Обеспечение мотивационной готовности первоклассников к изучению раздела русского языка "Фонетика"

Разделы: Начальная школа


Формирование прочных орфографических навыков у школьников – одна из основополагающих задач при обучении русскому языку, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

Этот процесс будет являться качественным при соблюдении условия осознанности в усвоении учебного материала, которая, в свою очередь, должна прочно основываться на определённых знаниях теории.

Парадокс не состыковки между знаниями правила учеником и применения его на практике знаком каждому педагогу, который пытается всеми возможными способами научить детей опознавать и выделять орфограммы, соотнося их с правилом. Такое умение формируется путём развития орфографической зоркости у учащихся. Данное умение и является основополагающим в обучении грамотному письму. По определению М.Р. Львова, «Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие)» (1, с. 39). Следовательно, для развития у учащихся орфографической зоркости, нужно создать такие условия, которые бы были способны обеспечить возможность научить детей находить большинство орфограмм, осознавать связь между отдельными правилами, усвоить способы самоконтроля ещё до того, как будет усвоена система лексических и грамматических значений слова.

Реализация данной возможности осуществима при фонематическом подходе в обучении русской орфографии, так как данный подход обеспечивает усвоение учащимися опознавательных признаков орфограмм на основе сопоставления звуков в слабой и сильной позиции.

«Усвоение фонематического принципа письма (на первоначальном этапе) и опирающегося на него способа орфографического действия предполагает выделение, анализ и обобщение ряда важных отношений в языке: между значением языковой единицы и её звуковой формой; между звуковой формой и фонемной структурой той же единицы; между фонемной структурой и буквенной формой» (2, с. 92).

Наиболее благоприятный период для начала этой работы, безусловно, период обучения грамоте (1 класс). Но именно здесь возникает ряд проблем, от решения которых зависит успешность всей работы. В чём же состоят эти проблемы?

1. «Фонетика» – один из наиболее трудных разделов русского языка, а стало быть, малоинтересный для детей.

2. Протяжённость его изучения в 1 классе – 7 месяцев (период обучения грамоте). Устная работа занимает 80 % от объёма урока.

3. Начало работы по ознакомлению с «Фонетикой» совпадает с адаптационным периодом первоклассников.

4. Уровень подготовки учащихся в одном и том же классе различный. Это значит и разный уровень восприятия учебного материала.

5. Осознание значимости данной темы детьми (мотивационная осознанность) – низкая или отсутствует совсем.

6. В учебниках («Букварь», «Азбука») отсутствуют дифференцированные задания. Принцип отбора содержания к уроку хаотичен.

7. Отсутствует системность отработки определённых навыков: выделение гласных, обозначение ударения, деления слов на слоги.

Проанализировав вышеуказанные проблемы, я поняла, что мне необходимо решить следующие задачи:

  • определить «опорные рычаги» стимулирования внешней и внутренней мотивации учащихся на уроке;

  • обеспечить игровую и познавательную направленность всех занятий;

  • - перестроить систему работы на уроке с учётом принципов личностно – ориентированного обучения;

  • добиться от учащихся наибольшего восприятия и репродукции учебного материала; способствовать творческому развитию детей;

  • выдержать тематическое единство и логическую взаимосвязь всего содержания урока;

  • осуществить подбор заданий по принципу логической стройности, последовательной сложности, возможности дифференцирования;

  • способствовать достаточной сменяемости устных и письменных форм работы;

  • обеспечить преемственность начального и дошкольного образования;

Реализовать эти задачи позволило создание и апробирование «тетради» на печатной основе по обучению грамоте «Весёлые странички».

Актуальность введения тетради состояла в следующем:

  • наблюдалось устойчивое повышение мотивационной готовности у учащихся при изучении раздела «Фонетика»;

  • легко и просто протекала реализация принципов личностно – ориентированного образования;

  • возник огромный потенциал сотрудничества «учитель-ученик», «ученик – ученик», что способствовало развитию коммуникативных навыков учащихся;

  • постепенно формировалось умение само и взаимоконтроля; дети видели результат своего труда;

  • независимость использования тетради от выбранной программы и учебно-методического комплекса.

Принцип работы с тетрадью на уроке заключался в следующем:

  • каждая новая страничка «тетради» выдавалась непосредственно перед уроком, что позволяло «заставить» детей ожидать её и вызвать интерес учащихся к предмету работы ещё до начала урока;

  • формулировка заданий на страничках отсутствовала; руководство к действию давал учитель;

  • дети работали ручками, карандашами, фломастерами;

  • с первых уроков вводились определённые орфографические понятия, основываясь на принципе фонематического подхода;

  • отслеживание правильности выполнения заданий и выявление уровня усвоения материала производилось ежедневно параллельно с объяснением, что позволяло скорректировать страничку к следующему уроку;

  • каждое задание странички предполагало организацию различных форм деятельности на уроке; т. е. учитель мог прямо на уроке, ориентируясь на сложившуюся ситуацию, заменить запланированную работу в группах по указанному заданию, на работу фронтальную, индивидуальную или работу в парах, которая в данный момент урока была бы наиболее эффективна;

  • обязательное соблюдение логической стройности и содержательной взаимосвязанности заданий;

  • обязательное присутствие оценочной деятельности учителя в ходе всего урока (стимулирование мотивационной сферы).

Предлагаю к рассмотрению две странички из тетради по теме: «Согласные звуки [в] и [в `]. Буквы: В, в». Урок ознакомления с новым материалом – страничка № 1, урок закрепления – страничка № 2 (см. ниже).

Краткий комментарий к работе по странице № 1

(Аналогично ведётся работа по страничке № 2).

Задание № 1. Разминка (подготовительная работа).

Выполнению задания предшествует работа с «Лентой букв».

В каждой строке зачеркнуть лишнюю букву или слог. Сделать вывод. Самостоятельная работа, взаимопроверка - результат в оценочный лист.

Задание № 2. (объяснение нового материала).

Предлагается загадка. Отгадка (волки) печатается детьми в клеточках. Определяется количество гласных, слогов, необходимость постановки ударения (?). Выполнятся слого-звуковая схема слова. Выделяется первый звук в слове, даётся ему характеристика, обозначение буквой.

Разгадывается ребус. Сопоставляются слова: волки – вилки. Далее - аналогично.

Сделать вывод по составленной схеме. Фронтальная работа с комментированием.

Задание № 3 – дифференцированное (закрепление).

Прочитать текст, проанализировать с литературной точки зрения.

Обозначить в каждом слове гласные, слоги, ударение (фронтально с комментированием). Подчеркнуть слоги с новой согласной, сопоставить их, раскрасить схему, сделать вывод. Самостоятельная работа, для детей, испытывающих трудность в выполнении, учитель даёт подсказку. Взаимопроверка, результат – в оценочную карточку.

Задание № 4– дифференцированное (закрепление).

Найти пары слов, сопоставить, сделать вывод. Подчеркнуть слова с новой согласной, сопоставить слоги, вычеркнуть лишний, сделать вывод. Самостоятельная работа в малых группах; для детей, испытывающих трудность в выполнении, учитель даёт подсказку. Взаимопроверка, результат – в оценочную карточку. Подведение общего итога.

Задание № 5 – дифференцированное (закрепление).

Повышенный уровень – прочитать текст про себя, вычеркнуть все гласные, обвести контур волка по лекалу, раскрасить. Самостоятельная работа.

Остальные учащиеся работают в группе с учителем: чтение текста с предварительной подготовкой (объяснение значения некоторых слов, деления трудных слов на единицы чтения).

Фронтально - анализ текста.

Обобщение и подведение итогов. Само- и взаимооценка работы на уроке.

Страничка № 1.

Задание № 3.

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.

Задание № 4.

вилы     травы

волы     волки

выли     стояли

вели     паслись

вяли     Олега

Задание № 5.

Волки.

Волки живут в лесу стаями. Они хищники. Волки хорошие охотники. Чаще всего они убивают больных зверей и птиц. Поэтому их называют санитарами леса.

Волки боятся огня и человека. Они редко нападают на людей.

Волки занесены в «Красную книгу» и охраняются государством.

img2.jpg (9729 bytes)

Страничка № 2.

Задание № 3.

лев     звать

кров     львы

зов     укрывать

Задание № 4.

ПРГАФРИКАМНГСАМЫЙЛДГЖАРКИЙВКГКОНТИНЕНТЖВГЗЕМЛИ.

Задание № 5.

Лев.

Львы живут в Африке. Они родственники тигров. Львы – хищники. Львицы воспитывают детёнышей. Они заботливые матери. Львиная семья называется – прайд. Льва называют царём зверей.

Литература.

  1. Львов М. Р. Словарь – справочник по методике русского языка. – М.: АКАДЕМИЯ, 1999. - 240 с.

  2. Фролова Л. А. Обучение русскому языку в начальной школе. –М.: АРКТИ, 2002. – 192 с.