка).

    - Запишите это предложение.

    - Найдите глагол, укажите время. (Индивидуальная работа с коллективной проверкой).

    По голубому небу плывут легкие облака.

    - На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (Что делает? Что делают?).

  15. Физминутка
  16. Руки на поясе:

    Смотрит солнышко в окошко,
    Светит в нашу комнатку.
    Мы захлопаем в ладошки,
    Очень рады солнышку.

  17. Письмо под диктовку.
  18. - Что вы замечаете весной на крышах домов, когда пригреет солнышко? (Сосульки).

    Запишем предложения под диктовку. С крыш домов зазвенела веселая капель. В чистом весеннем воздухе запоют птицы.

    - Найдите глаголы, укажите время.

    - На какие вопросы отвечает глагол будущего времени?

    - Объясните знакомые орфограммы.

  19. Работа по картине “Март” И. Левитана.
  20. - Я хочу обратить ваше внимание на задний план картины.

    - Какие деревья там видны? (Березы).

    - Давайте их посмотрим более крупным планом, на другом рисунке.

    Укажите признаки березы. Какие они? (Белые, стройные, веселые, душистые).

    - Давайте придумаем красивое слово к слову "березы"?

    - Какого цвета у них ствол? (Белый).

    - Соедините эти два слова (белый и ствол), чтобы получилось красивое прилагательное.
    Березы (какие?) белоствольные.

    - Сказать вам о березах помогут слова, написанные на плакате: к, тянутся, березки, синему, белоствольные, небу

    - Составьте предложение, никому не будем выдавать секрета, запишем его. (Проверка: 1 ученик читает предложение. Подчеркивает глаголы, указывает время).

    Белоствольные березки тянутся к синему небу.

    - На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

  21. Редактирование предложений.
  22. - Давайте немного пофантазируем.

    - Снег растает, вода уйдет в землю, пригреет солнышко. Что потом появится на лугах и полях? (Трава).

    - Какая она? (Свежая).

    - Только что родилась на свет? (Маленькая, зеленая, молодая).

    - Что произойдет с березками? (Появятся листочки).

    - А какие они? (Зеленые, молодые, смолистые, клейкие).

    - Если взять в руки почки тополя или березы, что останется на руках? (Руки липкие или ещё говорят "клейкие".)

    Все мы редакторы.

    Скоро распустятся клейкие листочки. Появится первая изумрудная травка.

    - Из этих двух предложений нужно записать одно, но вот только больше, добавить что-то (И)

    (Учитель стирает точку, добавляет И и пишет И строчную).

    - Спишите, подчеркните глаголы, укажите время.

    Скоро распустятся клейкие листочки и появится первая изумрудная травка.

    - На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (Что сделают? Что будут делать? Что сделает?).

  23. Работа по картине. Вывод.
  24. - Какое настроение передал художник в картине с приходом весны? (Радостное) Кто радуется весне? (Люди и животные. С приходом весны хочется жить и кажется, что жизнь прекрасна).

  25. Итог урока.
  26. Прочитайте, что мы написали. Как назвать одним словом? (Рассказ).

    Читает один ученик.

    - Как озаглавим? (Весна).

    Где точка стоит, там напишите заголовок.

    Весна.

    Весна, весна кругом живет и дышит.

    Весна, весна шумит со всех сторон!

    Наступила ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. По голубому небу плывут легкие облака. С крыш домов зазвенела веселая капель. В чистом весеннем воздухе скоро запоют птицы. Белоствольные березки тянутся к синему небу. Скоро распустятся клейкие листочки и появится первая изумрудная травка.

    - Итог. Как изменяются глаголы? (По временам).

    - На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени?

  27. Домашнее задание
  28. Выписать 4 предложения из книги для чтения и указать время глагола.

  29. Оценки.