Классный час (сценарий) "Я и мы" (о навыках общения)

Разделы: Классное руководство


Ребёнок в момент рождения

лишь кандидат в человека,

но он не может им стать в

изоляции, ему нужно

научиться стать человеком в

общении с людьми.

А. Пьерон.

Цель – выявление проблем общения на уроках и рациональное решение выявленных проблем.

Задачи – через применение методики целеполагания, сотрудничества выйти на путь решения проблем в общении на уроках через договор;

- воспитывать уважительное отношение к себе и к другим, строить свои

взаимоотношения с окружающими.

Вступительное слово учителя ( вхождение в тему разговора; зачитать эпиграф ).

Над проблемами в общении мы работаем уже 2-ой год. Целью нашей проектной деятельности является повышение мотивации обучения для более успешного профессионального самоопределения. Поскольку не все проблемы были нами решены, а поле общения очень широкое, поговорим сегодня о главном – общении на уроках. Присутствуя на занятиях, я наблюдала за вашим общением между собой, учителями и хочу поделиться своими наблюдениями. А вы должны определить – остались ли у нас ещё проблемы в общении и обозначить их.

Наблюдение 1. Идёт урок математики.

Материал объяснён, задание получено всеми, царит рабочая обстановка: кто-то уточняет задание, кто-то что-то поясняет друг другу, учитель, отвечая на вопрос учащегося, стоит возле него.

- Артём Михайлович! Идите сюда! - кричит одна ученица, у которой что-то не получается.

- Сейчас я подойду!

- Артём Михайлович! Я не знаю, как это делать! – вновь нетерпеливо и громко говорит ученица.

- Подожди, я объясняю другому, сейчас подойду.

- Артём Михайлович! – через полминуты вновь крик ученицы.

Рядом сидящие начинают её одергивать, говорить, что она не одна.

- Заткнитесь вы все! – кричит ученица в ответ.

Наблюдение 2. Идёт урок биологии.

Учительница, написав задание на доске, объяснила несколько раз, что нужно сделать. В это время двое учеников беседовали о своём, один из них , услышав краем уха слова:

“ Приступайте к выполнению задания ”, закричал : “А я ничего не понял!” Учитель:

– Я объясняла уже трижды. Слушайте все, объясняю в последний раз.

Две ученицы вели интересный разговор о том, как провели вчерашний вечер. Когда все приступили к работе, они спохватились:

- А что надо делать?

Учитель:

- Я больше объяснять ничего не буду. Задание на доске. Выполняйте. Я уже несколько раз объяснила, а вы не слушали.

Ученица:

- Ну и не надо, я тоже делать ничего не буду!

С этими словами швыряет на пол ручку, тетрадь, всё, что лежало на столе. И до конца урока ничего не делает.

Наблюдение 3. Две ученицы опоздали на урок.

Входят, извинившись. Но одноклассник шутит: “Опоздали, сейчас вам учитель двойки поставит!” В ответ полетели грубые оскорбления. А после урока и на каждой последующей перемене эти двое подходили к неудачно пошутившему однокласснику, и поток грубостей продолжался в течение целого дня.

Ученик все последующие уроки сидел с опущенной головой, с плохим настроением, рисуя на листке изображения черепов и совершенно отключившись от учебного процесса.

Мотивация. Ребята! Вам знакомы эти ситуации? Как вы считаете, есть у нас проблемы в общении во время учёбы? (Есть). Сегодня, на классном часе, мы должны обозначить эти проблемы и найти пути их решения. У каждого из вас в проекте записана цель – успешно закончить учебный год. Поможет решение возникших проблем достичь этой цели? ( Да ).

Сейчас с помощью методики целеполагания, которой мы уже неоднократно пользовались, давайте выстроим цепочку наших действий. ( Я напоминаю вам этапы целеполагания, они перед вами на доске ).

1) Итак, какова цель нашего классного часа?

Ответ. Точно определить и найти решение проблемы в общении на уроках.

2) Какими возможностями ( ресурсами ) мы обладаем?

- желание всех установить комфортные отношения, чтобы успешно работать на уроке;

- знание правил поведения на уроке, ( какие они ) вспомним;

- знание требований учителей;

- знание своих одноклассников.

3) Какие же действия мы должны предпринять?

- обозначить проблему в общении;

- выработать пути решения проблемы;

- получить результат ( договор-соглашение );

- обозначить срок, в течение которого мы будем выполнять наш договор;

- провести анализ-рефлексию результативности нашего договора.

Мы наметили действия для решения нашей проблемы. А поможет более рационально и правильно его осуществить методика сотрудничества в разрешении конфликтов. Мы ею уже воспользовались на прошлой встрече.

Перед вами на доске памятка этапов этой методики:

  1. Точное определение причин конфликта;
  2. Выработка возможных решений;
  3. Оценка предложенных решений по результативности;
  4. Выбор лучшего решения;
  5. Путь или способ осуществления решения;
  6. Оценка-рефлексия результатов решения проблемы.

Итак, что же нам мешает на уроках успешно трудиться? ( Методика активного слушания (эхо, перифраз)

- опоздания;

- неумение вести себя на уроке;

- посторонние разговоры.

Когда мы будем вовремя приходить на урок, внимательно слушать объяснения учителя, не мешать друг другу во время разъяснения или выполнения заданий, мы решим названную проблему?

Когда у нас не будет нервозности, оскорблений, обид, каждый будет занят делом, мы создадим ситуацию успеха для каждого?

Итак, предлагайте ваши решения проблемы, напоминаю, что они могут быть любые, первые, пришедшие вам в голову, может быть смешные, мы их сейчас не оцениваем.

Запись на доске ( может помочь ученик ).

- С перемен приходить вовремя ( 1-2 мин. до звонка );

- готовиться к уроку заранее ( ручки, тетради, учебники, дневники );

- вести личные разговоры на перемене;

- во время объяснения слушать только учителя;

- если что-то надо спросить у товарища, то шепотом, или жестом;

- уважать других, помнить что ты не один, если нужна консультация учителя – поднять руку или вежливо попросить подойти, не быть бесцеремонным, назойливым и т.д.

Мы составили банк решений . А теперь оценим их с точки результативности – решат они нашу проблему или нет, и выберем самые главные. ( При обсуждении решений необходимо согласие только всех! )

Выбор главных решений (запись в тетради! ).

Давайте закрепим этот договор-согласие записями в наши тетради, а кого-то из вас я попрошу красиво оформить его на бумаге, и мы вывесим его в классе. А я познакомлю всех учителей-предметников с нашим соглашением. А для контроля за выполнением, мы заведём классный дневник, где будут записаны наши решения, и каждый учитель будет вписывать имена нарушителей.

Когда мы обсудим результат, эффективность нашего договора? (через месяц или в конце полугодия, а может 3 четверть, если что-то мы упустили, то сможем доработать наше соглашение ). (через месяц ).

Рефлексия по поводу проведения классного часа:

- Ребята, достигли ли мы цели нашего разговора?

- А использованная методика сотрудничества в разрешении конфликтов сможет помочь вам в решении других, личных проблем?

- Можно считать наш разговор ещё одним, пусть небольшим шагом к вашей самостоятельности, адаптации к жизни?

Я благодарна вам за активное участие в решение наших проблем и хочу выразить свою благодарность стихотворными строчками:

Путь учителя,

Как путь Христа к Голгофе,

Труден,

А порой не выносим.

Но когда взойдёшь ты

На вершину

И увидишь выраженье

Детских глаз,

И почувствуешь их радость

От познанья,

От того, что ты сумел

Им передать.

Только тут вдруг сознаёшь,

Насколько

Благодарен ты своей судьбе,

Что позволила тебе

Так тонко

Прикоснуться к человеческой душе.

Пробудить не только

Жажду знаний,

А уменье сопереживать,

И моменты общего признанья,

Вдохновенья вместе создавать.

Ты учитель,

Но как дирижёр без хора,

Ты не сможешь ничего создать

Без учеников, которым

Надо выучиться, что-то совершать.

И я благодарна вам, ребята,

За поддержку,

За участье, и

За труд.

Вы – то удивительное поле,

На котором Мастерство,

Признание Учителя

Растут.