Урок валеологии в 1-м классе "Кожа человека"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели: познакомить детей со строением человеческой кожи, ее функциями, учить детей правильно ухаживать за кожей, развивать наблюдательность, воспитывать аккуратность.

Оборудование: микроскоп с образцами кожи, рисунок строения кожи, грамзапись “Мойдодыр” К.И. Чуковского, проигрыватель, цветные карандаши, карточки со словами.

Ход урока:

Сообщение темы и целей урока. - Сегодня мы проведем урок по валеологии. Запись на доске: Валеология – это наука о здоровом образе жизни. Познакомимся с нашей кожей, узнаем ее строение, каковы ее функции, как нужно правильно ухаживать за ней.

Вводная беседа. Как вы думаете, что же такое кожа и для чего нужна? (Ответы детей – 2-3 человека). Кожа – наружный покров тела, который является защитой от внешних воздействий. Она не пропускает воду, предохраняет человека от холода и жары.

Наблюдения. Из чего состоит наша кожа?

По этому плакату рассмотрим строение кожи.

Наружный слой, очень тонкий, он постоянно обновляется. Верхние чешуйки (клетки) слущиваются, образуются новые, которые растут изнутри (показать). Этот верхний слой кожи называется эпидермис (карточки на доске).

Под ним расположена соединительная ткань, которая соединяет верхний слой со следующими. В ней находятся сальные и потовые железы – органы, которые вырабатывают и выделяют какие-либо вещества (сало, жир, пот). Здесь же находятся корни волос, кровеносные сосуды.

Этот слой называется дерма.

И третий слой – жировая клетчатка, состоит из “комочков” жира. Они служат “складом” питательных веществ и энергии, а также подушечкой для внутренних органов.

Таким образом, мы видим, что кожа – это не просто оболочка, а сложный орган, который живет и дышит, как мы с вами. У кожи множество функций, которые мы с вами должны помочь ей выполнять.

Посмотрим в микроскоп на то, как выглядит кожа и ее маленькие частицы - клетки.

Практическое занятие. - Возьмите лупы и рассмотрите свою кожу. Что вы видите?

(Много волосков и мелких отверстий)

Это только наружный слой – эпидермис. Волоски остались от тех времен, когда человек был еще обезьяной – первобытным человеком (показать рисунок). Тогда люди не носили одежду и густые волосы покрывали их тело, защищая от холода. С тех пор прошло много лет, а волосы на коже остались, несмотря на то, что человек давно уже носит одежду. Где-то их больше (на голове), где-то совсем нет (на ладошке). Когда человек сильно замерзает, то волоски у него становятся “дыбом”.

А через отверстия – поры выходят пот, жир, который выделяют потовые и сальные железы. Жир смягчает кожу. Пот, испаряясь, охлаждает наше тело, вместе с потом выделяются ненужные вещества.

Правила гигиены. - Чешуйки, которые слущиваются с поверхности верхнего слоя, склеиваются кожным салом, закрывают отверстия. Кожа не может дышать, пот и сало перестают выделяться. Кожа загрязняется. На грязной коже размножаются микробы. На каждом квадратном сантиметре (показать см2) кожи можно обнаружить до 40 тысяч микробов, среди них могут оказаться возбудители болезней, чесоточный клещ и другие.

Что может защитить человека?

Сценка К.И. Чуковский “Мойдодыр”

1 ученик:

Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я за свечку, свечка – в печку!
Я за книжку, та – бежать!
И вприпрыжку под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом завертелось,
Закружилось и помчалось колесом?

2 ученик:

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник и качает головой:

3 ученик:

Ах, ты гадкий,
Ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя под носом вакса,
У тебя на шее клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя.

2 ученик:

Тут великий Умывальник.
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:

3 ученик:

“Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!

Учитель: Так что же делать человеку, чтобы его кожа была чистой?

(Ответы детей)

Только мытье горячей водой с мылом полностью освобождает кожу от всех накопившихся на ней микробов, от жира и пота – это делается два раза в неделю – в ванне или бане. В обычные дни следует умываться водой комнатной температуры, от частого употребления горячей воды кожа становится дряблой.

А какое мыло лучше других?

(Ответы детей)

Очень хороши наши мыла – “Ланолиновое”, “Вазелиновое”, “Глицериновое”. Они очень мягкие, кожа после мытья этими мылами становится нежной, мягкой. Хорошее мыло “Детское”, созданное специально для детской кожи.

Чтение отрывка из стихотворения К.И. Чуковского “Мойдодыр”;

5 ученик:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам, стыд и срам!

6 ученик:

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

4 ученик:

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане, всегда и везде –
Вечная слава воде!

Карточки со словами на доске: Лохань – круглая или продолговатая посуда для стирки, мытья; ушат – небольшая кадка с “ушами”, т.е. ручками для подъема, подвешивания.

Защита кожи в быту. - Очень большую опасность для кожи представляют мелкие травмы – трещинки от частой стирки, мытья посуды. Часто человек ранит кожу занозами, царапает ее, появляются мозоли от того, что не соблюдает правила работы с лопатами, мотыгами, пилами. В эти ранки попадают микробы, а это может привести к различным заболеваниям. Чтобы не ранить кожу следует работать в перчатках – резиновых – при работе с водой, матерчатых – при работе с другими инструментами.

Если все же появились ранки, что же вы должны делать?

(Ответы)

Кожу следует обработать йодом, “зеленкой”. Можно заклеить небольшую рану клеем БФ-2. Он образует тонкую прочную пленку и защищает рану от попадания в нее микробов. Через 4-5 дней пленка сама отпадает, но ранка уже успеет зажить.

Если кожа травмировалась во время похода, работы в саду, прогулки, и у вас нет с собой медицинских средств, то вы можете приложить к ранке чистый лист подорожника.

Вывод: Правильный уход за кожей, работа в перчатках, регулярное мытье предотвращают заболевания кожи. Кожа будет гладкой, эластичной, мягкой, и хорошо будет выполнять свои задачи.

Итог: Что узнали о коже? Что это такое? Из чего состоит наша кожа? Как правильно ухаживать за кожей?

Всегда и везде – вечная слава воде!

Самостоятельная работа. А сейчас возьмите бумагу и цветные карандаши. Нарисуйте то, о чем мы сейчас говорили. В это время послушайте сказку К.И. Чуковского “Мойдодыр” и другие его сказки.

Итог урока. Выставка рисунков.

Что изобразили, почему?