Народный детский праздник: психолого-педагогический аспект

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа


Существовавшее на протяжении многих десятилетий расхождение между тем, что провозглашалось, и тем, что происходило на практике, негативно отразилось на общечеловеческих принципах и нормах жизни. Подверглись деформации естественные отношения между человеком и его корнями – народной культурой, самобытными традициями и обычаями. Нарушены веками вырабатываемые народом пути последовательного формирования у детей и молодежи культуры межличностных отношений. Вот почему сейчас повсеместно ощущается потребность в возрождении и глубоком осмыслении культурных ценностей нации.

Родная культура, язык, национальные истории, бытовые уклады, традиции, обычаи и многое другое, извечно присущее каждому народу, отражающее его истинное лицо, своей уникальностью и самобытностью, притягательны и важны для развития малышей, формирования их отношений в обществе. Народные традиции по природе своей диалогичны: они соединяют в едином активном действии представителей разных поколений, вбирают в себя традиции прошлого, православную обрядность, светские элементы как русской, так и зарубежной культур. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций создают богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное становление ребенка, обладающую и психотерапевтическим эффектом. Практика показывает, что истоки достоинства и ответственности личности кроются, как правило, в малой родине. Но подлинно народная культура праздника приходит в образовательные учреждения не только с шумными вечерами и выставками, как представлялось до сих пор. Она возникает только в общем деле: в воспоминаниях повзрослевших выпускников детского сада – не гостинцы и подарки, не сладости и деньги на их покупку, а умные слова, встречи, посещение красивых и интересных мест, общие достижения.

Поэтому в нашем ДОУ проведение праздника – это естественный итог совместной проектной деятельности детей и взрослых. Все этапы подготовки к нему это общий исследовательский процесс.

Начальный этап – выбор исследовательских заданий. От воспитателей дети узнают о приближающемся празднике, о его сути в народном календаре. Затем, дети делятся на исследовательские отряды, и каждый отряд выбирает себе вопрос-задание:

Что происходит в природе? Как относятся к этому люди? Что они делают?

Что делается в домах и во дворах? Какие персонажи действуют по народным поверьям в поле, в лесу?

Какой работой занимаются люди в этот период в нашей местности?

Ребята должны ответить на эти вопросы. Причем, ответить так, чтобы собранные сведения можно было показать малышам. Собирают информацию юные исследователи, расспрашивая взрослых, читая различные детские книги, просматривая видео и телепрограммы и фильмы, посещая краеведческий музей. Такая работа развивает способность 5-7 летних детей ставить перед собой цель и находить средства для её реализации.

Второй этап – этап творческого воплощения полученной информации. Нужно придумать костюмы и инвентарь, сочинить попевку, составить сценку. Здесь очень необходимы талантливые папы и мамы, дедушки и бабушки, “рукодельничающие” вместе с детьми в различных кружках детского сада.

Последний этап – “слет” исследовательских групп. Здесь делятся впечатлениями и достижениями, обсуждают общий ход – сценарий будущего праздника. У ребят нелегкая для их возраста задача: найти наиболее интересный вариант воплощения задуманного. Где, как ни в такой деятельности формируется национальное самосознание, развивается эстетический вкус ребенка, прививаются любовь и уважение к культуре.

И, наконец, сам праздник! Гостей приглашают сами ребята, и непростой груз ответственности за успех дела ложится на их плечи.

Проследим, как развивались события на одном из таких праздников. Проводили его “взрослые” ребята – первоклассники, которые продолжают обучение в стенах детского сада. Сразу после Нового Года выяснилось, что следующим будет встреча весны – Благовещение. Три отряда исследователей, на которые разделился класс, получили свои исследовательские задания: выяснить какие обряды и почему совершают люди с приходом праздника.

Воспитатель должен помочь детям:

– определить, в чем смысл самого обрядового действия;
– выделить ключевые моменты обряда;
– обозначить возможный круг действующих лиц;
– уточнить, что символизируют фольклорные персонажи, какие атрибуты им присущи;
– выяснить функции каждого действующего лица: призывает, пугает, обманывает, пророчит, заигрывает, загадывает и т.д.

В задачи первоклассников входило:

– придумать способ распределения ролей;
– составить последовательность ключевых эпизодов;
– продумать место действия;
– составить последовательность появления участников обряда и действующих лиц.

В результате ребята составили программу для младших групп. Главные действующие лица этой программы показали гостям, как выглядит весенний оберег – специальная благовещенская просфора, запрятанная в лукошко – сетево, из которого сеяли зерно, как берегли “отдыхающую” землю. Один из отрядов исследователей инсценировал очистительный обряд в деревне, закончившийся ритуалом благословения зерна. Дети звонили в колокольцы, били в металлическую посуду и проводили металлической косой вокруг присутствующих по полу черту – защитную границу от нечистой силы. Затем был произнесен приговор над кадкой с зерном для посева:

Матерь Божья!
Гавриил- архангел!
Благовестите, благоволите,
Нас урожаем благословите,
Овсом да рожью,
Ячменем, пшеницей,
И всякого жита сторицей.

О весенних гаданиях и приметах рассказали участники другой группы – они обыграли обряд встречи весны. Всем необходимо было забраться на возвышенные места для того, чтобы “гукать” и погромче шуметь, зазывая весну. Дети решили, что каждый участник программы сам придумает себе “возвышенность” или “видное” место в музыкальном зале (дети вставали на физкультурные подставки и стульчики). В этом эпизоде важно было органично войти в общее действие – выразить свои мысли и чувства в сочиненной закличке и при этом не перекрикивать своих товарищей.

“Синички – сестрички,
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите” – начал перекличку один из исследователей.

“Гу…!” – поддержали его другие, поддерживая общий шум игрой на каком-либо детском музыкальном инструменте.

“Зима надоела! Весь хлеб поела!” – продолжил другой. “Гу….!” – вот уже и осмелевшие малыши включаются в игру. “Ручки познобила! Дорожки размочила!” – сочиняют на ходу воспитатели. “Гу…!” – крепнет общий гомон. Дети получают массу положительных эмоций, раскрепощаются в ходе создания общего “нужного” шума. Те, кто постарше и активнее, успевают даже придумать свои кричалки: “Мороз, мороз не тронь мой нос! Уходи быстрее, лето будь скорее!” (Алена П., 6 лет), “Приходи весна! Пусть растет трава!” (Сергей К., 5 лет).

В такой деятельности дети приобретают достаточно редкую для них возможность самостоятельного самовыражения при достаточно большой аудитории. Они приобретают навыки творческой деятельности, учатся уважать творчество окружающих. Если будет беспорядочный крик, ничего не получится: не услышишь ни себя, ни других! Опыт показывает, что в таких народных играх “оживают” даже самые “зажатые” малыши!

Третий отряд исследователей принес крестообразное печенье – такое угощенье должно дать силу земле и всем гостям. В некоторых печеньях гости нашли особые знаки – зернышко, монетку. Это, согласно ритуалу гадания, предзнаменование грядущего богатства и урожая. Ребята рассказали о весенних заботах птиц, загадали малышам загадки:

Кто первым нам весну несет
На всю Русь поет?
Стоит ствол,
На стволе – кол,
На колу – дворец,
Во дворе – певец,
Кто это?

Потом, встав в круг, провели с малышами игру “Летает, не летает”. Ведущий называл птиц, зверей, насекомых, деревья, цветы и т.д. При назывании летающего предмета все должны были поднять руки вверх, поднявший неправильно – выбывал. Потом ведущим мог стать любой игрок.

Общую радостную атмосферу нарушил пришедший на праздник хозяин леса – Леший. Скучно ему в просыпающемся лесу, некого пугать – не ходят туда на Благовещение люди. Поэтому он и решил прийти на праздник. Правый сапог на левой ноге, шапка задом наперед. Бредет, приговаривая: “шел, шел, нашел, потерял”. Ребят заманивает. Да знали исследователи народную примету – произнесли предохранительное заклятье: “Овечья морда, овечья шерсть”. “А! Догадался”, – закричал Леший и исчез. Так легко можно, оказывается, справиться со “страхом”, если знать, как с ним поступить.

Исследовательско-деятельностный подход к организации народного праздника позволяет в полной мере реализовать все функции воздействия на человека, заложенные в народной культуре. Наряду с традиционно осознаваемой познавательной и воспитательной, очень явно реализуется и коммуникационная, и творческо-развивающая, и психотерапевтическая функции.