Физическое самовоспитание как фактор и средство духовно-нравственного воспитания старшеклассников

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Вместе с тем, воспитание детей и молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, которые мало способствуют улучшению социокультурной жизни молодых людей. Негативные процессы в социальной жизни сопровождаются разрушением нравственно-этических норм; традиций семейного уклада, в веках основывавшихся на чадолюбии и целомудрии; ухудшением здоровья детей и молодежи, снижением уровня их физической подготовленности; распространением болезней, имеющих социальную обусловленность; ростом депрессий, стрессов, неврозов, агрессивности. На этом социальном фоне высокие духовные и нравственности ценности бытия, такие как любовь к Отечеству, забота о ближних, готовность «отдать жизнь за други своя», самоценность личности, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим, культура поведения утрачивают свое значение.

Анализ теории и опыта отечественной и православной педагогической мысли России позволяет сделать вывод о том, что в воззрениях как светских, так и православных исследователей проблем воспитания и развития личности, отмечается взаимосвязь физической сущности и духовной сущности личности, неразрывность этой связи, их тесное взаимодействие и взаимовлияние, а также возможность и необходимость организации процесса физического самовоспитания, ориентированного на духовно-нравственное воспитание старшеклассников в условиях Православной гимназии.

При всем разнообразии формулировок и имеющейся вариативности во мнениях относительно «широты» и комплексности понятия «самовоспитание», в целом содержательная наполняемость в трактовке различных авторов идентична: самовоспитание – это процесс самоизменения, самостановления, самосовершенстования личности и ее жизнедеятельности. Результатом самовоспитания является, прежде всего, полное самовыражение человека в деле, раскрытие своих возможностей, постоянное руководство собой, развитие своих достоинств, самоуправление и самоконтроль за собственным поведением, самостимулирование своей активности.

Современные исследователи в области физического самовоспитания, представляют этот процесс с различных сторон, но большинство из них рассматривают физическое самовоспитание с позиций укрепления здоровья, самосовершенствования физических качеств (силы, выносливости, улучшения фигуры), овладения двигательными навыками, воспитания волевых и нравственных качеств личности. Процесс физического самовоспитания школьников в современной школе не связывается с развитием духовно-нравственной сферы обучаемых. Физическое самосовершенствование, в зависимости от целевых установок может приобретать нежелательный характер общего развития личности (чувство силы, жестокости и т.п.)

Физическое самовоспитание в условиях Православной гимназии представлено как процесс осознанного воздействия на развитие физических качеств и способностей, укрепление здоровья, овладение новыми двигательными навыками с целью реализации своего физического и духовного потенциала для полезного служения людям, Отечеству, обществу.

Основная цель организации физического самовоспитания в условиях Православной гимназии – это формирование духовно-нравственной личности, где системообразующим компонентом выступают духовно-нравственные ценности бытия (любовь к ближнему, жизненная установка на служение ближним, Отечеству, семья, следование принципам добра и гуманизма в отношении к людям, требовательность к себе).

Если целевые установки физического самовоспитания старшеклассников есть цель укрепления здоровья и саморазвития двигательных умений, физических способностей организма для подготовки себя к служению людям, Отечеству, созданию семьи и поддержанию здорового образа жизни в ней, воспитанию здоровых детей, то эта цель носит духовно-нравственный аспект и выполняет функцию духовно-нравственного становления личности.

Организация физического самовоспитания школьников осуществляется в процессе учебных занятий и во внеучебное время. Организация работы школьников старших классов над собой в плане физического самосовершенствования, ориентированного на духовно-нравственное воспитание включала несколько этапов:

1 этап - психолого-педагогическая подготовка;

2 этап - практическая организация;

3 этап – стимулирующий;

4 этап – контрольно-коррекционный;

На первом этапе в ходе психолого-педагогической подготовки - формирование значимых мотивов, чтобы учащиеся включились в работу над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития, на втором – практическая организация - обучение учащихся методам и приемам работы над собой в плане физического и духовно-нравственного саморазвития, овладение методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями; на третьем – стимулирование - создание педагогических условий, методических приемов для дальнейшего развития процесса физического самовоспитания, ориентированного на духовно-нравственное воспитание учащихся 9-11 классов; на четвертом – контрольно-коррекционный – определение результативности процесса физического самовоспитания, постановка новых целей самовоспитания.

В процессе психолого-педагогической подготовки школьники включаются в процесс самопознания и самосознания. Эти процессы организовываются относительно изучения своего физического состояния и духовно-нравственной сферы. По программе «Мониторинг здоровья» с помощью известных методов самопознания старшеклассникам – самонаблюдение, самоанализ и самооценка, они оценивают свой уровень физического развития и уровень физической подготовленности. Уровень физического развития характеризуется показателями телосложения и показателями здоровья, отражающих функциональное состояние физиологических систем организма. Физическая подготовленность как результат физической подготовки выражается в показателях развития физических качеств (силы, выносливости, скоростно-силовых, скоростных, координационных и др.), определяется в процессе сдачи тестовых упражнений. Учащиеся принимают непосредственное участие в процессе самопознания. Например, физическое состояние они оценивают до занятий физическими упражнениями и после по общему самочувствию и частоте сердечных сокращений. Чем быстрее они научатся самооценке своего физического состояния и умению находить причины их несовершенства, тем заметнее у них проявляется осознание недостаточно высокого уровня знаний в области физического самовоспитания и необходимой работы над собой в плане физического самосовершенствования. Самопознание духовно-нравственной сферы осуществляется относительно знаний отечественной православной культуры, духовного наследия родного края, своего духовного мира, проявление уровня нравственной культуры. Для организации включения старшеклассников в процесс осознания необходимости работы над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития проводятся индивидуальные и коллективные беседы, анкетирование, тестирование, после чего делаются соответствующие выводы.

У старшеклассников возникает ряд противоречий: между «я» - реальным, и «я» - желанным (в плане физического состояния и духовно-нравственного развития), между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для достижения результата, между поставленной целью и незнанием технологии организации процесса самовоспитания, которые формируют потребность работы над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного развития.

Для формирования мотивов работы над собой в плане физического самосовершенствования проводятся лекции, круглые столы, беседы о роли и значимости физического самовоспитания, показ фильмов, беседы с врачом и психологом. В ходе этого решаются три задачи: показать сущность физического самовоспитания в тесной взаимосвязи с духовно-нравственным развитием личности; познакомить с физическим самовоспитанием как важным и необходимым средством физического совершенствования. Например, беседа врача на тему: «Двигательный режим и здоровье» знакомит старшеклассников с явлением гиподинамии, обусловленной недостаточной двигательной активностью человека. На основе данных педагогики, психологии и физиологии проводится мысль о том, что при низком уровне физической подготовленности невозможно добиться нужных результатов только в процессе уроков физической культуры, необходимо заниматься активно самостоятельно. Затем раскрывается значимость физического самовоспитания как действенного фактора и средства воспитания духовности и нравственности. До учащихся доносится мысль, что для того, чтобы, например:

а) создать здоровую семью, родить и воспитать здоровых детей;

б) реализовать себя в выбранной профессии, добиться роста карьеры;

в)добросовестно служить Отечеству;

г) быть здоровым и выносливым с целью полезного служения людям - необходимо активизировать работу над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного развития.

Компонент содержания физического воспитания и самовоспитания включает знания из области физической культуры, а также знания о душе, духовности и нравственности в высоком смысле понимания красоты и правильности взаимоотношения с другими людьми, природой, с самим собой, православное учение о свободе выбора ценностных ориентиров и свободе следования им, о свободе совести и постоянного саморазвития своего духовного мира.

Основные формы освоения теоретической части: школьная лекция, вводная теоретическая часть уроков физического воспитания, информационные сообщения и др.

Теоретическая часть

Раздел: Личность

Понятие личности в светском и православном понимании. Духовность. Нравственность. Духовно-нравственная сфера личности. Духовно-нравственные ценности. Роль физической культуры в формировании личности. Взаимосвязь физического самосовершенствования и духовного саморазвития личности.

Раздел: Физическое самовоспитание

Понятие «самовоспитание». Физическое самовоспитание в системе развития и воспитания человека. Роль физического самовоспитания в формировании духовно-нравственной личности. Основные приемы и методы физического самовоспитания. Составление личных планов и программ физического самовоспитания. Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Задачей педагогического руководства на втором этапе является совершенствование психолого-педагогической подготовки и практическая организация физического самовоспитания с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. В этот период старшеклассники овладевают методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями, приемами работы над собой, составляются программы физического самовоспитания и личных планов. Программа и личный план работы над собой составляются занимавшимися вариативно, в зависимости от мотивов физического самовоспитания, опыта работы над собой и индивидуальных особенностей. Программа физического самовоспитания составляется на год, а личный план (таблица 1) - вначале на две недели, а затем, в случае его успешного выполнения - на месяц.

Программа и личный план включают задачи деятельности, основные методы и средства, формы физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития (таблица 1).

Основные средства физического самосовершенствования:

1) ходьба и бег, плавание, лыжи, велосипед, катание на коньках, ритмическая и атлетическая гимнастика, занятия на тренажерах и др. (использовать целенаправленно, сознательно и систематически);

2) участие в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий.

Основные средства духовно-нравственного саморазвития:

1) написание рефератов;

2) выполнение тематических заданий по изучению истории и традиций отечественной православной культуры, исследованию духовного наследия родного края, города.

При планировании программы и личного плана со стороны учителя оказывается помощь советами, консультациями, рекомендациями. Под руководством учителя старшеклассники знакомятся с приемами и методами самовоспитания.

Таблица 1.

Примерный личный план физического самовоспитания, направленного на духовно-нравственное воспитание старшеклассников

Задачи деятельности Методы и средства самовоспитания
Всесторонне физическое развитие Ритмическая (девушки) гимнастика и атлетическая гимнастика (юноши)
Повышение уровня физической подготовленности Посещение секции плавания
Изучение духовного наследия родного края, города. Туристический поход и интенсивная прогулка к святым местам родного края, города. Форма – экскурсия
Овладение новыми двигательными навыками Научиться играть в русскую лапту, городки, кататься на коньках
Сформировать желание и готовность прийти на помощь другому человеку Научиться оказывать первую медицинскую помощь
Воспитание любви к Отечеству Подготовить рефераты по краеведению

Содержательно-ориентированные формы организации процесса физического самовоспитания: русские народные подвижные игры, туристические походы, пешие и лыжные прогулки по святым местам родного края и России, проведение оздоровительных и спортивных мероприятий (дни здоровья и спорта), связанных с историей и традициями отечественной православной культуры, экскурсии, тематические задания, исследовательская работа, подготовка тематических стенгазет и стендов - выстраивают пространство для духовно-нравственного воспитания старшеклассников.

Чтобы стремление работать над собой не утрачивало остроты, чтобы старшеклассники не успокаивались на достигнутом, периодически осуществляется стимулирование данного процесса. Для этого используются: отчет о выполнении личного плана и программы физического самовоспитания; сравнение данных, характеризующих состояние физического самовоспитания, физических качеств; сравнение динамики развития духовно-нравственной сферы.

Система стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех в достижении намеченных результатов, обусловила разработку новых оценочных систем – рейтинговой и очковой. Разрабатывается также содержательная оценка; самостоятельная деятельность по оцениванию самими учащимися – «Журнал достижений», «Дневник самоконтроля».

Контрольно – коррекционный этап ориентирует обучаемых на осознание себя, при помощи изучения и сравнения собственного физического самосовершенствования и духовного развития; умение конструировать процесс физического самовоспитания, имеющего духовно-нравственный аспект; владеть приемами самовоспитания; развивать способности умения самоуправления и саморегуляции; постановка новых целей физического самовоспитания.

Результативность физического самовоспитания как фактора и средства духовно-нравственного становления старшеклассников предлагается оценить по схеме:

Старшеклассник должен:

Знать:

  • состояние своего здоровья (показатели физического развития, уровень физической подготовленности);
  • основы гигиены;
  • значение здорового образа жизни;
  • роль физической культуры в формировании личности;
  • методику самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • технологию организации физического самовоспитания;
  • историю и традиции отечественной православной культуры;
  • духовное наследие родного края и города;

Уметь:

  • заботиться о своем здоровье и здоровье близких людей;
  • провести беседу о значимости физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития в формировании личности;
  • выполнять самостоятельно физические упражнения;
  • составлять программу физического самовоспитания, имеющего духовно-нравственный аспект;
  • предупреждать заболевания;
  • охранять природу;
  • культурно вести в обществе;
  • поддерживать гуманное и доброе отношение к людям;
  • оказывать помощь;

Действия:

  • постоянно работать над собой в плане физического самосовершенствования и духовно-нравственного саморазвития;
  • посещать секцию по виду спорта;
  • участвовать в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий;
  • владеть приемами самовоздействия и самоуправления;
  • вести исследовательскую работу по истории и традициям отечественной православной культуры;
  • применять средства физического самосовершенствования и духовно-нравственного развития на благо других людей;
  • стремиться к физическому и духовно-нравственному совершенству.