Внеклассные биологические мероприятия и урок биологии в 8-м классе по теме: "Типы плоские, круглые и кольчатые черви" (смотр знаний)

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология


Задачи утренника:

1. Способствовать развитию интереса к произведениям В. Бианки.
2. Показать биологическую целесообразность всех живых организмов биосферы.
3. Воспитывать экологическую грамотность.

Оформление:  плакаты с названием: " Весна ", "Лето", "Зима" "Осень". Декорации и костюмы к рассказам: "Чей нос лучше", "Сова", "Хвосты", "Лис и мышонок". Костюмы для девочек-сорок. Запись на магнитофоне музыкальных произведений П.И. Чайковского "Времена года". Вальс из к\ф "Мой ласковый и нежный зверь".

Сценарий утренника.

Звучит вальс из к/ф "Мой ласковый и нежный зверь", на фоне музыки вступительное слово ведущего:

- Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. Я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире", - так писал Виталий Бианки.
Виталий Валентинович не любил слово "природа", - писал Сладков. Затаскали это слово, говорил он, только и слышишь: лоно природы, природные явления, поехали на природу, ах, природа, ох, природа-уши вянут". И главное, говорят одно, а видят другое.
Говорят "лоно", а видят затоптанный пляж, говорят "красота", а непременно "осадки". Вот, что они оставели от природы.
"Они" - это дачники, дачницы и дачнята. Из той породы, которые выезжают на "лоно", чтобы "дышать". И восклицать:
- "А как любите природу вы?" - спросил Сладков.
Он помолчал и ответил:
- Как волк! И рассказал сказку.

(На магнитофоне звучит запись сказки)

Спросили однажды сороку: "Сорока, Сорока, ты любишь природу ?" -
- А как же, - затарахтела Сорока, - да я без леса не могу: солнце, простор, свобода!
Спросили Волка:
- А ты, Волк, природу любишь?
- "Откуда я знаю, - проворчал Волк, - я о том не гадал и не думал".
Поймали тогда охотники Сороку и Волка, посадили в клетку. Подержали в клетке и спрашивают".
- "Ну, как Сорока, жить?"
- "Да ничего, - отвечает Сорока, - жить можно - подкармливают"
Хотели охотники и Волка спросить, да глянь, а Волк-то издох! Не знал Волк, любит ли он природу, он просто не мог без нее жить…

Выступления библиотекаря о творчестве В.В. Бианки и демонстрация книг В.В. Бианки.
На фоне музыки Штрауса "сказки венского леса".

Ведущий: Окунемся в этот удивительный мир Виталия Бианки. Когда говорят о его книгах, прежде всего, видят в них так называемую познавательную ценность, называют "учебниками леса", "лесной энциклопедий". Приглашаем всех в путешествие по страницам лесной книги В. Бианки. Наше путешествие начинается с Весны, когда все живое вокруг оживает, пробуждается. Для всего живого начинается новый год. И люди в нашей стране новый год встречали - весной, 21 марта. В Татарии каждый год отмечается праздник Навруз.

Картина 1. ВЕСНА.

Весна, весна! Как воздух чист.
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.

Е. А. Баратынский.

Звучит отрывок из произведения "Времена года" "Март" на фоне музыки читается стихотворение (см. выше).

Телеграмма из леса:

1. Прилетели стаи грачей. Весна началась. Тяжёлая, тёмная туча, закрывшие всё небо, ушла. По синему небу поплыли кучевые облака. Похожие на большие сугробы снега.
2. Родились первые зверята. Улосей и косуль отрастают новые рога. В лесу запели чижи, синицы и корольки. Скоро прилетят скворцы и жаворонки. Обнаружена берлога медведя под корнями вывороченой ели.
3. Струйки таюшего снега тайно собираются подо льдом. В лесу капель: тает снег на деревьях. По ночам морозы заново куют лёд.

Ведущий: Внимание, внимание лесные проишествия; (на сцене появляются 4 сороки)

Сырые квартиры.

Сорока 1: Снег тает и тает. Жителям лесных подвалов плохо приходится: кроты, землеройки, мыши, полёвки, лисы и другие зверьки и звери, живущие в норах под землёй, уже сейчас страдают от сырости. Что же будет с ними, когда весь снег превратиться в воду?

Сонные мухи.

Сорока 2: На улице появились большие зеленовато-синие с металлическим отливом мухи. Вид у них сонный, как осенью. Они ещё не летают, а только еле ползают по стенам домов, качаясь на тонких ножках.
Целый день мухи греются на солнце, а ночью опять заползают в щели и скважины стен и заборов.

Готовьте квартиры.

Сорока 3: Кто хочет, чтобы в саду у него поселился скворец, пусть скорее готовит ему квартиру.
Квартира должна быть чистая и с такой маленькой дверью, чтобы скворец мог в нее пролезть, а кошка не могла.

(Появляется сорока).

- Трещите, трещите, что толку посмотрите, кто летит? (Сороки начинают на перебой отвечать).

Сорока 4: Эх, вы не знаете! (Обращается в зал.) А кто из ребят узнал полет этих птиц? (Показывает зрителям силуэты летящих птиц.) Кто из зрителей узнает птиц, получает значок "Остроглаза".

Комментарий к рисункам:

1. Вот очень большая птица с длинной, длинной шеей, крылья позади, хвоста мало, ног не видно. Кто это?
2. Похожа на первую, но по меньше, серая, шея покороче. Кто это?
3. Крылья посередине, спереди шея, как палка, сзади ноги, как палка. Кто это?
4. Крылья горбов, ноги сзади, как палка, а шея с головой - как поваленный на спину вопросительный знак. Кто это?

Ответы: 1. Лебедь. На лету он вытягивает прямо свою длинную гибкую шею, отчего кажется, что крылья у него позади, а короткие ноги поджимает, и их не видно.
2. Гусь. В полёте он похож на лебедя, но шея у него значительно короче, он ведь меньше и серый.
3. Журавль. На лету он палкой держит и шею, и длинные свои ноги.
4. Цапля. Её легко отличить от журавля, потому что она сгибает в полёте шею и сильно горбит крылья.

Вручение медали остроглаза

Сорока 4: А теперь послушаем сказку "Кто, чем поёт". В конце сказки я задам вопрос будьте внимательны .

Сказка "Кто, чем поёт".

Звучит музыка, на фоне музыке диктор рассказывает.

- Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы, насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.
Вот послушай, чем и как поют безголосые.
(Звучит запись лягушек)
Услыхал их Аист из деревни, обрадовался.
"Целый хор! Будет мне, чем поживиться! И полетел на озеро завтракать".
Прилетел и сел на берегу. Сел и думает: Неужели я хуже лягушек? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую"
А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:
"Безголосая я цапля! Да ведь и Аист не певчая птичка, а вон, какую песню наигрывает".
И придумала: "дай-ка на воде сыграю!" (Звучит голос выпи.)
"Вот так песня! - подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу - Инструмент - то и у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой, чем не палочка?"
(Звучит голос дятла.)
Вылез из-под коры Жук. Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея, - тоненький - тоненький писк послышался.
А внизу под деревом из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок. Зажужжал своими крылышками.
Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу, в траве. Стала Саранча скрипочки налаживать. Трёт себя Саранча ножками по бокам, зазубринами за зацепочки задевает - стрекочет.
"Эх, - думает Долгонос Бекас под кочкой - надо и мне спеть! Только вот чем?… Эх! Была, не была - по лечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!"
…Взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, повернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие пёрышки ветер перебегает. И слышно с земли…
(Запись голоса бекаса.)
Сорока 4: А это Бекас. Отгадай те, чем он поёт?
(За правильный вопрос награждают отвечающего почётной медалью острый слух и призом.)

Картина 2. ЛЕТО.

Ох, лето красное
Любил бы я тебя
Когда б не зной, да пыль,
Да комары, да мухи
Ты, все душевные способности губя
Нас мучаешь…

А.С.Пушкин.

Звучит музыка П.И.Чайковского: "Времена года" Июль.
На фоне музыки зачитывается телеграммы.

Телеграммы:
1) Наступило лето. Пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Весь лес сверху до низу сейчас занят под жильё. Свободного местечка нигде не осталось.
2) Живут на Земле, под землёй, на воде, под водой, на деревьях, в деревьях, в траве и в воздухе.

Сорока 1: Сколько у кого детей?
У молодой лосихи. В этом году родился один лосёнок.
У орла - белохвоста в гнезде 2 орлёнка
У чижа, зяблика, овсянки - до 5 птенцов
У вертиголовки - восемь
У серой куропатки - 20
У леща - сотни тысяч
У трески - не съесть.

Сорока 3: Фокус маленьких крутиголовок.
Кошка увидела на дереве дупло и подумала, что там птички. Она захотела съесть птенчиков, полезла на дерево и видит: на дне дупла галчата копошатся, извиваются. Да как зашипят! Кошка струсила, прыг с дерева!
А в дупле птенцы крутиголовки (вертишейки). Это у них фокус такой, чтоб от врагов защищаться: головами крутят, шеями вертят, - шейки у них, как змейки извиваются.

Звучит песня "Не дразните собак" (3 куплета).

Ведущий: Люди задумайтесь над своими действиями. Уничтожая одних животных, вы ведёте к гибели других. К нам приехали герои рассказа "Сова", в котором рассказывается о взаимоотношениях между животными.
Ведущий: В.Бианки очень много наблюдал за живо природой. Свои наблюдения он использовал в своих рассказах - сказках.
Встречаем героев рассказа "Чей нос лучше" (театральное выступление).

Картина 3. ОСЕНЬ.

Спит орешник у лесной сторожки.
Жёлтая листва лежит вокруг
А на голых веточках серёжки,
Зеленея, выглянули вдруг.
Завязались почки на сирени.
Озими так нежно зелены.
В тишине задумчивой, осенней
Бродят соки будущей весны.

В.Берестов.

Звучит музыка И.П.Чайковского "Времена года" - осенняя песенка, октябрь.
На фоне музыки зачитывается телеграммы.

Телеграммы:
1. Исчезли все певчие птицы в ярких и пёстрых нарядах. Как они отправлялись в путь, мы не видели, потому что они отлетают ночью.
3. Многие птицы предпочитают путешествовать по ночам: так, безопасней. В темноте их не трогают сокола, ястреба и другие хищники, которые выбрались из лесов и ждут их на пути. А дорогу на юг перелётные птицы найдут и в тёмную ночь.
4. Желтеет листва в лесу. Зайчиха принесла ещё шестерых зайчат. Это последние в нынешнем году зайчата - листопадники.

Прилетели Сороки.

Сорока 1: Готовятся к зиме.
В лесу каждый готовится к зиме по-своему. Особенно усердно таскают пищу короткохвостые мышки-полёвки. Они вырыли сели зимние норы и каждую ночь воруют зёрна. Зимой полёвки собираются спать только в сильные морозы. В некоторых норах уже по 4-5 кг. Отборного зерна. Белка сушит грибы. В одном из своих гнёзд устроила кладовую.

Сорока 2: Холодно становится, холодно. Стынет кровь, вялыми становятся движения: одолевает дремота. Хвостатый тритон всё лето жил в пруду. Теперь нашёл гнилой пень, скользнул под кору, свернулся в клубочек. Лягушки скачут в пруд, на дно. Змеи, ящерицы прячутся под корни, в трещины стен бабочки, мухи, комары, жуки. Холод не так страшен тем животным, у которых кровь горячая - зверям, птицам. Лишь была бы пища.

Сорока 4: Все трещите! Давайте лучше узнаем, у ребят как звери прячутся, готовятся не только к зиме, но и от врагов. Давайте посмотрим инсценировку рассказа "Лис и мышонок".

Сорока 4: Смотри, смотри, муха лежит из рассказа "Хвосты". Куда это она полетела? Давайте посмотрим?
Звучит музыка Моцарта "ля мажор". Инсценировка рассказа "Хвосты".

Картина 4. ЗИМА.

Здравствуй, гостья - зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

И.С.Никитин.

Звучит музыка П. И. Чайковского времена года "Январь".
На фоне музыки зачитываются телеграммы.

Телеграммы:
1) Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всякий распишется "Был здесь такой-то"
2) Днём идёт снег. Кончится - страницы чистые. Утром придёшь, - белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых.

Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.
Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть, таинственны буквы. Опять пойдёт снег, и тогда. Точно кто страницу перевернул, - снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами.

Сорока 3. Кто чем пишет?
Звери всё больше лапами пишут: кто - всей пятёрней, кто - четырьмя пальцами, а кто - копытом. Случается и хвостом расписаться, и носом и брюхом. Птицы, а ещё - крыльями.

Ведущий: Кто как читает?
В книге зимы каждый лесной житель расписывается своим почерком, своими знаками. Люди учатся разбирать эти знаки глазами. Как же ещё читать, как не глазами?
А вот звери умудряются носом читать. Собака, например, понюхает буквы в книге зимы и прочтёт: "тут был волк" или "тут сейчас пробежал заяц". И уж такой у зверей нос шибко грамотный, - ни за что не ошибается.А вот малограмотный лисёнок ошибся. Давайте послушаем рассказ.

Звучит запись рассказа.

Сорока 2: Сильно страдают от голода и холода певчие птицы. Горожане вывешивают из окна кусочки хлеба и сала. Устраивают бесплатные столовые.

Звучит 1 куплет песни "Не дразните собак…"

Ведущий: Мы совершили путешествие по лесной книге Виталия Бианки. В своём путешествии мы встретили героев книг Виталия Бианки. В заключение нашего путешествия хочется дать совет:
Научитесь превращаться в невидимок и неслышимок. Для этого совсем не надо иметь волшебную шапку-невидимку. В лесу надо только громко не разговаривать, не шуметь, не делать резких движений и научиться неожиданно, исчезать у всех из глаз - маскироваться.
Тогда остаётся вам только хорошенько запастись терпением - и вашим глазам предстанет многое из того, о чём вы сегодня узнали. Прочитав книги, Виталия Бианки много интересно узнаёт.
Желаем приятных встреч на страницах книг В. Бианки.

Звучит песня "Не дразните собак".

Внеклассное мероприятие: Эти забавные кошки.

Задачи внеклассного мероприятия:

  • Способствовать развитию интереса к животному миру, через знания о кошачьих;
  • Воспитывать чувство доброты и гуманности к животному миру;
  • Обогатить знания ребят о кошках;
  • Способствовать развитию эстетического вкуса.

Оформление зала:

На сцене большими буквами название шоу. По стенам зала развешены плакаты о кошках. В зале звучит музыка о животных.

Вступление.

Ведущий: Мы все меньше обращаемся с природой. Рвутся нити, связывающие нас с целым миром - миром животных. Но одна из этих нитей очень прочна, она тянется от человека к домашним животным - кошке и собаке. Не надо искать в кошке утилитарный смысл, взвешивать все за и против. На кошках не пашут некто их, кроме Куклачева, в повозки не запрягает. Кошек не едят, сторожа они плохие. Но эти живые существа, полные изящества, гибкие, сильные, гордые, своенравны и независимые.
По мнению многих зоологов, кошки представляет собой самый совершенный тип хищника: они ловки, грациозные и обладают высокими умственными способностями. Сегодня, мы пообщаемся с нашими кошечками, и я думаю, вы узнаете много интересного.
Звучит песня о кошках.
По окончании песни входит "кошечках" и рассказывает об истории кошек.

Ученик "кошка":
В долине Нила, я пользовался огромной любовью, уважением и привилегиями. Мы, кошки считались загадками, так как у нас светились глаза. Быстро размножались и вели ночной образ жизни. Мы были священными животными. В честь нас называлась богиня Луны, а богиня плодородия и деторождения Баст или Бастет изображалась с кошачьей головой.
Меня называли добрым духом. Люди уступали дорогу, первой выносили из пожара и носили траур. За убийство кошки в Древнем Египте полагалось смерть.
Ведущий: Встречайте наших участников кошачьего шоу.
Выходят ученики со своими питомцами.
Представление членов жюри.

Начало выступлений команд.

1. Конкурс: Представление команд.

2. Конкурс: Викторина "знаешь ли ты кошек".

1. Когда кошки стали домашними?

а)4500-5000л. т. н.
б)100-200л.т.н.
в)6000л.т.н.

2. В какой стране по кошкам устраивали траур и изготавливали мумие кошек?

а) Др. Египет;
б) Др. Греция;
в) Индия.

3. Все ли из семейства кошачьих умеют мяукать?

а) да;
б) нет (лев, тигр, леопард, ягуар).

4. Где впервые приучили кошек?

а) Египет;
б) Греция;
в) Индия.

5. Сколько когтей у кошки на задних лапах?

а) 5;
б) 4
в) 6.

6. Когда кошки появились в Европе?

а) 1000 н. э.
б) 50;
в) 500 н. э.

7. Какой самый длинный прыжок кошки?

а) 2м.
б) 5м.
в) 1м.

8. Где у кошки находятся потовые железы?

а) нос, язык;
б) подушечки лап;
в) за ухом.

9. Зачем кошке усы?

а) Помогает находить жертву;
б) Чувствовать пищу.

10. Сколько лет живут кошки?

а) 12-15 лет;
б) 20-21 лет;
в) 5-10 лет.

11. Кошка - долгожитель?

а) 25 лет;
б) 32 года (218 котят);
в) 40 лет.

12. Самый толстый кот, где живёт: Австралия г. Сидней - 20-21кг. (кот Химмим) Умер в 1986г.
13. Почему долго болят царапины от кошачьих когтей: болезнетворные бактерии.
14. Как называется Международная федерация любителей кошек?

а) ФИФЕ;
б) КЭТ;
в) МЯУ.

15. В какой стране кошки состоят на государственной службе?

а) Англия в Британском музее (униформа жёлтые банты);
б) Франция;
в) Италия;

16. Почему кошку первую пускают в дом?
17. Когда и где проходила выставка кошек:

а) Лондон в 1871;
б) Париж в 1801;
в) Египет в 1900.

18. В каких городах имеются памятники кошкам:

а) Париж и Лондон;
б) Египет и Париж;
в) Лондон и Берлине.

19. Почему кошка тихо передвигается?
20. Почему у кошки глаза светятся?
21. Сколько стояла кошка в Древней Руси?

а) 5 гривен;
б) 1 гривен;
в) 3 гривен; примерно 600г. серебра, так стоили 3 коровы или стадо баранов.

3 конкурс "Кто ловчей": Кошки должны пройти по узкой доске.

4 конкурс "Из жизни моей кошки".

Ведущий: в нашей повседневной жизни с кошками происходят различные чудеса. О них нам расскажут участники. Пока наши участники готовятся к "Кошачьему балу" мы проведём игру со зрителями.

Конкурс для зрителей:

1. Кто больше знает сказки, где героями являются кошки?
2. Кто больше знает песен о кошках?

5 конкурс "Кошачий бал": Выход кошек в костюмах сделанных руками ребят.

Подведение итогов.
Награждение победителей.

Ведущий: любите своих питомцев. В разные времена кошек почитали. Писали картины, сочиняли стихи, песни о кошках. Кошки были артистами в цирке и кино!
Возрождая традиции милосердия и гуманизма в нашей жизни появиться ещё больше друзей у кошек. Вспомним, пока каждая четвёртая кошка - бездомная.

Звучит песня "Не дразните собак".