Секреты мстёрских мастериц

Разделы: Технология


Цель урока: познакомить учащихся с новой техникой вышивки: гладьевым швом в традициях мстерских вышивальщиц на примере “Владимирского шва”.

 Задачи урока

  • Закрепить имеющиеся знания. Освоить на практике элементы нового шва;
  • Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям;
  • Развивать навыки вышивания на новом шве.

 Оборудование урока

 Для учителя: Доска, стол, манекен, плакаты с изображением этапов выполнения шва, композиции “Владимирского шва”; кнопки, бумага, фломастер или краски. Работы, выполненные “Владимирским швом”. Фотографии вещей, выполненных старыми мастерами.

Для ученика: Альбом или тетрадь, карандаши, фломастеры, ручка, линейка, пяльцы с запяленным образцом и переведенным рисунком. Нитки: красные, желтые, синие, зеленые мулине, иголка № 6.

План урока

  1. Организационный момент. Постановка цели урока и объяснение задач (2 мин.).
  2. Теоретический раздел: объяснение нового материала (15 мин.)
  3. Практический раздел: работа учащихся.
  4. а) запись основных понятий в тетрадях (8 мин.);

    б) зарисовка элементов “Владимирского шва” (20 мин.);

    в) переход к выполнению практической работы с индивидуальным показом учителя (40 мин.). Два листика - новая тема и 1 стебельчатый шов из пройденной темы.

  5. Заключительный раздел занятия. Подведение итогов с разъяснением ошибок и исправлений (5 мин.).

Речь учителя

Визуальный ряд

Речь ученика

Методические

примечания

1

2

3

4

Здравствуйте, ребята! Давайте проверим вашу готовность к уроку. Если что-то из необходимого отсутствует, подойдите и возьмите из материального фонда кабинета.

Сегодня у нас с вами новая тема “Владимирский шов”. Мы познакомимся с историей его возникновения, особенностью построения композиции, а также выполним практическую работу.

На прошлых занятиях вы узнали и научились вышивать…, которая относится к виду глади и выполняется по рисовке. Продолжая изучать виды глади, мы подробно остановимся на “Владимирском шве”

В поселке Мстера Вязниковского района Владимирской области во II половине XIX века активно развивается вид гладьевой вышивки – “Владимирские швы”.

В 1923 г. возникает артель им. 8 марта и позже артель им. Н.К. Крупской. Эти фабрики стали выпускать изделия с “Владимирским швом”.

Эта вышивка применяется в крупных декоративного назначения вещах: панно, занавеси, портьеры, столовые принадлежности (скатерти, салфетки), диванные наволочки. Позже стали выпускать одежду (платья, жилеты, халаты), сувениры.

Мастера и художники этих фабрик работали над вышивкой растительного характера.

Пример № 1. Наволочка – мастерица Малышева, 1930г., п. Мстера.

Пример № 2. Наволочка. Характерный орнамент для “Владимирского шва” 30-х годов.

А так же мастера создавали сюжетные композиции.

Пример № 3. “Челюскинцы” – полотенце. Мастерица Сорокина. Артель им. Н.Крупской.

На фабриках работают группы талантливых мастеров и художников: Н.И. Коткова, Э. Ерофеева… Они следуют за старыми мастерами и заслуженными художниками РСФСР. Замечательным мастером-художником была Т.М. Дмитриева–Шульпина, автор многочисленных произведений.

Среди них особенно известно панно “Орден Победы”. Особенность этой вышивки в характере построения композиции. Растительный орнамент в основном крупного размера, сочные гибкие стебли с крупными декоративными цветами и листьями, свободная манера передачи растительных узоров, состоящих из стилизованных ягод, яблочек, цветов, листиков, нередко в узоры вплетаются стилизованные изображения птиц, животных, людей, создающие причудливый орнамент.

Для “Владимирского шва” характерно огненно-красная гамма основного узора, куда вводились золотые, голубые и изумрудные тона. Они заполняли небольшие мотивы или выступали в виде различных узорных сеточек, а также выделяли сердцевину крупных сказочных цветов.

Середину цветов украшают декоративными разделками: счетным шитьем и накладными сетками. Для этого сначала натягивают горизонтальные, потом вертикальные стежки через всю середину цветка. Затем косыми стежками или крестиками закрепляют места их пересечения. Сетки выполняют нитками разных цветов, что придает узору особенную красочность. А также для обогащения вещи вводятся как в дополнение различные полоски, выполненные росписью, полукрестом, счетной гладью, козликом, мережкой. Всевозможные владимирские кисточки добавляются к основной вышивке.

А теперь рассмотрим последовательность вышивания. Вышивка выполняется по рисовке.

Вопрос: Какая вышивка выполняется так же, из простейших видов швов?

“Владимирский шов” – односторонняя вышивка, шьется большими стежками, нитками мулине (в 6 ниток). Стежки при выполнении идут все время от края к центру и от центра к краю, плотно прилегая друг к другу. На лицевой стороне получается узор, а на изнаночной – небольшие переходы, пунктир – эту технику называют верхошов. Выполняется он на сукне, льне. При выполнении “Владимирского шва” используют иглу № 6.

На таблице показана последовательность вышивки листьев и цветка.

Первое с чего мы начинаем это выполнение: наметка внутри листочка. Мулине в 6 ниток вставляем в иглу с большим ушком под № 6 и закрепляем нитку на кончике малого рисунка (внутри листочка). Большой стежок выполняется за контуром рисунка (синьки), маленький – по контуру.

Открываем альбомы и тетради и записываем основные пункты сегодняшнего материала.

“Владимирский шов” – это название народной вышивки Владимирской области. Фабрики, выпускающие изделия “Владимирским швом” находятся в поселке Мстера:

  1. Фабрика им. 8 марта;
  2. Фабрика им. Н.К.Крупской.

Мастера-художники: Малышева, Сорокина, Коткова, Ерофеева, Дмитриева – Шульпина.

“Владимирский шов” выполняется мулине в 6 ниток с дополнительными цветами в виде разделок золотистого, голубого и изумрудного тона.

Во “Владимирском шве” применяются разделки счетные, накладные сетки.

А теперь зарисуйте схематично в цвете сетки и счетные швы, которые используются в разделках.

У каждого на столе лежат ксерокопии вышитых старинных работ. Вы должны зарисовать эскизно элементы композиции, отдельные цветы, листья, ягодки, завитушки. Время выполнения – 40 минут. После этого переходим на рабочие места и приступаем к выполнению работы за пяльцами.

Вы должны будете сегодня выполнить 2 листочка “Владимирского шва” и 1 стебельчатый шов из пройденной темы.

Время выполнения работы закончилось. Давайте посмотрим как ровно и аккуратно легли стежки на ткань.

Как называется этот шов?

Назовите основные цвета и дополнительные цвета в этой вышивке?

 

 

 

С чего начинается вышивка в листочках?

Во сколько ниток и каким номером иголки выполняется “Владимирский шов”?

 

Дорогие друзья, я довольна результатами сегодняшнего урока. Вы хорошо поработали, а изучение темы “Владимирский шов” мы продолжим на следующих занятиях.

 

 

 

Тема на доске.

 

 

Демонстрация готовой работы в технике русская гладь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист № 1, 2, 3 репродукции данных работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Листы № 1, 2, 5, показ деталей на работах

 

 

Цветная таблица, цветное мулине

 

 

Лист № 3

 

 

 

 

 

 

Лист № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист № 1, 2, 3, 4

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

“Русскую гладь”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В русской глади вышивку выполняют по рисовки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Владимирский шов”.

Красный – основной, традиционный цвет, золотистый, голубой, изумрудный – дополнительные цвета.

С наметки внутри листка.

 

В шесть ниток, иголкой № 6.

 

Учитель проверяет готовность детей.

.

 

 

На доске новые слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На таблице показана последовательность вышивания цветка и листка.

 

 

 

 

Дети делают записи в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся садятся за пяльца. Показ педагога. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Учитель наблюдает за действиями детей, указывает на ошибки и помогает их исправить, за правильное выполнение хвалит.

Подводятся итоги. Педагог задает вопросы учащимся, указывает на наиболее удачные места в их работах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети убирают за собой пяльца и стойки.

Дежурный подметает кабинет.