Развитие творческих способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа


Глава 1.

Некоторые пути решения формирования творческой деятельности учащихся

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это умное руководство со стороны взрослых.

Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Можно выделить два уровня способностей, репродуктивный и творческий. Ребенок, находящийся на первом уровне, проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне ребенок способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.

Для формирования творческой деятельности школьника необходима система. Что составляет систему творческой деятельности в начальной школе?

  1. Это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности, которые полезны для познавательной, учебной деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.

Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие средства обучения русскому языку как сказки и загадки; урок чтения; урок риторики; языковые игры и различные олимпиады, конкурсы, викторины, сочинения разных типов, выступления учащихся на утренниках.

2 – это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. При иллюстрировании: школьник рисует сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знание жизни вносит что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события – это самовыражение.

Самовыражение – это сочинение, даже самое, казалось бы, простое: школьник рассказывает о радостных днях каникул или описывает картину природы. В сочинении всегда выражается личность пишущего, хочет того автор или нет: это может быть тонкое эстетическое восприятие прекрасного, может быть любовь к человеку или четвероногому другу, восхищение добрым поступком.

Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений; из личных жизненных наблюдений, по картинкам. И в сочинениях, и в детских рисунках, в их лепке обычно бывают элементы самовыражения личности, индивидуальности. Собственный рисунок с натуры или по воображению, собственное стихотворение, рисование по прочитанному – все эти виды работы, доступные младшим школьникам, дают возможность творческого самовыражения. (например, сочинение, рисунки).

Мой дом.

Я родилась и живу в с.Токко Олекминского улуса. Детей нас трое: я, сестра Настя и брат Артем.

Мой дом находится в двух километрах от школы. мы с сестрой встаем рано, чтобы не опоздать в школу. Сначала я очень уставала, теперь мне нравится ходить пешком.

У нас во дворе растут три березы. Мама говорит, что березы имеют душу, как мы. Мы должны их беречь всю жизнь. Они дарят нам радость и здоровье. Недалеко от дома есть река. Она имеет очень красивое название Чара. Скоро придет весна, наступит лето. И мы опять всей семьей пойдем купаться, рыбачить, посидим вокруг маленького костра. Я часто вспоминаю запах костра, вкус жареной рыбы. Около дома, в саду, у нас растет земляника. Она зацвестает в день моего рождения. Такое не забывается.

Влада Сокорутова, 1 класс.

Наша школа.

В нашем селе Токко есть средняя и начальная школа. Средняя школа была построена 26 лет назад, а начальная школа была построена в 1960 году. Она очень старая, но уютная. В этой школе учились моя мама и мой брат. Когда я ходила в садик, мечтала пойти в школу. Она для меня казалась загадочной, таинственной. И я сейчас учусь в этой школе. Учимся 5 дней в неделю. И каждый понедельник я с радостью иду в школу. И мне кажется, что наша старенькая школа с нашим приходом молодеет. И когда я закончу начальную школу, никогда не забуду свою “Маленькую страну”, свои первые огорчения, радости, где впервые научилась читать и писать.

Катя Гойдь, 2 класс.

3 Блок системы – это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе.

В этот блок входят следующие виды работ по русскому языку:

А) наблюдение над языковыми явлениями: над звуковым составом слов, над употреблением слов в различных значениях, над текстом – его структурами.

Б) построение языковым структур – схемы предложений различных типов, алгоритмов решения грамматико-орфографических задач по правилам, с нарастающей ступенью познавательной самостоятельности учащихся в этих построениях, ибо без этого ученик не оторвется от исполнительного, догматического уровня познания.

В) построение предложений усложненного, нового для учащихся типа.

На уроке русского языка весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.

Сейчас я работаю по учебнику А.В.Поляковой.

В поисках новых форм и методов преподавания, я ознакомилась с системой развивающего обучения, главной целью которого является раскрытие творческих способностей детей в обстановке доброжелательности и взаимопонимания.

Момент исследования использую почти на каждом уроке русского языка, даже в период обучения грамоте, например:

1) попробуйте изобразить предложение черточками так, чтобы было видно, что в нем три слова:




(здесь изобретение способов моделирования предложений, слов, их слогового и звукового состава).

2) Изобретение иных, чем в букваре, систем письма (в игре, разумеется) – идеографический, где предмет и действия прилагаются рисунками.

(Утром пойдем в лес по ягоды)

или звуко-буквенный, но с иными значками и т.д.

Опыт показывает, что такой исследовательский подход к усвоению графической системы,

во-первых, повышает мотивацию учения, интересы детей;

во-вторых, повышает сознательность, все это облегчает усвоение графики, даже запоминание букв и, несомненно, способствует творческому развитию первоклассников.

При изучении в 1 классе темы “Имя прилагательное” детям было предложено такое упражнение

Прочитайте орфографические слова, исследуйте и придумайте интересное задание

Мороз, красное, грустная, песня, проворные, ручьи, солнце, лютый.

Дети рекомендуют разбить слова на два столбика – существительные и прилагательные. На доске появляется запись:

Песня красное

Солнце грустная

Ручьи лютый

Мороз проворные

Какой столбик вам знаком? Исследуйте. Докажите, что это имена существительные. Прочитайте 2-й столбик. Докажите, что это не имена существительные, не глаголы.

На какие вопросы отвечают слова? Прочитайте пары слов по строчкам. Что заметили? Почему нельзя сказать: песня красное, солнце грустная и т.д.

Соедините пары слов правильно. (дети связывают в словосочетание два слова. Делают выводы).

Творческое задание.

Запишите, какими бывают:

Улыбка …

Взгляд …

Походка …

На более высоких ступенях обучения усложняются творческие задания, расширяется их круг.

Приведу примеры из III и IV классов:

  1. составление плана наблюдений природы с последующей целью: написать сочинение о признаках наступления весны, итог наблюдений – беседа и составление коллективного плана сочинения: отбирается материал, определяется композиция, подготавливаются языковые средства.
  2. Написание свободного сочинения.
  3. Обнаружение ошибок самим учеником. Моделирование типа ошибки, обозначение ее каким-либо символом, например, подчеркнуть ошибку.
  4. Изобретение языковых игр и правил игры, а также игра в эти игры: различные кроссворды, быстрый подбор слов по какому-либо признаку, например, на одну букву; на составление двустиший и четверостиший; на изобретение загадки.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать (Тайна возбуждает творчество – так сказал А.Эйнштейн). творчество всегда самодеятельно. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

Глава 2.

Мастерская письменного творчества, как один из приемов развития творческих способностей учащихся.

Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

В связи с этим понятен интерес к выявлению индивидуальных особенностей каждого.

Школа призвана оказывать индивидуально-ориентированную помощь детям в реализации базовых первичных потребностей, без чего невозможно ощущение природной “самости” и человеческого достоинства. Кроме того, она создает условия для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помогает ребенку в духовном и творческом самовоплощении.

Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. В решении данной проблемы мне помогает педагогическая технология, получившая название “мастерской”. Эта технология позволяет включить в учебный процесс каждого ученика: ученик строит собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои творческие способности, ученик думает, изобретает, создает, творит, самореализуется. Это не просто новая технология, но и новая философия образования.

Педагогическая мастерская имеет свои принципы, алгоритм работы, но больше сего мне нравится, что финалом мастерской является рефлексия - анализ своего пути, успеха и неуспеха, своего состояния, своих ощущений

В педагогической мастерской учителя и учащиеся расстаются со своими традиционными ролями, и это становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса, источником межличностных отношений, становится единство самосознания, воображения, свободы выбора, независимой воли, и ответственности каждого за все услышанное, воспринятое, пережитое, совершенное.

Принцип эмпатического слушания, который лежит в основе мастерской, предполагает, что мы слушаем, чтобы понять другого человека и посмотреть на вещи с его позиций, чтобы проникнуть в систему его представлений и ценностей.

Принцип равенства в мастерской, имеется в иду не только равенство условий, но и равенство в способности быть самими собой всех участников процесса.

В мастерской дети начинают прислушиваться к самим себе, постигать свой внутренний мир, пытаются понимать себя. Происходит осмысление законов человеческого бытия, самооценка собственных действий, результатов. Задача ведущего – создать условия для самовыражения, проявление индивидуальности учащихся, разбудить в них желание ценить различия в каждом человеке. Только в таком взаимодействии мы способны признать ограниченность собственного восприятия, открыть для себя богатейшие возможности общения с сердцами и умами других.

Эта важная особенность мастерской позволяет считать ее также рефлексивной технологией, так как в ней у учащихся зарождается потребность в знаниях о самих себе. Сейчас мы часто встречаемся с идеей, что рефлексия – неотъемлемая составляющая часть урока. Если ученик пассивен, то о рефлексии не может быть и речи.

Внимание к тому, что в нас происходит, действие ума над самим собой, над своим опытом возможно при одном условии, если мы ее осознаем. Пережив движение чувств и мысли, можно говорить об их динамике. Так начинается процесс самосознания - настоящая движущая сила в саморазвитии ребенка. Данная технология требует прежде всего гуманистической философии учителя, в основе которой – личностно-ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности.

Мастерская - это новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания исполнение абсолютно свободное. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, затем эти знания обогащаются знаниями соседа по парте. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой партой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп. В отличие от урока на мастерской выстраиваются знания, но не даются, не передаются, поэтому, возможно, что так до конца занятия и не прозвучит истина, которую знает учитель.

Итак, система заданий позволит уйти от простой передачи информации. Мастер, включая ребят в поисковую деятельность, расстается со многими методами принуждения, с жестким надзором за каждым шагом ученика. Исчезает один из вечных школьных страхов – страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль.

Мастерская заканчивается рефлексией. Это “знание о собственном сознании”, самоисследование, самоанализ, это необходимейший этап мастерской, который дает возможность каждому осмыслить не только затруднения в ходе работы, но и те неожиданные действия, которые реализуются подчас.

Суть мастерской, ее отличие от урока можно понять, лишь “против” ее, т.е., пропустив через свой опыт и сознание.

Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению уверенность в себе.

Творчество является стержнем гуманизации, причем творит не только ученик, но и учитель.

Преподаватель создает повторяющуюся инвариантную систему педагогических действий и средств, применяемую в определенном порядке для достижения результата.

Использую форму педагогических мастерских, пришла к такому выводу:

    • хороший учитель не тот, кто лучше всех учит, а тот, кто лучше все учит. если я начну учиться вместе с детьми, у меня появится моральное право учить.
    • Учитель должен помочь ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, показать ему результат его творчества, перспективы роста.
    • Дать возможность моделировать ситуацию, максимально приближающую учебную задачу к субъекту, решающему ее. Это позволяет развивать навыки межличностного общения, дает импульс к творческому началу учения, формирует у учащихся уверенность в себе, самоуважение, самооценку.

Творческая мастерская письма “Школа” (открытый урок в 4 классе).

Цель урока: коснуться глубинных слоев духовной жизни личности; поиск и выбор пути познания свободного взаимодействия; общение и обмен информацией.

Ход урока: Здравствуйте, мои друзья! Здравствуйте, наши дорогие гости!

Вот он день наш долгожданный.
Наконец-то он пришел
Очень сказочный, желанный
До чего же хорошо!
Ребята, какой сегодня день настал для нас?
Сегодня день рождения нашей родной школы.

И этот урок мы посвятим нашей школе, мы откроем маленькую тайну русского языка, будем интересно работать, фантазировать, помогать друг другу, слушать ответы одноклассников.

Индуктор:

    1. Прислушайтесь к себе, своему сердцу. Вспомните нашу школу именинницу, коридор, по которому вы ходите, двор, где вы играете, спортзал. Где вы занимаетесь, учителей, которые вас учат. В нашей школе звучит много слов. Вспомните самое теплое слово, которое согревает сердце, душу. Запишите это слово на листок.
    2. Произнесите вслух что записали.
    3. На доске пишется слово “школа” (включается музыка).
    4. Вслушайтесь, всмотритесь в этом слово. Запишите его на свой листок, а в столбик напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о школе.

    5. Произнесите вслух те слова, которые захотелось произнести.
    6. Послушайте отрывок стихотворения Суслова “Все начинается со школьного звонка” (читает учитель). Запишите запомнившиеся вам слова.
    7. Произнесите вслух слова, которые вам больше всего понравились.
    8. Перелистайте картины вашей маленькой жизни.
    9. Я называю картины, а вы записывайте с столбик слова, которые у вас возникают. “мой дом”, “праздничный стол”, “новый год”, “первый снег”, “интересная книга”, “наш класс”, “моя любимая книжка”.

    10. Закончите предложение: “Мне в школе…”, “Мне в классе интересно…”, “Моя школа…”, “Я люблю…”, “Я хочу…”
    11. Обменяйтесь листочками и прочитайте самое интересное предложение о школе.
    12. Представьте себе поляну, на ней большая развесистая лиственница. Это дерево “Аал луук мас”, которому с давних пор поклоняются наши предки-якуты. Под деревом сидит мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой вы только сможете ему задать. Сформулируйте свой вопрос по группам. Представьте своего мудреца. Задайте ему вопрос и попробуйте на них ответить.
    13. Ответы на вопросы.
    14. Социализация:

    15. На доске написаны слова: небо, окошко, звонок, свет, дорога, лес, речка, перемена, зима, солнце, урок, книги, хохот, утро, песня, трава, человек. Я предлагаю вам из всех слов выбрать два: одно “горячее”, другое “холодное”. Затем запишите на листе эти два слова рядом. В первом столбике следует написать слова, сходные по смыслу, во-втором, слова, которые либо имеют с данным одно окончание, либо получаются из данного заменой какой-либо буквы или слога.
    16. Обмен листочками с соседом. Допишите соседу свои слова близкие состоянию вашей  души.
    17. Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на своем листочке с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.
    18. Под музыку начинается творчество. Сегодня вы подумаете и увидите, в чем заключается письменное творчество. Вы все будете иметь возможность писать, чтобы понять этот процесс как бы изнутри. Запомните, все способны писать.
    19. Чтение написанного. Обмен листочками (сосед может что-то дописать).
    20. Чтение.
    21. Рефлексия. Пожелания нашей школе (твое состояние во время работы). Я прошу высказать свои ощущения во время работы.