Система качества начальной школы гимназии № 92

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Одна из целей, стоящая перед коллективом гимназии, сформулирована следующим образом:

Реализовывать политику гимназии в области качества образования, совершенствовать механизм и повышать эффективность внедрения элементов системы качества.

В международных стандартах ISO серии 9000:2000 система качества определяется как совокупность организационной структуры, процедур (методик, технологий), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством. (См. таблицу "Система качества")

В данной публикации сделана попытка представить деятельность начальной школы, ее отдельные элементы, показать механизм системного управления качеством образования в начальной школе. (См. таблицу “Система качества начальной школы гимназии № 92")

Познакомимся с особенностями элементов, составляющих данной системы.

Организационная структура.

Методическая служба – 4й год работает кафедра начальной школы, заведующий кафедрой (зав. директора по УВР начальной школы) и заместитель (председатель методического объединения начальной школы) входят в научно-методический совет (НМС) гимназии.

Служба сопровождения, представленная 3-мя специалистами (педагог-психолог, педагог-логопед и врач), является полноправным членом образовательного процесса на первой ступени обучения, одним из субъектов управления качеством.

Ресурсы.

Педагогические кадры. В начальной школе работает 10 учителей (из них 5 человек имеют высшую категорию, 4 человека –1 категорию, 1 человек – "Отличник образования", 2человека – “Почетный работник образования”), 4 учителя-предметника, 1 воспитатель ГПД, 11 педагогов заняты оказанием дополнительных образовательных услуг на платной основе.

В гимназии проводится плановая и целенаправленная работа по повышению качественного состава учителей начальной школы: 2 учителя заочно обучаются в РГПУ им. Герцена, для всех учителей начальной школы закономерно постоянное прохождение курсов, повышение квалификации (досрочно повысили квалификацию 4 учителя), участие в самодиагностиках, проводимых в педагогическом коллективе гимназии.

Методические и научные разработки (продукты интеллектуальной деятельности) педагогов. Это скорректированные программы по учебным предметам, 2 авторские программы по дополнительным образовательным курсам (“ТРИЗ” Китенко Т.Н., “История Государства Российского ” Цветковой Н.Н.), 3 экспериментальные программы (“Знай и люби свой город” Калининой М.П., “Гимнастика для ума” с использованием компьютеров Артемьевой Л.В., Лукши М.Е., “Обучение грамоте” Шакировой В.В. для дошкольников).

Педагоги имеют печатные статьи и разработки уроков, внеклассных мероприятий. Библиотечный фонд состоит из методической литературы школьной библиотеки, методического кабинета начальной школы, классных библиотек, многолетних подшивок периодических изданий (журналы “Начальная школа”, “Начальная школа, плюс-минус”, “Завуч начальной школы”, газеты “Начальная школа”, “Учительская газета”, “Управление школой”.)

Информационные ресурсы. Статистика, банки данных собраны и систематизированы за 9 лет. Они хранятся в папках администрации, службы сопровождения. Каждый учитель начальной школы имеет информационную папку с определенным набором документов по направлению своей работы, результативности учащихся; профессиональный паспорт, который получил высокую оценку городского эксперта при аттестации учителей на высшую категорию в 2002 году.

Материально-техническая и классно-лабораторная база. Начальная школа размещается в 9 классных помещениях, расположенных в 2х зданиях. Ремонт осуществляется регулярно в порядке очередности. В конкурсе на лучший кабинет гимназии в 2001–02 учебном году отмечены 2 кабинета начальных классов (учителя Цветкова Н.Н., Королева С.В.), в 2002–03 учебном году кабинет Петровой Е.А. занял 1-е место в гимназии.

Кабинеты оборудованы достаточным количеством ТСО – 8 телевизоров с видеомагнитофонами, 9 музыкальных центров (магнитофонов), 2 компьютера с принтерами, 3 ксерокса.

Оборудование и ремонт кабинетов осуществляется, в основном, за счет внебюджетные средства, которые поступают из 2-х источников: оказание платных услуг, благотворительная помощь родителей.

Начальная школа гимназии располагает достаточными ресурсами для качественной организации учебного процесса, оказания образовательных услуг.

Основные и вспомогательные процессы.

Основной процесс – это образовательный процесс. Он включает в себя учебную и воспитательную работу, которая ведется в классе на уроке и внеучебное время (Олимпиады, Фестивали Знаний, конкурсы).

Основной целью воспитательного процесса является воспитание петербуржца. Она реализуется через систему классных часов, экскурсий, совместных мероприятий для учащихся и их родителей. Опыт работы классного руководителя Цветковой Н.Н. с родителями получил высокую оценку коллектива гимназии в 2002–03 учебном году.

Вспомогательные процессы – это методическая и опытно-экспериментальная работа коллектива учителей. Она включает в себя традиционную Неделю педмастерства, работу по внедрению в начальной школе образовательной системы “Школа 2000 – 2100…”. Более девяти лет успешно работают учителя Акимова Е.Г., Вдовенкова В.А., Коновалова В.П., Королева С.В. по учебникам математики Петерсон, сложнее идет преподавание русского языка по учебнику под редакцией Бунеевых, трудности вызывают учебники Вахрушева по окружающему миру. Но, несмотря на это, на заседании кафедры начальной школы принято решение работать только по программе “Школа 2000 – 2100…”, т.к. на данный момент это полностью разработанная система, позволяющая вести обучение учащихся в соответствии с современными требованиями.

Для обеспечения качества и результативности образовательного процесса, снижения психо-эмоциональных и интеллектуальных перегрузок участников ОП в гимназии разработан и используется ряд процедур, методик, технологий (4-й элемент системы качества):

  • Подготовка детей к обучению в школе – 2-х разовые занятия в неделю для детей с 5,5 лет. Опыт работы – 10 лет. Начинали с 2х групп (20 человек), в последние годы 6–7групп (60–70 человек). Ведется предметное обучение.
  • Комплектование 1-х классов – до прошлого года микрорайонный набор, второй год – заявительный характер набора. Уровень классов – классы повышенного уровня (прогимназические), базовые, до недавнего времени были классы педподдержки. С 2001–02 учебного года перешли на программу 1–4. Есть опыт работы с платным классом малой наполняемости.

Совместная работа со службой сопровождения - консультации психолога, логопеда для родителей с целью определения готовности их ребенка к обучению, ознакомительные занятия с педагогами. Результатом работы является отсутствие детей, которые попадают на медико-педагогическую комиссию (последний случай направления ребенка на такую комиссию был 9 лет назад).

Гимназия на протяжении нескольких лет работает по программе "Преемственность" между начальной и основной школой. Роль начальной школы в данной программе – создание информационного поля о каждом выпускнике, классе в целом. С этой целью проводятся следующие процедуры (часть из них хорошо знакома любому администратору, методисту):

а) диагностика техники чтения. Проводится 3 раза в год. Третий год для ее проверки дается единый текст для всех учащихся 1-3 классов. Разработаны внутригимназические нормы скорости чтения, накоплена большая статистика.
б) определение продуктивности чтения в 3 классе (II полугодие). Цель: определение возможностей школьников по воспроизведению прочитанного текста. Методика разработана в самой гимназии на основе традиционной методики и методики профессора Л.Н. Засориной. Она позволяет выделить группу детей, которым необходима помощь в развитии устной и письменной речи (пересказ, изложение,...).
в) контрольные работы – 3 раза в год. В основном 2 уровня сложности – базовый и повышенный. Требование – задания со * для классов повышенного уровня являются обязательными. 3-й год используется новый лист для оформления результатов, который позволяет учителю видеть динамику выполнения, специфику ошибок в течение года.
г) диагностические работы по русскому языку, математике, окружающему миру (3-й класс, II полугодие). Позволяют увидеть готовность класса к работе в основной школе по трем уровням: репродуктивному, частично-поисковому, творческому.
д) мониторинг ЗУНов по русскому языку и математике. Завершается в конце каждого учебного года. Позволяет увидеть, насколько эффективно формировались знания, а главное, умения учащихся. Кроме того, данная процедура заставила учителей основательно изучить программы и работать в соответствии с ними. Два последних года тексты составлены по традиционной программе и по программе "Школа 2100 ...". Очень хорошо видна разница в уровне требований программ.
е) замеры скорости письма и вычислительных навыков – методика В.Зайцева. (3-й класс, 2 раза в год). Позволяет прогнозировать успешность обучения учащихся в основной школе.

О чем необходимо помнить заместителю директора по УВР при проведении всех вышеперечисленных процедур?

Учителю в начале учебного года выдать все материалы для проведения диагностики, фиксации результатов (таблицы, анкеты, методики и пояснения к ним).

Результаты всех процедур оформляются учителями, заместителем в виде таблиц, графиков, диаграмм по классам, а затем обобщенно за всю параллель. Важно с ними своевременно знакомить всех учителей.

Обработка результатов, вычисления не являются для учителя обязательным (кроме диагностических работ). Часть этой работы берет на себя завуч, специалисты службы сопровождения.

Все это позволяет:

1) контролировать достижение поставленных целей в процессе обучения;
2) иметь данные для аттестации учителей;
3) иметь конкретный материал для встреч с родителями, проведения родительских собраний.

Таким образом, все это позволяет говорить, что в начальной школе гимназии № 92 сложилась и функционирует система обеспечения качества образования.

 

 

Система качества
начальной школы гимназии № 92

 

Элементы системы качества

Организационная структура

Процедуры

(методики, технологии)

Процессы

Ресурсы

основные

вспомога-

тельные

  • педагогические и административные кадры;
  • методические и научные разработки (продукты интеллектуальной деятельности);
  • библиотечный фонд;
  • статистика, банки данных;
  • классные помещения;
  • ТСО;
  • бюджетные и внебюджетные средства.
  • зам. директора по УВР (1-4);
  • методическая служба (кафедра, НМС);
  • специалисты служб сопровождения (педагог-психолог, педагог-логопед, врач);
  • классные руководители.
  • процедуры подготовки детей к школе; комплектование классов;
  • процедуры диагностики, оценки мониторинга обученности, развития:

а) техника чтения;
б) продуктивность чтения;
в) контрольные работы;
г) диагностические работы;
д) мониторинг ЗУНов;
з) замеры скорости письма и вычислительных навыков;

  • процедуры сопровождения учебной деятельности.
учебный процесс, воспитательный процесс, учебный процесс в системе дополнительного образования. методическая, опытно-экспериментальная работа.
 

Система качества

 
 

Организационная структура

Процедуры

Процессы

Ресурсы

(методики, технологии)

Деятельность, которая преобразует входящие элементы в выходящие, приводит к желаемым результатам.

Персонал, финансы, средства обслуживания, оборудование, информация, данные.
Совокупность подразделений и должностных лиц, участвующих в управлении качеством.

Алгоритм, установленная, регламентируемая последовательность действий, операций и воздействий в отношении факторов и условий качества.

(ІSO серии 9000 : 2000)