Чтение буквы "Сс" в различных буквенных позициях

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Цели урока:

  • Формирование у учащихся навыков чтения буквы Сс в различных буквенных позициях.
  • Развитие навыков самоконтроля, анализа ситуации и умения применить полученные знания в нестандартной ситуации.

Оборудование:

  • Классная доска.
  • Схема "Правило чтения буквы Сс".
  • Цветные мелки, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

1. Приветствие, создание рабочей обстановки и доброжелательной психологической атмосферы на уроке.

Teacher: Hello, my dear little friends! I`m glad to see you again. How are you today?

Pupils: Fine, thank you.

Teacher: OK. Sit down, please. Let`s start our lesson. Now, please, calm down and show me your books, copybooks, dictionaries, pens, pencils and color pencils. Good, I see you are ready.

2. Повторение материала и проверка домашнего задания: повторяем чтение английских слов с помощью транскрипции.

Teacher: А теперь посмотрим, как вы помните знаки, обозначающие звуки, и как вы умеете читать английские слова с помощью этих знаков. Напомните мне, пожалуйста, как такие знаки мы называем?

Pupils: Они называются транскрипцией.

Teacher: Правильно. That`s correct. А зачем нужна транскрипция?

Pupils: Она помогает правильно прочитать и произнести английское слово.

Teacher: Верно. You are right. Теперь посмотрите на доску и прочитайте данные слова с помощью транскрипции. Now look at the blackboard and read these words. Слушаем внимательно друг друга, не мешаем своим одноклассникам, а помогаем лишь тогда, когда я скажу – "Help".

Ученики читают слова, написанные на доске по транскрипции.

3. Введение нового материала.

Teacher: Very good. Я вижу, вы уже хорошо узнаете транскрипционные знаки и легко можете прочесть английское слово с помощью транскрипции. Но мы также можем прочесть некоторые английские слова без транскрипции – это слова с открытым и закрытым типом слога. Ребята, приведите примеры таких слов.

Pupils: Name, face, take, place, my, he, be, nice, five, like, nose, no, rose – I тип (открытый).

Stop, it, bed, pot, let, top, ten, pen – II тип (закрытый слог).

Teacher: Молодцы! Good! Но есть такие буквы, мы назовем их "шпионы", которые очень хитрые, вынуждены часто маскироваться, чтобы запутать нас. Они мешают нам прочесть слово правильно. Такие буквы-шпионы читаются по-разному. А чтобы правильно прочитать слово с такой буквой, нужно сначала выяснить, какие буквы окружают ее.

Вы должны быть сегодня особенно внимательны, и овладеть методом работы опытных разведчиков. Вы узнаете, как нужно разоблачать буквы-шпионы, как добывать нужную информацию и прочитать слово с коварной буквой правильно.

4. Предъявление нового материала и практика чтения буквы С.

Teacher: В результате тщательно спланированной операции наши агенты-разведчики выследили одну такую "шпионку" – это хорошо известная вам буква С [si:]. Наши разведчики поймали эту букву, допросили и передали нам всю секретную информацию о ней, чтобы мы могли уже беспрепятственно читать все слова с данной буквой.

Ребята, как выяснилось в результате долгих наблюдений за "шпионкой", буква С перед гласными буквами e, i, y читается как [s], а во всех остальных случаях, как [k] (учитель объясняет по схеме - рис.1). Запишите эту информацию в тетрадях с помощью схемы, которую передали нам наши агенты, и хорошо запомните ее, чтобы впредь не попасться "на крючок".

Рис. 1

Рис. 1

А сейчас запишем те слова, в которых удалось уже разоблачить эту букву и правильно прочитать это слово:

ice [ais] cat [kt]
cell [sell] can [kn]
cent [sent] cup [kp]
pence [pens] class [kla:s]
city [siti] clock [klok]

Прочитайте эти слова по транскрипции, обращая внимание на слово в целом и, особенно, на букву С. Почему она здесь произносится именно так? Схема, которую мы получили от разведчиков, поможет вам.

Ученики читают слово, объясняют чтение буквы С по правилу, а затем класс хором читает слова за учителем.

Teacher: Good! Усложним задачу. Я стираю транскрипцию с доски, а вы закрываете схему. Close your books and copybooks. Посмотрим, насколько хорошо вы усвоили правило и проверим вашу память. Можете ли вы быть хорошими разведчиками?

Ученики пытаются прочитать слова без помощи транскрипции, объясняя чтение буквы С в слове.

5. Закрепление материала.

На доске в строчку написаны слова, но случаи чтения буквы С перемешаны и добавлены некоторые новые слова: ice, cat, can, cell, clock, city, cock, cent, pence, cup, cut, center, class.

Teacher: Я показываю на слово, а вы самостоятельно определяете: если буква С читается как [s] – stamp your feet; если как [k] – clap your hands.

Ученики выполняют задание и объясняют, почему они хлопали или топали.

Teacher: Very good! Я вижу, что вы уже вполне овладели навыками работы разведчиков и вам удается распознать "шпионку" С. Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохнем. Let`s have a little break (поем песенку-зарядку "Clap your hands" в сопровождении магнитофонной записи).

6. Домашнее задание. Контроль за усвоением материала.

Teacher: Well. Мы отдохнули, но теперь вам предстоит провести сложную операцию по разоблачению "шпионов" под кодовым названием "Найти и обезвредить". Ведь существует много незнакомых вам слов, где скрывается буква С. Дома вам необходимо выявить ее и рассекретить, в чем поможет вам выученное сегодня правило чтения буквы С в разных позициях (см. схему). Выпишите в два столбика данные слова: city, care, place, cage, space, clip, ice, price, mice, code, cycle, cry, stick, click, clap, club.

В первый столбик поместите те слова, в которых буква С читается как [s], во второй столбик слова, где С читается как [k]. Цветными карандашами выделите "букву-шпионку" и графически объясните, почему вы отнесли слово к первому или второму столбику так, как мы это делали в классе. Данная схема поможет вам (см. рис.1).

7. Подведение итогов урока.

Teacher: Ребята, было интересно рассекречивать "шпиона"? Did you like it? Was it interesting? Трудно было это делать? Но теперь вам нечего бояться, потому что вы знаете, как правильно прочитать букву С в английских словах. Давайте вместе еще раз проговорим это правило.

Ученики проговаривают правило вместе с учителем по схеме, а затем учитель просит некоторых учеников повторить это правило самостоятельно.

Teacher: Но будьте бдительны, всегда помните это правило. Если вы хотите стать хорошими разведчиками, хорошо знать английский язык, то должны быстро и правильно распознавать буквы-шпионы в разных ситуациях и соответственно правильно прочитать это слово. Продолжайте дома агентурную работу.

 Примечание: Можно организовать подобный урок на правило чтения еще одной "шпионки" – буквы Gg.