Роль и место мультимедийных обучающих программных средств и технологий в изучении отдельных тем программы по географии

Разделы: География


В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИКТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов-практиков. Необходимо отметить, что ИКТ всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в “докомпьютерную эпоху”. Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин “информационно-коммуникационные технологии” приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода катализатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения. [1]

Информатизация процесса обучения может состояться лишь при условии создания легкодоступных электронных источников образовательной информации. Аналогично тому, как изобретение книгопечатания сделало книгу одинаково доступной для всех и принципиально изменило систему образования, так для успешной информатизации процесса обучения необходимо сделать новые электронные источники информации одинаково доступными для всех.

Появление на рынке компьютерных услуг лазерных дисков (CD-ROM) вызвало традиционную реакцию, называемую эффектом новизны, что проявилось в желании многих пользователей поработать с дисками, освоить их интерактивный режим, то есть овладеть дополнительными инструментальными пользовательскими умениями.

В своей педагогической деятельности я использую электронные учебники по географии для 6, 7, 8 классов, разработанных республиканским мультимедиа центром.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль.

Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Мною были разработаны и проведены уроки с использованием электронного учебника 8 класса.

  1. “Ледники. Подземные воды”,
  2. “Почвы и их разнообразие”.

В данной работе представлена разработка урока по теме “Почвы и их разнообразие”.

Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для обучающегося, так и для обучающего. И в связи с этим фактом следует отдельно отметить вопрос использования мультимедийных технологий, которые существенно влияют на характер подачи, а, следовательно, и на методы обучения.

Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.

Но преподавателю, решающемуся на использование мультимедиа средств на уроке, не следует думать, что с появлением компьютера и проектора в классе произойдет чудо. В образовании чудес не бывает, как в любой практической сфере деятельности. Действенный инструмент в неумелых руках приобретает обратные свойства, начинает мешать, отягощать и запутывать. Применяя, компьютер на уроке, следует реально отдавать себе отчет в том, какая преследуется цель и какие средства для ее реализации необходимом привлечь.[1]

Внедрение и использование мультимедиа-технологий в преподавании выявило ряд положительных сторон. Например, применение специального проектора позволило в ходе урока наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного продукта, в том числе с помощью слайд-презентаций. Такая организация занятий дает возможность экономить время, тем самым, интенсифицируя изложение учебного материала.

Мультимедиа-технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.

В своей работе я использую слайд-презентации, которые являются результатом проектной деятельности учеников. Мною были освоены программы Microsoft: PowerPoint, Word, Exsel, Adobe PhotoShop.

Создание презентаций с помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint не требует специальной подготовки и больших затрат. При этом учащиеся работают индивидуально или учитель использует компьютер, соединенный с демонстрационным экраном.

Презентации созданные с помощью данной программы, при необходимости могут быть легко дополнены или переделаны. Кроме информации, для демонстрации в презентации могут быть внесены динамические картинки, которые помогают понять суть явления или процесса, а также фильмы, демонстрирующие необходимые явления.

Создавая такие программы, я ставлю перед собой следующие цели:

  • Расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации. Учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально.
  • Дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал.
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.

Для уроков географии вместе с учащимися были составлены презентации по следующим темам: “Исландия”, “История открытия и освоения России”, “Климаты России”.

Литература

1. Конгресс конференций “ИТО-2003”. Сборник трудов. Часть 3, 4.М.: Просвещение, 2003.

Разработка урока.

Почвы и их разнообразие.

Цель урока:

1. Дать представление о почвообразовательных процессах.

2. Развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Ведущие понятия:

- факторы почвообразования,

- почвенные горизонты,

- почвообразующие процессы.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Постановка задач урока.

- Сегодня мы начинаем изучать новую тему “Почвы”. Тема рассчитана на 3 урока. В конце изучения темы вы должны будете знать главные особенности зональных типов почв, размещение их по территории страны.

Тема нашего сегодняшнего урока “Почвы и их разнообразие” (записать в тетради).

- Какие задачи на урок мы должны с вами поставить? (Определить почвообразующие факторы, состав почвы, строение почвы, механический состав, структуру почв).

3. Изучение нового материала.

- Вспомните, что такое почва?

Почва – это поверхностный слой земной коры на суше, обладающий плодородием. Почва – совершенно особое природное тело. Она состоит из многих компонентов, так как образуется и существует благодаря сложному взаимодействию литосферы, атмосферы и биосферы.

- Каким уникальным свойством она обладает? (Плодородием).

- Из каких частей состоит почва? (Диск География России: природа и население. 8 класс”, почва и ее состав).

Почва состоит из твердой, жидкой и газообразной частей и живых организмов.

Твердая часть почвы – это минеральные вещества и гумус (перегной).

Минеральная часть состоит из обломочных горных пород и минералов. Они слагают более 90 % объема почвы. Обломки имеют разные размеры. От них зависит механический состав почв.

Жидкая частьпочвенная вода, с растворенными в ней органическими и неорганическими соединениями. Почвенная вода заполняет поры между минеральными и органическими частицами. Основной источник воды в почве – атмосферные осадки. Часть поступающей воды стекает с поверхности или внутри почвы, часть испаряется. Но наибольшее количество почвенной влаги поглощается растениями.

Газообразная частьпочвенный воздух. Наряду с почвенной водой он заполняет поры и пустоты между почвенными частицами. Почвенный воздух отличается от атмосферного.

- Чем отличается? (В нем меньше кислорода, больше углекислого газа и паров воды).

- Как образуется углекислый газ? (Углекислый газ образуется в процессе жизнедеятельности живых организмов). - Изучением почв занимается наука почвоведение. Основоположником этой науки является Василий Васильевич Докучаев, всемирно известный русский ученый. Он продела огромную работу по изучению почв России.

- Чтобы понять, как образуются почвы, необходимо выявить причины этого, т.е. почвообразующие факторы. (Диск, почвообразующие факторы).

Формирование почв происходит в результате взаимодействия ряда факторов. Это почвообразующие породы, растительные и животные организмы, климат, рельеф, воды. От определенного сочетания перечисленных природных факторов зависит тип почвы, ее механический состав, структура, плодородие. Изменение любого из факторов приводит к изменению взаимодействия между ними и к формированию иной почвы.

В тетради. Почвообразующие факторы:

1. Почвообразующие породы.

Почвообразующие породы – каркас почвы. От них зависят многие механические и физические свойства почв. Почвообразующие породы влияют и на химические процессы. Самые распространенные почвообразующие породы на территории России – рыхлые отложения четвертичного возраста. Они покрывают более 80% ее территории.

2. Растения.

Растения синтезируют органическое вещество. Опадающие с деревьев листья, хвоя, кора, ветки и отмирающие травянистые растения, и их корни создают растительный опад. В почве растительный опад превращается в гумус. Огромную роль в этом преобразовании играют микроорганизмы. Они разрушают мертвое органическое вещество, накапливают некоторые элементы и способствуют образованию новых химических соединений. Эти соединения доступны для усвоения растениями и содержат необходимые им химические элементы (азот, фосфор, железо, калий и др.)

3. Животные.

Важное значение для почвообразования имеют и почвенные животные. Они перерывают и перемешивают почву, а также обогащают ее продуктами своей жизнедеятельности. Самая распространенная группа животных – черви. Они в течение нескольких лет полностью пропускают через свой организм всю почвенную массу. Благодаря животным почвы приобретают благоприятную структуру.

4. Климат.

Климат – один из важнейших факторов почвообразования. С ним связано обеспечение почвы теплом и водой. Каждому климатическому поясу соответствует определенный растительный покров. Под разными типами растительности формируются соответствующие зональные типы почв.

5. Рельеф.

Рельеф влияет на перераспределение тепла и атмосферных осадков, поступающих на поверхность суши. Значительные изменения высоты местности приводят к изменениям климата. Поэтому в горах происходит закономерная смена почв в соответствии с высотной поясностью. Однако на особенности почвенного покрова воздействуют не только крупные, но и средние и даже мелкие формы рельефа. На равнинах в понижениях рельефа образуются почвы, отличающиеся от почв более высоких водораздельных участков. Это происходит потому, что выпавшие атмосферные осадки частично стекают в пониженные места. Грунтовые воды здесь располагаются ближе к поверхности, и почвообразование происходит под их влиянием.

6. Воды.

При недостаточном атмосферном увлажнении грунтовые воды минерализованы. Поэтому почвы пониженных форм рельефа в степях, полупустынях и пустынях засоляются. Засоление происходит за счет подъема к поверхности минерализованных вод. При их испарении почвы обогащаются карбонатами, гипсом, легко растворимыми солями. Так образуются солончаки. При избыточном атмосферном увлажнении в условиях близкого залегания грунтовых вод образуются торфяно-болотные почвы.

7. Время и деятельность человека.

Особые факторы образования почв – время и хозяйственная деятельность человека. Возникновение почвы – процесс длительный. За 100 лет ее мощность увеличивается всего на 0,5-2 см. Поэтому почвы формируются тысячелетиями. Фактор хозяйственной деятельности человека отличается от всех остальных. Во-первых, он не является природным. Во-вторых, человек воздействует на почву целенаправленно. Он изменяет ее в соответствии со своими потребностями. По мере развития науки и техники преобразование почв человеком усиливается.

- Основными свойствами почв являются: (Диск, свойства почв).

  • Плодородие.

Исключительно важное значение для плодородия почв имеет гумус. В нем накапливаются в доступной для растений форме элементы питания: азот, фосфор, кальций, калий, железо, сера и др. Чем больше в почве гумуса, тем выше содержание питательных веществ. Количество гумуса в почвах закономерно изменяется в зависимости от географических условий. Максимальные запасы гумуса образуются в почвах тех природных зон, где количество атмосферных осадков близко к испаряемости и невысоки среднегодовые температуры. Такие условия на территории России существуют в природных зонах лесостепей и степей. Образующиеся здесь черноземы считаются самыми плодородными почвами. Содержание гумуса в них составляет 7-10% от массы почвы. В сухих степях и полупустынях увлажнение меньше, а температуры выше. Это приводит к уменьшению запасов гумуса. Количество гумуса уменьшается также при увеличении увлажнения и понижении температуры – в природных зонах лесов России.

  • Структура.

В почвах помимо плодородия важна их структура, т.е. строение.

Отдельные частицы в почвах обычно склеены гумусом и глинистым веществом в комочки. Такое строение называется структурой почвы. Форма, размеры и прочность комочков различны. Прочность зависит от количества гумуса и глинистых частиц. Форма комочков дает структуре название: зернистая, ореховатая, комковатая, пылеватая, призматическая и др.

В тетради. Структура почв.

1. Зернистая.

2. Ореховатая.

3. Комковатая.

4. Пылеватая.

5. Призматическая.

6. Листовая.

7. Пластинчатая.

8. Столбчатая.

От структуры зависит способность почвы пропускать и удерживать влагу, а также активность газообмена с атмосферой. Поэтому хорошая структура – одно из условий плодородия почв. Лучшими являются зернистая и мелкокомковатая структуры, характерные для черноземов. При такой структуре в почве много пустот и пор. Корни растений легко снабжаются воздухом и влагой. Если глинистых частиц и гумуса в почве мало, то она не имеет структуры. Бесструктурны песчаные и часто супесчаные почвы. Впитывая влагу, такие почвы образуют сплошную вязкую, липкую массу. Это препятствует проникновению воздуха и влаги и задерживает рост растений. Такие почвы не плодородны.

- Почвы различаются по механическому составу – по соотношению различных по размеру минеральных частиц. Механический состав почв – это соотношение минеральных обломков разного размера. Если самых мелких (глинистых) частиц больше 30%, то почвы глинистые. При содержании глинистых частиц от 10 до 30% – почвы суглинистые, от 3 до 10% – супесчаные и менее 3% – просто песчаные. Почвы, в которых много крупных обломков, называют щебнистыми или каменистыми. Такие почвы распространены в горах, каменистых пустынях. Механический состав влияет на пористость почвы, содержание влаги и воздуха. Песчаные почвы легко пропускают воду и воздух и легко обрабатываются. Но они быстро высыхают и содержат мало питательных веществ. Глинистые почвы, наоборот, плохо проницаемы для воды и воздуха, тяжело обрабатываются, зато богаты химическими элементами, необходимыми для питания растений.

В тетради. Почвы по механическому составу:

1. Глинистая.

2. Суглинистая.

3. Супесчаная.

4. Песчаная.

5. Каменистая.

(Диск, строение почвы).

- В формировании почв принимают участие процессы выветривания, процессы образования гумуса и процессы передвижения органических и минеральных соединений в пределах почвенного профиля. Эти три группы процессов определяют образование в вертикальном разрезе почв несколько связанных между собой слоев – почвенных горизонтов. Горизонты обосабливаются постепенно в процессе формирования почвы. Они не имеют резкой границы и переходят один в другой постепенно. Почвенные горизонты отличаются друг от друга содержанием гумуса, механическим и химическим составом, цветом, структурой. Каждому горизонту присвоено буквенное обозначение. В различных типах почв горизонты существенно отличаются. Однако в строении почвенного профиля можно выделить и общие черты.

Верхний горизонт - гумусовый - обозначается символом А1. В горизонте происходит преобразование растительных остатков и накопление почвенного гумуса. Здесь особенно много почвенной фауны и микроорганизмов. Цвет горизонта темный от содержания перегноя. В нижней части светлеет, так как количество гумуса уменьшается сверху вниз. Мощность горизонта меняется в различных почвах от нескольких сантиметров до одного метра.

Ниже горизонта А1 находится переходная часть профиля. Здесь происходит постепенный переход от гумусового горизонта к почвообразующей породе. Эта часть профиля в зависимости от физико-географических условий состоит из одного или двух горизонтов. Если атмосферных осадков много, выделяется два горизонта: вверху - А2 и внизу - В. В случае невысокого увлажнения переходная часть профиля состоит из одного горизонта В.

Горизонт А2 - это горизонт вымывания. Отсюда из-за большого количества осадков, просачивающихся вниз по профилю, вымываются органические и минеральные соединения, и даже глинистые частицы. Поэтому горизонт имеет светлую белесую окраску, напоминающую цвет золы. Из-за этого сам горизонт А2 и почвы, в которых он четко выражен, получили название подзолистых.

Горизонт В - горизонт вмывания. Сюда попадают (вмываются) глинистые частицы и часть химических соединений, выносимых из горизонта А2. Поэтому горизонт В выделяется более темной окраской и высокой плотностью. Если в почвенном профиле отсутствует горизонт вымывания А2, то горизонт В называется просто переходным.

Горизонт С - это та порода, на которой образуется почва, т.е. почвообразующая порода. В верхней части горизонта еще заметны следы почвообразования. Ниже эти следы исчезают.

4. Закрепление материала.

Диск, практика, задание 1,2.

5. Рефлексия.

-Удалось ли выполнить задачи урока?

-Что было сложно?

-Что не вызвало затруднений?

-Что понравилось на уроке?

-С чем были не согласны?

7. Итог урока. Оценки.

8. Д/З. параграф 22.