Развитие эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.

Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность (наличие познавательного мотива, эмоциональная устойчивость, стремление к достижению результата своей деятельности и т.д.). Особенностью детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет является недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей.

А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, а при помощи выразительных действий формируется и чувственная сфера. “Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует свою мысль. Мы тем самым формируем наше чувство, выражая его” (С.Л.Рубинштейн).

Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать целесообразность включения в развивающие занятия с детьми 5-6 лет игр и упражнений, направленных на формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы и умения общаться.

Цели упражнений.

1. Тренировка узнавания эмоций по внешним проявлениям;
2. Формирование у детей моральных представлений;
3. Коррекция поведения через ролевые игры, инсценировки, игры-драматизации;
4. Снижение эмоционального напряжения;
5. Обучение приемам расслабления с целью умения различать напряжение и расслабление мышц.

Методика проведения занятий.

Продолжительность занятий 30 – 40 минут. Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе. Основанием для построения занятий служат принципы обучения: принцип интегрирования (включаются элементы ИЗО, драматизации и т.д.), системности и последовательности, преемственности, доступности, наглядности, творческой активности и самостоятельности и пр.

На начальном этапе занятий мы знакомим детей с основными эмоциями, следуя классификации К. Изарда: интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, презрение, страх, чувство вины, стыд.

Наиболее часто я использую следующие игровые упражнения:

Эмоция Игровое упражнение, этюд

Интерес – “ Что там происходит?”, “Любопытный” (различные варианты), “Живая шляпа” и др.

Удивление – “Фокусник (модификация этюда М.И.Чистяковой – “Удивление”), “Сюрприз”

“Живая шляпа” (по мотивам рассказов Н.А.Носова) и др.

Радость – “Сюрприз”, “Два клоуна”, “Паровозик с клоунами”, “Встреча с другом”, “Семечко”, “Новая игрушка” и др.

Гнев – “Гневливая гиена”, “Хмурый орел”, “Драчливые воробьи” и др.

Отвращение, презрение – “Грязь”, “Соленый чай” и др.

Чувство вины, стыда – “Разбитая ваза”, “Упрямый лягушонок” (по произведениям С.Михалкова) и др.

Очень часто ситуации предлагают и сами ребята после беседы. После каждой эмоции мы знакомимся с пиктограммами, символизирующими эти эмоции.

Более длительное время уделяется работе со страхами: проигрывание всевозможных этюдов, проведение бесед, рисование, сказки.

На следующем этапе работы я включаю в свои занятия игры и этюды, направленные на сопоставление различных черт характера и эмоций.

1. Так, например, проигрывая этюды по русской народной сказке “Бука” мы сопоставляем черты характера “злой – радостный”. По сказке “Два жадных медвежонка” – “жадный – добрый”; по мотивам стихотворения А. Бродского “Новичок”; по мотивам сказки “три поросенка” – “робкий – смелый”; по мотивам стихотворения С. Михалкова “Упрямый лягушонок” – “зазнайство – совестливость, чувство вины”; игры “Воробьиная семья” - “гнев – раскаяние”; и др.

2. Игры и упражнения на узнавание эмоций: “Волшебные шары”, “Кубики” (различные вариации), “Колобки” (модификация игры В.М. Минаевой “Снежинки”); игровые упражнения по стихотворению Н.А.Екимовой “Облака” и др.

3. В каждое занятие я включаю упражнения на развитие мимических и пантомимических движений: “Пчелка мешает спать”, “Люблю – не люблю” (2 варианта), “Повтори интонацию”, “Повтори выражение лица”, “Театр”, “Смешной зоопарк” и др.

4. Обязательно в каждое занятие включены упражнения, направленные на умение напрягать и расслаблять мышцы своего тела: “Насос и мячи”, “Снеговик”, “Надувная игрушка”, “Пузыри”, “Царство сна”, “Ленивые зверята”, “Солнышко и тучка”, “Льдинка”, “Белье на веревке” и т.д.

В списке используемой литературы я указала книги, в которых есть описание большинства игр, игровых упражнений и этюдов.

Королева Светлана Николаевна - педагог-психолог

НОУО “Школа Престиж”.

 Примерное содержание занятия по ознакомлению с эмоциями.

1 этап. Приветствие. (На наших занятиях используется как ритуал – “Все обнялись”).

2 этап. Упражнения:

1) Тренировка поочередного напряжения и расслабления мышц, развитие произвольности. Исходное положение – лежа на спине. (“Удержи позу”, “Льдинка”, “Солнышко и тучка” и т.д.).
2) Мимическая гимнастика – упражнение “Пчелка мешает спать”.

3 этап.

1) Проведение беседы об эмоциях;
2) Проведение этюда “Любопытный” (участвует каждый ребенок);
3) Упражнение по определению эмоции: игра “ Колобки” (“Кубики”). Цель: научить определять эмоцию по пиктограмме;
4) Проведение игр, направленных на развитие познавательных процессов: память, внимание, воображение и пр.;

4 этап.

Упражнение, направленное на саморасслабление: “Медвежата в берлоге”.

5 этап.

Окончание занятия.

Обсуждение темы – что запомнилось больше всего, что было не понятно.

Упражнение – ритуал “Дружеские объятия”.

Примерное содержание занятия по сопоставлению черт характера”.

1 этап. Приветствие. Упражнение “Дружеские объятия”.

2 этап.

1) Тренировка поочередного напряжения и расслабления мышц, развитие произвольности (“Насос и мячи”, “ Белье на веревочке”).
2) Проведение игры “Люблю - не люблю”.

3 этап.

1) Прослушивание сказки “Бука”.
2) Анализ сказки, ответы на вопросы по сказке: “О чем эта сказка? Кто понравился? Почему? Что запомнилось?”
3) Инсценировка и проигрывание сказки “Бука”.
4) Игры, направленные на развитие познавательных процессов: память, внимание, воображение и пр.

4 этап.

Упражнение: “Дождь в лесу”. Цель: дать навык приемов по расслаблению мышц спины и плечевого пояса.

5 этап.

Окончание занятия.

Упражнение-ритуал “Дружеские объятия”.

Список литературы.

  1. Белопольская Н.А. и др. “Азбука настроения”. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
  2. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. “Чего на свете не бывает?” – М.: Просвещение,1991 г.
  3. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  4. Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры” – М.: “АРКТИ”, 1999 г.
  5. Панфилова М.А. “Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры”. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
  6. “Психология эмоций”. Тексты / Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер, – М.:, 1993 г.
  7. Родари Дж. “ Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй). – М.: Прогресс, 1990 г.
  8. “Страхи – это серьезно”. – М.: Издательский дом “Искатель.” – 1997 г.
  9. Стрелкова Л.П. “Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй” – М.: Интерпракс, 1995 г.
  10. Стрелкова Л.П. “ Уроки сказки.”– 2-е изд., – М.:Педагогика, 1990 г.
  11. Чистякова М.И. “Психогимнастика” – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 г.
  12. Эльвин М. Фрид “Книга для тебя” – М.: АСТ – ПРЕСС, 1994 г.