Некоторые задания для смысловой работы по русскому языку для учеников начальных классов

Разделы: Начальная школа


Мы хотим предоставить вашему вниманию некоторые учебные материалы из методического пособия по русскому языку для 1 класса. Они созданы в школе “Эврика-развитие” г. Томска учителями начальных классов Свободной педагогики, ориентированной на педагогические идеи Л. Н. Толстого.

Многие методические идеи для создания пособия были взяты из “Азбуки” Л. Н. Толстого. При создании учебных материалов мы, опираясь на взгляды Л. Н. Толстого, учитывали, что учебный материал

- должен быть материалом для самостоятельного детского наблюдения и действия с языком;

- должен способствовать возникновению языкового опыта через самостоятельные выводы и обобщения;

- должен побуждать ученика к вопросам, вызывать познавательный интерес;

- должен заключать в себе несколько линий работы в освоении и наблюдении языка;

- должен состоять из заданий, которые построены по разным логическим путям их решения;

- должен идти по усложнению в каждом своем виде;

- должен вызывать детскую инициативу по созданию своих заданий.

В методическое пособие по русскому языку для 1 класса собрано 27 материалов заданий разных типов, а в методическое пособие по русскому языку для 2-3 классов собрано 50 заданий. Материалы, которые вошли в методическое пособие, являлись наиболее востребованными детьми начальных классов при свободном выборе в обучении.

Этот материал может быть использован

- для углубленного изучения языка;

- для создания возможности ребенку самостоятельно исследовать язык;

- для преодоления трудностей в изучении языка.

Разные задания – разные принципы, лежащие в основе их формирования, разные пути их решения. Каждое, в свою очередь, состоит из постепенно усложняющихся вариантов.

Материалы предназначены для индивидуальной работы детей в ситуации их самостоятельного выбора типа материала, объема выполнения, вида заданий к материалу.

К материалам даны варианты заданий. Эти задания ребенок может выполнять все, может выполнять какие-то из предложенных вариантов. Они появились из реальной работы детей с этими материалами. Сначала учитель давал их детям и смотрел, как они работали с материалом. Предлагал свои задания и наблюдал, как принимаются они детьми и соотносятся с языковым учебным материалом. Те задания к материалам, которые вошли в издание пособий, остались после такой учительской проверки.

При работе с материалом ребенку важно научиться удерживать выбранное задание, воспринимая набор заданий к материалу как веер возможностей по работе с ним, а не как обязательный набор инструкций к выполнению. Выбор вида и типа заданий должен исходить из личных интересов, приоритетов, оснований учащихся.

Определение ребенком вида задания к материалу учит его самостоятельно выстраивать свое целеполагание, исходя из своих познавательных интересов, подключает его волю к выполнению выбранного задания.

Удержание ребенком выбранного задания и проверяет истинность, верность тех интересов, приоритетов, на основе которых произошел выбор. Поэтому важно не порицать ребенка за отказ или смену выбранного задания.

Важно, чтобы при работе с материалом дети пытались увидеть свое задание или придумать свое похожее задание, что побуждает детей и учителей по-другому посмотреть на материал, увидеть его ресурсы. Это ставит ученика и учителя, работающего с данным материалом, в авторскую позицию.

При таком активном освоении материала появляется интерес к наблюдению за языком и речью. Ребенок деятельностным путем учится обобщать материал, вычленять заложенные принципы, видеть и строить свои.

Материал провоцирует детские вопросы по ходу работы с ним. Что позволяет учителю и ученику совместно допонимать данный материал и сообща выстраивать поиск ответов на возникшие вопросы. А совместное допонимание, как материала, так и вопроса, и общий поиск ответа помогают выстраиванию учебного взаимодействия, где каждый может вложить свой смысл, интерес и приоритет.

Через представленную в пособии систему работы с материалом предполагается развитие мышления ребенка. Сначала интуитивно, а затем и словесно оформленно, вычленяя принципы, заложенные в основу построения заданий, ребенок одновременно решает языковые задачи, постигает через противоположение языковых явлений (языковые противоречия) законы функционирования русского языка.

На уроке материалы могут быть использованы как для индивидуальной работы детей, так и для коллективного наблюдения и обсуждения.

Материал, созданный как многослойный, может служить на уроке как для углубленной языковой работы на одном слое, например, что такое слово. Это учит ребенка пристальному наблюдению и нацеливает на поиск оснований. А расширение вариантов видов языковой работы на одном языковом материале позволяет ребенку увеличивать и выстраивать его поле возможностей.

В результате работы с материалом у детей

- формируется языковая наблюдательность;

- возникает интерес к языку через наблюдение и эксперимент с языковым материалом;

- появляется опыт совместного поиска, совместных открытий на материале языка;

- возникает осознанное принятие задания;

- появляется умение выбирать и формулировать свои задания на основе предложенного материала;

- формируется способность открыто заявлять свое задание и обращаться за помощью к учителю и товарищам, если это необходимо для его выполнения;

- возникает способность удерживать свое задание от замысла до реализации и представления;

- появляется возможность вернуться к доработке своей работы после ее представления.

Задание 1.

  • Найди и подчеркни букву.
  • Какие буквы спрятались – запиши.
  • Придумай своё задание.

 1

Задание 8.

  • Прочитай.
  • Найди слова – "неслова".
  • Подчеркни слова – "неслова".
  • Из не-слов сделай слова, добавляя другие буквы.
  • Придумай своё задание.

 

БОК

ВАЛ

МОС

ГОЛ

НЮХ

РАЦ

САД

ШОК

МУД

ЧАЙ

ВОР

КЯР

РИС

ПЮБ

КОМ

ЛЕС

ЛЯМ

СОР

ЩИТ

ТУР

ФИН

ПУП

ЛЮК

МИФ

ДЯМ

ЛУК

ХОР

КОР

ПИК

МУБ

ПОТ

СЫН

ШУТ

ШАБ

БЯР

ТОК

ФОН

ДАК

МОХ

ЖУК

НАДО

КОЖА

ГИРЯ

ДИМУ

ЛАВА

РЫКА

ВИНО

СЕЛО

МАВЫ

БЕДА

ДЕПО

ЖЕНА

ДЫНЯ

НОТА

ЧУКО

ШУБА

ПЕРО

ЛОВА

ЩУКА

СИДО

ЖАЛО

РУЧА

ЗАРЯ

СЕНО

ВЕСЫ

ГАШО

ЛИПА

ВОДА

ЛЯМИ

ГУБА

КУЧА

ЛИРА

ВЕНА

КИРО

БУСЫ

САЧУ

ДЕТИ

ДУХИ

МЕРА

МЮДО

КАЗНЬ

ПЕСНЬ

ГЛИВЬ

БРАНЬ

ГРАНЬ

БРУПЬ

КОРМЬ

СТАТЬ

ДРОЖЬ

РТУТЬ

СМЕСЬ

ШАСНЬ

ПЛЕТЬ

МРИВЬ

СПЕСЬ

БРОВЬ

КРОВЬ

КРОГЬ

ГРУДЬ

ГЛАДЬ

БАГАЖ

БАКВА

ХОЛОД

НАУКА

ДРЫМА

ДОСКА

ВЮКВА

ЗНАМЯ

КАЧКА

МУМИЯ

БАЗАР

КРЕСТ

СКЫБА

МАЛЯР

ВРАСА

ЛИКВА

КУКЛА

КОШКА

МЕЧТА

ЛОДКА

 Задание 24.

  • Прочти пословицу.
  • Спиши ее в тетрадь.
  • Придумай свое задание.

 1.М!!!И!!!Р!!!П!!!Р!!!Е!!!В!!!Ы!!!Ш!!!Е!!!В!!!С!!!Е!!!Г!!!О!!!.

 2.П???О???С???Н???Е???Г???У???Г???Р???И???Б???Ы???Н???Е???И???Щ???И???.

 3.Н111Е111У111Ч111И111Р111Ы111Б111У111П111Л111А111В111
А111Т111Ь111.

 4.Н555А555Л555О555В555Ц555А555И555З555В555Е555Р555Ь555Б5
55Е555Ж555И555Т555.

 5.О234Д234Н234О234Й234Ш234А234П234К234О234Й234Д234В234
О234И234Х234Н324А234К234Р234Ы234Л324.

 6.С809Д809Е809Л809А809Л809Д809Е809Л809О809, Г809У809Л809
Я809Й809С809М809Е809Л809О809.

 7.УХХХЧХХХИХХХДХХХРХХХУХХХГХХХИХХХХХХХИХХХСХ
ХХАХХХМХХХПХХХОХХХЙХХХМХХХЁХХХШХХХЬХХХ.

 8.ВБББСБББЯБББКБББАБББЯБББРБББАБББББББОБББТБББАБББМ
БББАБББСБББТБББЕБББРБББАБББХБББВБББАБББЛБББИБББТБББ.

 9.КАААААААКАААОАААВАААСАААТАААРАААОАААИАААТА
ААЕАААЛАААЬААА, ТАААААААКАААОАААВАААААААИАААОАААБА
ААИАААТАААЕАААЛАААЬААА.

 10.АПРОЗПРОБПРОУПРОКПРОУПРОУПРОЧПРОАПРОТПРОНПР
ОАПРОВПРОСПРОЮПРОИПРОЗПРОБПРОУПРОКПРОРПРОИПРО
ЧПРОАПРОТПРО.

11.ЛПАРОПАРЖПАРКПАРОПАРЙПАРКПАРОПАРРПАРМПАР
ИПАРТПАР, АПАРСПАРТПАРЕПАРБПАРЛПАРЕПАРМПАРГПАР
ЛПАРАПАРЗПАРКПАРОПАРЛПАРЕПАРТПАР.

12.СПИРКМИРУЖИРЧПОТЕРОТНСУПДБАЛЕВЫЛНЕЛЬЬДОМД
ГАЗОДУШВЛОБЕЛАКЧСЫНЕСОНРЛЮКАКОТ, КДУЛОДЫМЛД
ЕДИЛУКДЛАКЕТАЗЛШУМАШИПТУСЫЬЩИТНИ
ЩУЕСОКЧПАЖЕРАКГРОГОЗАЛ.

Проверь себя.

  • Найди буквы.
  • Придумай слова с этими буквами.
  • Придумай сам похожее задание.

 2 3 

 

  • Разгадай слова.
  • Придумай сам похожее задание.

а) с л у г и г л а в а

3 4 2 1 5 4 2 5 1 3

б) ш р а м о к а л б о

< - - - - < - - - - -

в) у а м е д ч н л я н к м ь д у ш б и в р с к а з

7 9 10 4 6 11 2 6 4 11 8 12 9 2

  • Досочини.
  • Придумай сам похожее задание.

За-за-за – уходи домой, _________.

Ащ-ащ-ащ – ты накинь скорее___________.

Ша-ша-ша - __________________________малыша.

Шу-шу-шу - ________________________________.

Литература:

1. Монасевич З.Л., Малахова И.В. “Рабочая тетрадь по русскому языку”, Томск. 2001

2. Толстой Л.Н. “Азбука”, Москва, 1997