Урок русского языка в 3-м классе "Правописание глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Научить учащихся грамотно писать глаголы, оканчивающиеся на –тся, -ться. Закрепить знания о неопределенной форме глагола.
2. Развивать логическое мышление, устную и письменную речь, память, внимание, расширять кругозор детей.
3. Воспитывать любовь к предмету, умение работать коллективно.

I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

– Что вы знаете о глаголе?

– Прочитайте глаголы, записанные на доске.

Разговаривать, петь, шуметь, улыбаться, хохотать, захлопать.

– Что общего у записанных слов?

– Какое слово лишнее? Почему? ( Петь, т.к. это слово не переносится. Улыбаться, т.к. в данном слове есть суффикс – ся, а в остальных нет. Захлопать, т.к. это слово отвечает на вопрос “что сделать?”, а остальные – на вопрос “что делать?”)

– Вы сказали, что все эти глаголы в неопределенной форме. Почему такая форма глагола получила название неопределенной?

– Вспомните вопросы, на которые отвечают глаголы в неопределенной форме.

Выборочный диктант: выписать из предложений глаголы в неопределенной форме в 2 столбика по вопросам

1) Тебя, мой куманек, все слушать я готова.

2) Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут его, забыл его спросить.

3) Грамота на то и есть! Надо вывеску прочесть!

4) Призадумался поп, стал себе почесывать лоб.

5) Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

6) Рисовать пастушка было дело нелегкое.

Проверка по кодоскопу.

– Из каких произведений прозвучали отрывки?

– Подберите устно еще одно слово, чтобы дополнить второй столбик.

– Подойдет ли глагол из такого отрывка: “И заплакали блюдца: не лучше ль вернуться?”

III. Изучение нового материала.

– Данный глагол действительно подходит для второго столбика, но в некоторых случаях глаголы на –тся пишутся с мягким знаком, а в некоторых – без. Цель сегодняшнего урока – научиться грамотно писать глаголы на -тся, -ться.

Коллективная работа в группах (по 5 человек)

На основе анализа предлагаемого детям языкового материала они должны самостоятельно определить принцип написания –тся, –ться в глаголах.

Прокатиться на лошади, больно кусается, любят резвиться, очень волнуется, будем веселиться, постараемся не ошибиться.

После предложенных учащимися вариантов проводим обобщение по таблице

?

–тся –ться

что делать? что делает?

что сделать? что сделает?

–ться –тся

Запись двух-трех словосочетаний по памяти. Самопроверка.

IV. Закрепление.

1. Работа над пословицами.

Даны слова: дело, друг, беда, мастер.

– Прочитайте слова.

– Используя их, составьте пословицы. (Дело мастера боится. Друг познается в беде).

– Как вы понимаете значение каждой из пословиц?

- Самостоятельно запишите пословицы, особое внимание обратите на правописание глаголов. Выделите главные члены предложения.

Взаимопроверка.

2. Упражнение в правописании глаголов на –ться, тся.

На доске запись:

восхищается –

увлекается –

обливается -

качается –

– Что общего в словах данного столбика?

– В каком из слов допущена ошибка?

Рядом со словом “восхищается” учитель записывает слово “восхищаться”. По данному образцу дети пытаются определить задание: от каждого из глаголов образовать и записать глагол в неопределенной форме.

Запись в тетрадях. Проверка.

3. Работа над текстом.

Миссисипский аллигатор.

Аллигаторы большую часть своего времени проводят в воде. Они держатся на плаву так, что видны только глаза и ноздри. Поэтому другим животным очень трудно их заметить.

– По названию текста определите, о ком пойдет речь.

– Аллигаторы – разновидность крокодилов. Какие прилагательные вы можете подобрать, чтобы охарактеризовать крокодилов?

– Что еще вы о них знаете?

Рассказ учителя.

– Крокодилы появились на нашей планете 200 млн. лет назад и жили бок о бок с динозаврами. Крокодилы обитают в Америке, Азии, Австралии, Африке. длины взрослых крокодилов от 1,5 метров до 6–7 метров. У них прекрасный слух, замечательное зрение. Главная пища – рыба, но эти хищники охотятся на всех, прячась зачастую у водопоя.

Несмотря на свою кровожадность, крокодилы – заботливые родители. Самки зарывают яйца в песок и зорко охраняют их. Когда детенышам приходит пора вылупиться, они зовут мать. Она раскапывает гнездо и переносит во рту детенышей к воде.

– Чтение текста, устное дополнение, запись в тетрадях с предварительным орфографическим разбором.

V. Итог урока.

1. Обощение по теме.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Как правильно писать глаголы, оканчивающиеся на –тся, -ться?

2. Оценивание работы учащихся.