Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроке русского языка во 2-м классе на тему "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей"

Разделы: Начальная школа


Цели: Уточнение представлений об имена, отчествах и фамилиях людей. Формирование умения писать эти слова с большой буквы. Развивать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Воспитывать любовь и интерес к предмету через элемент игры.

Оборудование: сигнальные круги, перфокарты, кроссворды, учебник Полякова А.В. “Русский язык.1 класс”

План урока

1. Оргначало

2. Наблюдение

3. Систематизация знаний

4. Физкультминутка

5. Закрепление

6. Домашнее задание

7. Итог урока

Оргначало

Тихо сели. Расскажите правила посадки на уроке.

Настраиваемся на урок. Расскажите правила

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки

И недосуг дуть на корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

Начинаем урок русского языка. Проведем наблюдение.

Наблюдение.

На доске даны слова. Прочитайте их про себя. Прочитаем их вместе со мной. Подумайте и скажите, на какие две группы можно разделить эти слова.

Береза. Наташа. Посуда. Завод. Борисов. Платок. Павлович. Сергей.

Кто как предлагает разделить?

По какому признаку ты делил?

(одни – неживые предметы, а другие – живые;

одни – словарные слова, другие – все остальные;

одни – с маленькой буквы, другие с большой).

Запишите слова в два столбика. Записывая, не забудьте о написании этих слов.

Прочитайте свои слова.

С какой буквы записали слова в первый столбик, а во второй? Проверьте.

(обратная сторона доски)

береза

посуда

завод

платок

Наташа

Борисов

Павлович

Сергей

Почему эти слова написали с большой буквы? (Читаю стихотворение)

Имя, фамилия

Пишутся с нею,

Чтобы заметней

Им быть

И виднее.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой – уважения знак.

На какое правило правописания эти слова? Сформулируйте его.

Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.

Верно. Вот вы и определили тему нашего урока. А цель – научиться писать такие слова с большой буквы.

Систематизация знаний.

Как вы понимаете, что такое имя?

Имя – личное название человека, даваемое при рождении.

С какими именами есть дети в нашем классе. Назовите их.

С какой буквы пишутся имена?

Есть ли дети в нашем классе с одинаковыми именами? (Да) Назовите их.

Встаньте, пожалуйста, ребята.

Как называют человека, носящего одинаковое с кем–нибудь имя?

Человека, носящего одинаковое с кем–нибудь имя, называют тезка.

Значит, Сережа Авдеев и Сережа Аниконов – тезки.

Что же мы узнали об имени?

Имя – личное название человека.

Имя пишется с большой буквы.

Люди, носящие одинаковые имена – тезки.

Послушайте, какой разговор двух мальчиков я услышала.

(Инсценировка детей)

– Меня сейчас зовут Дима. А когда вырасту, будут звать Дмитрий.

– А тебя, Митя?

Митя (задумался):

– Наверное, Микитрий.

А вы как думаете, правильно ли назвал мальчик имя или нет?

(Дима и Митя – неполная форма одного имени Дмитрий)

Назовите свое имя. А теперь полное имя.

Есть имена, которые не изменяются? (Да)

Верно. Это Нина, Кира, Марина.

Есть ли у нас в классе дети, имена которых не изменяются? Назовите их.

Верно. Это Олеся, Кристина, Яна.

Запишите свое полное имя. Прочитайте.

Полина

Достаточно ли одного имени, чтобы отличить одного человека от другого? (Нет)

Люди давно поняли, что одного имени мало, чтобы узнать, о ком идет речь. К имени стали добавлять, чей он сын или чья она дочь. Так и говорили:

Иван сын Петра, Марья дочь Степана.

Что же образовалось от имени отца? (Отчество)

Назовите имя вашего отца. Образуйте от него свое отчество. Назовите.

С какой буквы пишется отчество?

Чтение стихотворения

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою,

Папа и я,

Мы называемся вместе –

Семья.

Что такое семья?

Семья – это группа живущих вместе близких родственников.

Как различить семьи? (По фамилии)

Что такое фамилия?

Фамилия – это семейное наименование, прибавляемое к личному имени, которое передается от родителей к детям.

История появления фамилии очень интересна.

Откройте Дидактический материал 2 кл. стр. 98, упр. 332

Прочитайте.

Как же появились фамилии на Руси?

(По месту жительства; по ремеслу, т.е. по делу, которым занимается человек; по внешнему признаку)

Прочитав этот рассказ, встретили ли вы знакомую фамилию? Назовите ее.

Кто из наших детей носит фамилию Кузнецов?

Видно, Женя, очень–очень давно твои предки занимались кузнечным делом.

И еще. В основе многих фамилий лежит имя. Я назову имя, а вы образуйте фамилию.

Абрам – Абрамов

Авдей – Авдеев

Аника – Аниконов

Дмитрий – Дмитриев

Какую особенность в написании фамилий вы заметили? (С большой буквы)

Запишите рядом с именем свою фамилию.

Прочитайте.

Полина Епанчина

Хорошо. Среди слов, которые обозначают людей, предметы, есть такие, которые представляют собой названия единичных предметов, иначе говоря, имена собственные.

На доске записаны слова. Прочитаем их

(Ответы детей)

Бабушка (имя) Тамара

Поэт (фамилия) Пушкин

Учитель (имя, отчество) Галина Ивановна

Подберите и запишите к данным словам подходящие по смыслу имена, фамилии, отчества.

С какой буквы запишите эти слова? Прочитайте.

Как одним словом назвать эти слова? (Имена собственные)

А сейчас отдохнем.

Физкультминутка.

Бабушка девочку очень любила,

Красную шапочку ей подарила

Девочка имя забыла свое.

Ну, отгадайте, как звали ее?

(Красная Шапочка)

Один, два – выше голова

Три, четыре – руки шире

Пять, шесть – тихо сеть

Семь, восемь – лень отбросим.

Закрепление.

Работа с перфокартой

Каждый получил перфокарту. (Рис. 1) Слова у вас разные, а задание общее.

Рисунок 1

Выберите и запишите в данные слова большую или маленькую букву

В слово под каким номером вы поставили большую букву?

1; 2; 3

Назовите его. Прочитайте ваши слова

(Барто Агния Львовна)

Кто это? Какие её стихи вы знаете?

(Зайка. Мишка. Бычок. Веревочка)

Почему эти слова написали с большой буквы?

Работа с доски

Прочитайте слова на доске. Проведем лексическую работу. Что это?

Кол – толстая заостренная книзу палка

Бор – сосновый лес

Лен – травянистое растение

Рисунок 2

К словам 1 столбика добавьте букву я. К словам 2 столбика добавьте букву в.

Напишите вновь полученные слова.

При написании слов помните о правиле.

Работаем по вариантам

1 вариант – 1 столбик

2 вариант – 2 столбик

Прочитайте новые слова. С какой буквы написали?

Сравните слова. Чем похожи? Чем различаются?

(Изменился смысл и написание)

Какое правило применили?

Работа с учебником

Откройте учебник Поляковой на стр. 39

Найдите вопрос. Прочитайте. Прочитайте сведения и правило.

Что такое орфограммы? (Буквы, которые пишутся по правилу).

Подчеркните орфограмму в своих словах.

Откройте учебник на стр. 47

Найдите правило. Прочитайте. Какие слова являются именами собственными?

(Имена, отчества и фамилии людей)

Выбор имен собственных.

Прочитайте слова и выпишите номера имен собственных

1. Иванов

2. Жираф

3. Машина

4. Игорь

5. Шиповник

6. Владимирович

7. Елена

8. Сорока

Проверка (наборном полотне цифры стояли обратной стороной)

1; 4; 6; 7.

Почему выбрали данные номера? Объясните.

Домашнее задание.

Не менее интересным будет у вас домашнее задание. Упр. 87 – полегче, упр. 93 – потруднее.

Выбирайте упражнение по своим силам. Но не бойтесь преодолевать и трудности.

Итог урока.

Работа с сигнальным кругом

Из моих высказываний вы должны выбрать правильный ответ. Если считаете правильным – зеленый цвет, если нет – красный.

Какие слова пишутся с большой буквы?

Названия растений

Названия дней недели

Фамилии людей

Названия учебных предметов

Названия овощей

Имена людей

Названия деревьев

Отчества людей

красный

красный

зеленый

красный

красный

зеленый

красный

зеленый

Работа с кроссвордом

Я знаю, что вы любите кроссворды. Отгадав кроссворд, вы узнаете, с какой новой темой мы познакомимся на следующем уроке (Рис. 3)

Рисунок 3

(С комментариями)

1. Девочка по отношению к бабушке.

2. Личное название человека, даваемое при рождении.

3. Что образуется от имени отца?

4. Мама мамы по отношению к тебе.

5. Общее имя семьи

Урок окончен.