Урок-обобщение по теме: "Русь во времена монголо-татарского нашествия", интегрированный урок история - информатика в 10-м классе

Разделы: История и обществознание, Информатика


  1. класс

“Обобщающий урок по теме:

Русь во времена

монголо – татарского нашествия”

Соавтор: учитель информатики Николенко В.В.

Нельзя считать культурным того человека, который не знает историю своей Родины, своего народа.

Цель урока:

Повторение пройденного материала по теме “Русь во времена монголо – татарского нашествия”, практическое знание карты.
Демонстрация межпредметной связи, разнообразия форм и методов проверки знаний учащихся.
Развитие интереса у учеников к изучению предметов общественного и прикладного циклов.
Проверка у учащихся умения работать в некоторых прикладных программах операционной системы Windows, знание файловых операций.

Оборудование:

Персональный компьютер (7 шт.), мультимедийный видеопроектор, видеомагнитофон, раздаточный материал к карте, именной кроссворд, алгоритм в виде блок-схемы.

Раздаточный материал

Ход урока.

Организационный момент.
Вступительное слово учителя информатики.

Сегодня вы присутствуете на интегрированном уроке информатики и истории. Цель урока - продемонстрировать, каким образом можно применить приобретённые на уроках информатики умения и навыки для проверки ваших знаний по истории. При организации урока мы использовали разные формы и методы проверки ваших знаний, чтобы продемонстрировать прикладной характер информатики для охвата наибольшего объёма материала. Это работа в графическом редакторе, работа с тестом, исследование информации в виде алгоритма.

Вступительное слово учителя истории.

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

Сегодня на уроке мы подведём итог изучения темы “Русь во времена монголо – татарского ига”. Цель нашего урока: проверить ваши знания, полученные на предшествующих уроках по данной теме. Это знание карты, основных событий, а так же личности русских князей, сыгравших решающую роль в истории нашего государства.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, как всё начиналось в 1237 году.

Учитель информатики включает (с использованием видеомагнитофона) первый видеосюжет, демонстрирующий порядок захвата русских княжеств монголо – татарским войском.

Учитель информатики:

– Ребята, просмотрев видеокадры, вам необходимо будет выполнить за компьютером следующее задание: в графическом редакторе Paint необходимо открыть файл Карта.GIF , где находится заготовка “рис.2”.

Карта 1

Повторение: Пуск ® Программы ® Стандартные ® Paint.

Файл ® Открыть ® Карта.GIF

  • Вам необходимо вспомнить, в каком порядке завоёвывались русские княжества монголо – татарами. На раздаточном материале “рис.1” цветовой палитрой указан порядок окраски соответственно последовательности завоеваний. Так же вам нужно будет подписать завоёванные княжества.

Учащиеся пересаживаются за РМУ парами, в течение 7 мин. выполняют задание.

Ученики, выполнившие работу раньше остальных, получают раздаточный материал с именным кроссвордом для заполнения (индивидуально) “рис.4”.

Кроссворд

По истечении времени, картинки учеников сравниваются с правильно окрашенной картой, высвеченной с РМП на экран видеопроектора “рис.3”. Анализ работы по карте проводит учитель истории.

Карта 2

Учитель информатики:

  • Знания основных событий и фактов поможет вам проверить тест, который можно запустить с Рабочего стола – файл Тест.ехе.

Программа “Тест” содержит 30 вопросов . Случайным образом производится выбор 15-ти вопросов, получив ответы на которые, программа сама высвечивает на экран оценку.

Тест.

Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году

Мамай
Батый
Чингисхан
Тохтамыш

Какой город монголо-татары назвали “Злым городом”

Торжок
Рязань
Козельск
Владимир

Основная задача баскаков на Руси

сбор дани
управление русскими княжествами
распространение ислама на Руси
развитие торговых связей

От налогов монголо-татары на Руси освободили

дворянство
купечество
холопов
духовенство

Сбор дани переходит к русским князям с

1327 г.
1374 г.
1380 г.
1241 г.

В каком году князь Дмитрий прекращает выплату дани

1374 г.
1382 г.
1478 г.
1327 г.

Битва на реке Воже произошла

1380 г.
1377 г.
1378 г.
1365 г.

В результате какой битвы войско Мамая прекратило своё существование

на реке Пьяне
на реке Дон
на реке Воже
на реке Угре

Освобождение Руси от монголо-тататарского ига произошло при князе

Иване III
Дмитрии Донском
Иване Даниловиче
Александре Невском

Что получил московский князь в награду за подавление восстания в Твери от хана Узбека

Тверь и Новгород
Можайск и Коломну
Можайск и Переяславль
Новгород и Кострому

Какому ханству, как преемнице Золотой Орды Русь выплачивала дань со второй четверти XV века

Казанскому
Большой Орде
Ногайской Орде
Крымскому

Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с менголо-татарами

половцы
печенеги
византийцы
гунны

Из какого города в Москву переехала митрополичья кафедра

Тверь
Новгород
Владимир
Рязань

Какой хан возглавил монголо-татарское войско во время “стояния” на реке Угре

Узбек
Мамай
Ахмед
Тохтамыш

Куликовская битва произошла

8 октября 1380 г.
8 сентября 1380 г.
8 сентября 1480 г.
26 августа 1380 г.

Какой хан возглавил войско менголо-татар в Куликовской битве

Узбек
Батый
Мамай
Чингисхан

Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске

Новгород
Смоленск
Чернигов
Москва

Ям – это

падать с плуга
сбор для поддержания почтовой службы
сбор для поддержания войска
подать с земельного надела

Монголо-татары начали перепись населения Руси с

Новгородской земли
Киевского княжества
Суздальского княжества
Рязанского княжества

Вторая волна монголо-татарского нашествия на южные княжества Руси начинается в

1237 г.
1241 г.
1223 г.
1239 г.

В каком году Иван III прекращает выплату ордынцам

1478
1374
1480
1327

“Стояние” на реке Угре было в

1380 г.
1237 г.
1480 г.
1378 г.

На какой реке дважды состоялись серьёзные столкновения монголо-татар с русскими войсками: в первый раз в пользу Руси, во второй в пользу монголо- татар

р. Непрядва
р. Пьяна
р. Воже
р. Угре

Митрополичья кафедра из города Владимира в Москву переехала при князе

Иване Даниловиче
Дмитрии Донском
Иване III
Данииле Александровиче

Какой монголо-татарский хан в 1382 году захватил и сжёг Москву

Мамай
Узбек
Ахмед
Тохтамыш

Что послужило сигналом к началу сражения в Куликовской битве

выстрел
звуковой сигнал
поединок русского и ордынского богатырей

Последний монголо-татарский хан, пытавшийся покорить Русь

Ахмед
Мамай
Тохтамыш
Бегич

Битва на реке Калке произошла

31 мая 1322 года
8 сентября 1237 года
1 сентября 1322 года
31 мая 1223 года.

Учащиеся пересаживаются за парты.

Учитель истории:

  • Русские земли во II четверти 13 века попали в вассальную зависимость от Золотой Орды, которая осуществлялась в различных формах и поддерживалась с помощью постоянного террора. Внимание на экран.

Включается второй видеосюжет.

Сведения о событиях тех лет дошли до нас в летописях, в народном фольклоре, а вам даётся возможность определить является ли каждое событие, включённое в блок-схему, истинным или ложным. Вспомним свойства информации.

Учащиеся перечисляют:

достоверность,

истинность,

понятность,

ясность,

актуальность,

ценность.

Блок-схемы предложены в двух вариантах, на работу отводится 5 мин.. Результатом выполнения блок-схемы должна быть одна из дат “рис.5”. Далее учащиеся проводят взаимопроверку.

Блок-схема

 

Анализ проводит учитель истории по изображению блок-схемы, высвеченной на экране видеопроектора.

Дом. задание по истории: подготовить сообщение по теме “Последствия ордынского ига для Руси”, подумать над вопросом “Можно ли считать освобождение от ордынского ига закономерным итогом объединения Руси” свой ответ аргументируйте.

Дом. задание по информатике: составить блок-схему, состоящую из аксиом и теорем геометрии.

Подведение итогов: анализ урока учащимися, учителя озвучивают оценки.