Нетрадиционные формы проведения уроков чтения и русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Обобщающий урок по теме "Волшебница зима".

Рисунок 1

Цель урока:

обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям по теме “Волшебница зима”,
отработать навыки выразительного чтения; развивать речь учащихся; привить интерес к высокохудожественному поэтическому слову, к русской поэзии;
показать всю красоту русской земли, русской природы.

Оборудование:

рисунки детей на тему “Зима”,
картины русских художников на тему “Зима”,
портреты поэтов: И.Никитина, С.Есенина, Н.Некрасова, А.Пушкина;
костюмы Зимы, Весны;
музыкальное оформление.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

1. Вступительное слово учителя:

– Ребята, у нас сегодня необычный урок. Через несколько дней мы попрощаемся с одним из интересных и радостных времён года – зимой. Зима – это много снега, трескучие морозы, весёлые праздники: Новый год, Рождество. И этот урок мы посвящаем “Волшебнице зиме!” Мы вспомним с вами стихи, которые написали великие русские поэты, вдохновлённые красотой матушки-зимы.

Вспомним всё по порядку.

Учитель:

В сказке – загадке старик –годовик
Нам новую тему открыл,
А русский поэт Никитин Иван
О встрече зимы известил.

1 уч.: – от начала до слов “…на дворах и на домах…”

2 уч.: – продолжает до слов: “…Здравствуй гостья - зима!”

Учитель:

По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой,
Снег стелила розовый.

Входит девочка в костюме зимы, разбрасывая снежинки, звучит музыка, на экране слайды с зимними пейзажами.

Её встречает ученица, кланяется и читает стихотворение:

3 уч.: от слов “…Здравствуй, гостья - зима!” и до конца.

Зима (в руках у неё шкатулка с портретами поэтов): - Здравствуйте, ребята. Я рада, что вы пригласили меня на урок. У Вас очень красиво. Столько интересного! А это кто? (показывает на портрет С. Есенина)

Учитель:

Никак неотделимы
Есенин и природа
В его стихах любимо
Любое время года.

С. Есенин “Воробьишки”. (Читают 4 и 5 ученики)

Беседа гостьи-зимы с ребятами по рисункам на выставке о зиме. Благодарит ребят за то, что они любят зиму.

Учитель:

Мороз, как хозяин, по лесу шагает,
Он вьюги и холод принёс.
Не зря воеводой его называет
Некрасов в поэме “Мороз – Красный нос”

Н.Некрасов “Не ветер бушует над бором…” Читают 6 и 7 ученики.

6 уч.(в костюме Деда Мороза):

– Ребята, а какая у вас самая любимая игра?

Дети:

– В снежки!

Мороз:

– Вы знаете песню об этой игре?

Дети:

– Да! (поют)

“Снег, снежок, засыпал весь лужок,
Играть в снежки торопимся,
Становимся в кружок…”

Мороз: (довольный, хлопает) Молодцы!

Учитель:

Вечер. Вьюга злиться, плачет , воет,
Няня приумолкла у окна.
Спой, старушка, что-нибудь родное,
Пушкину сегодня не до сна.

8 уч.:читает стихотворение А.Пушкина “Зимний вечер”.

Учитель:

Утром всё в природе изменилось.
Вьюга стихла, зимний лес молчит.
А на небе солнце появилось,
Снег от солнца розовый блестит.

Ученик читает стихотворение А.Пушкина “Зимнее утро”

Учитель:

Снова Пушкин, он сегодня с нами,
Пишет про мальчишек, радостный народ,
Звучно режут лёд они коньками,
Весело встречают Новый год.

Ученик читает стихотворение А.Пушкина “Опрятней модного паркета…”

Зима:

– Ребята, какие Вы молодцы! На память вот вам мои снежинки за ваши прекрасные ответы. Мне пора прощаться. Время бежит…

“…Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!” (А. Майков “Весна”)

Звучит музыка. Входит девочка в костюме Весны.

Зима: Вот тебе моя волшебная палочка. Бери её и будь хозяйкой. До встречи, ребята! (Уходит)

Учитель: На этом мы заканчиваем наш урок. Спасибо за работу, за великолепное чтение!

Творческая игра по теме "Состав слова".

Цель:

обобщить полученные знания и выявить то, над чем ещё надо работать;
повысить уровень языкового запаса слов;
расширить кругозор; развивать творческую инициативу;
воспитывать взаимопонимание во время игры.

Оборудование: цилиндры с условными знаками: корень, приставка, суффикс, окончание; кузовок, схема” Состав слова”, 2 дерева /рисунок/ и листочки.

Предварительное домашнее задание:

1. Посмотреть в словаре значение слов ведьма, медведь.
2. Ответить на вопрос: ”Какого цвета курочка ряба?”.
3. Во время урока итоги подводит Корней Корнеевич /родители уч-ся/. Дети за правильные ответы получают жетоны. За наибольшее количество набранных жетонов оценка 5. Каждое задание выполняется на отдельном листе.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:- Ребята, сегодня мы будем играть. Игра по русскому языку и тема” Состав слова”. Цель игры – определить знатоков этой темы. Поможет нам в этом профессор Корней Корнеевич и его помощники Приставкина, Суффиксович, Окончалкин /родители ребят, на голове которых шапочки-цилиндры/. Они приготовили сюрпризы для тех ребят, которые лучше всех будут справляться с заданиями.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель:

– Какое домашнее задание было задано?

Дети:

– Определить значение слов ведьма и медведь.

Учитель:

– Являются ли эти два слова родственными?

Дети:

– Слова ведьма и медведь родственные. Они произошли от одного и того же слова ведать, т.е. знать. Ведьма – знающая, знахарка. Когда-то это слово было хорошим, ведь ведьма знала лекарственные травы и как ими лечить. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало обозначать плохого человека. Медведь – зверь, который знает, ведает, где находится мёд.

Учитель:

– Молодцы! Назовите корни в этих словах.

Дети:

– Корень – вед –

Учитель:

– Какого цвета курочка Ряба? Почему её назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?

Дети:

– Рябая – это значит пёстрая или рябая.

Учитель: Хорошо, вы справились с домашним заданием на отлично.

3. Конкурс “ Наполни кузовок “  /уч-ся пишут слова, выделяя корни/.

Рисунок 2

Учитель:

– Чтобы наполнить этот кузовок, нужно вписать в пустые клеточки отгадки, которые являются названиями ягод, а чтобы вам было легче, я загадаю вам загадки.

4. Загадки.

  • В сенокос горька, а в мороз сладка.
    Что за ягодка? /Рябина/.

– Почему её так назвали? /Показ рисунка рябины/.

Дети:

– Сочетание ярко-зелёных листьев и оранжево-красных – ягод.

Учитель: Как вы думаете, какой корень?

Дети:

– Ряб или рябин? Кто же прав?

Учитель: От корня может образоваться новый корень. Суффикс –ин– так прирос к ряб, что получился новый корень –рябин–. А из него выросли новые слова. Напишите за 1 минуту эти новые слова/ можно устно, на доске, сам-но/.

Дети: Рябина, рябинка, рябинник, рябиновый, рябинный.

  • Вкус у ягоды хорош,
    Но сорви её поди-ка:
    Куст в колючках, будто ёж, –
    Вот и назван …(ежевика).

Учитель:

– Какой корень в слове ежевика? (Ёж).

  • Я капелька лета на тоненькой ножке.
    Плетут для меня кузовки и лукошки.
    Кто любит меня тот и рад поклониться.
    А имя дала мне родная землица. (Земляника).

Учитель:

– Какой корень в этом слове? (Земл).

Молодцы! Вот мы и заполнили кузовок.

5. Новые знания. Знакомство со словарём.

Учитель: Ребята, не всегда происхождение слова так ясно и понятно, иногда бывает трудно найти корень в слове. Ведь одни слова имеют старинное происхождение, другие пришли к нам из иностранного языка. В этом случае на помощь приходят словари. Писатель Л. Успенский написал такой словарь для школьников. Он называется “ А почему не иначе?” Из него вы можете узнать о происхождении незнакомых или непонятных словах.

/Показывается словарь, для примера находится значение 2-3 слов/.

6. Составление семейки слова Русь.

Учитель:

– Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Учитель:

– А как она называлась в стародавние времена?

Дети:

– Русь.

Учитель:

– А почему именно так назвали нашу страну?

Учёные высказывают много версий. Я вас познакомлю с версией учёного лингвиста Е. Романовского “ Русло – ложе реки, по которой оно течёт. Следовательно – это сторона, где много рек и озёр, а русский это человек, живущий у воды”.

– Подберите семейку слов, родственных слову Русь.

Дети:

– Русь, русские, Россия и т. д.

Учитель:

– А теперь разберём слово русские по составу. /Используется схема-опора/

Рисунок 3

7. Конкурс “ С какого дерева упали листья”.

Учитель:

– Наступила осень. С деревьев осыпались листья и разлетелись. Угадайте, с какого дерева какие листья упали.  (У слов такие корни, как у деревьев).

Рисунок 4

1 вариант собирает листья первого дерева.

2 вариант собирает листья второго дерева.

Слова, которые написаны на листьях:

1в. – водник, водоём, половодье, заводь, водокачка, водоворот, водолаз, водопой, водоросль, водоём.

2в. – водитель, наводчик, заводной, вожатый, поводок, провод, завод, заводила, вводный.

Учитель: Ребята, один листик приземлился на мой стол. Что на нём написано? Прочитайте.

Дети:

– Водопровод.

Учитель:

– С какого дерева этот листок?

Дети:

– Он может быть и с первого и со второго, (рассуждения детей).

Физкультурная пауза.

Нежный маленький бутон,
Свёрнут туго-туго он (руки прижаты к груди)

Солнце луч ему протянет –
И бутон гвоздикой станет (руки вверх, на носочки).

Учитель:

– Почему так назвали гвоздику?

Дети:

По форме она похожа на гвоздь.

Учитель:

– Какой корень в этом слове?

Дети:

– Гвозд.

8. Игры с приставками. “Приставка или нет?”

Учитель: / слова написаны на доске/

– Выпишите только слова с приставками.

Задание: Дописать, дождливый, осиновый, оберегать.

– Почему не записали дождливый, осиновый?

9. Окончание. “Кто точнее?”

Учитель:

– В одной графе даны слова без окончаний, надо изменить слово, выделить окончание.

Например: Стол , столы, у стола.

10. Подведение итогов. Награждение знатоков К.Корнеевичем.

Учитель:

Ребята, понравился вам наш урок? Не ленитесь, старайтесь больше узнать. Всего доброго! Спасибо, ребята, вам за урок! Молодцы!