Урок-взгляд по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Разделы: Литература


Тема: "У кого нет памяти, нет жизни".

Эпиграф: "Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится".

Цели:

- на материале повести В. Распутина "Прощание с Матерой" содействовать формированию у ребят умения разбираться в психологии личности (на образе бабки Дарьи);
- продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно - следственные связи;
- способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно - проблемных вопросов;
- ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;
- способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;
- чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.

Оборудование:

1. Тексты
2. Эпиграф на доске
3. Портрет писателя
4. Музыкальный фон
5. Пиктограммы учащихся
6. Схемы ценностей учащихся и героев повести В. Распутина "Прощание с Матёрой".

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Игра - разминка "Черты характера".
III. Беседа - установка на восприятие темы.
IV. Беседа по содержанию.
V. Работа со словарной статьёй.
VI. Пиктограммы.
VII. Обобщение.
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Комментарий оценок.
X. Домашнее задание.

Слово учителя.

Сегодня мы продолжим разговор о замечательном русском советском писателе, нашем современнике, лауреате Государственной премии СССР - В. Распутине и о его произведении "Прощание с Матёрой". Земляк Распутина, писатель М. Сергеев рассказывает: "Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть - Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её - лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином…
В 1937 году, когда родился В. Распутин, река была поуже, улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного гаражанина, учившегося в Иркутском университете, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров".

Вопросы по психологии.

- О каких общечеловеческих ценностях говорит нам В. Распутин? (О совести, о родине, о смысле человеческой жизни, о душе, о памяти).
- Каждый из нас выбирает ценностные ориентации из наличной культуры. Но это не означает вовсе, будто наши предпочтения жестоко сопряжены с тем, что принято в данной культуре. Напротив, многие люди обращаются к арсеналу общечеловеческих идеалов, радикально отличаются ценности, принятые, скажем, сегодня.
- Как вы понимаете ценности современного человека? Что означает понятие ценность?

Ценность - представление о том, что свято для человека, его убеждений и предпочтения, выраженные в поведении. Незыблемую, сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, без чего человек не мыслит полноценной жизни.
Каждый человек не только выбирает ценности. Он придаёт им различную значимость, т.е. выстраивает в определенной иерархической системе. Ценности определяют наше поведение…

Проведём игру - разминку "Нравственные ценности личности". (Участники игры становятся в круг. Один из участников называет своё качество. С помощью рукопожатия передаёт очерёдность. В результате - все участники группы должны назвать те нравственные качества, которыми они обладают и затем показать это в триаде).

- Какие ценности вам ближе по духу, мы посмотрим по вашим триадам. (Истина. Добро. Красота. Вера. Надежда. Любовь. Равенство. Братство. Человеческое достоинство).
- Ценности - родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжёлых жизненных испытаний.

Вопросы по литературе.

- Как вы считаете, если писатель постоянно думает о совести, о душе человека, о нравственности, вправе мы ожидать выражения этих забот в его творчестве?
- Давайте вдумаемся в слова В. Распутина: "Какие беспокоящие вопросы писателя, он доверяет своим героям?" (Покажите на примерах).
Писателя волнуют такие вопросы: "Для чего живёт человек? Зачем? Для какой пользы?"

  • Интересно, куда денется её жизнь? - думала старуха Анна из последнего срока. Знать хотя бы, зачем и для чего она жила, топтала землю и скрючивалась в веревку, вынося на себе любой груз? Зачем? Только для себя или для какой - то пользы ещё? Кому, для какой забавы, для какого интереса она понадобилась?"

  • Старая Дарья из "Прощание с Матёрой" спрашивала себя и не могла ответить: "Кто знает правду о человеке: зачем он живёт? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради того чего - то ещё? Вечным ли будет это движение?"

  • Герой очерка "Вверх и вниз по течению", наслаждаясь, красотой вечера у реки недоумевает: "Почему так много времени мы проводили в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это моё, что без этого нельзя жить? и почему забываем, что именно в такие минуты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?"

- В чём мы убеждаемся, вслушиваясь в эти вопросы, волнующие В. Распутина? (В том, что каждый нормальный человек не может не ставить эти вопросы и не задумываться над ними).
- Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова. А какой вы запомнили распутинскую Матёру? (Ответы учащихся).

  • Мне видится Матёра такой. Вот он остров, надёжно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать, - решил тот, кто первым открыл для людей Матеру…

  • Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангара; словно причаливший к Матёре другой остров - Подмогу. На высоком чистом небе хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится мне поля, за ним лес, ближе, у дороги царь - дерево, могучий в три обхвата, листвень.

  • Мне запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды, и вышел оглядеть свои владения хозяин острова…

- Мы видим приметы времени, которые показывают неразрывную связь прошлого и настоящего, грандиозные перемены. В чём они?

  • Бородатые казаки оставили на Ангаре Иркутский острог.

  • Матёра - свидетель жестокого боя между колчаковцами и партизанами.

  • Создавала "коммунию - колхоз".

  • Посылала защищать Родину в годы войны, и осиротела, не дождавшись многих.

  • Масштабы новостроек коснулись и острова: при строительстве ГЭС Матёра подлежит затоплению.

- Ребята, ну а если остров должен быть затоплен, зачем же автору нужно рассказывать читателю, откуда есть и пришла Матёринская земля? Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?
- Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом?

  • Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Нелегко расставаться со своей землёй, но мы то понимаем, что нужно. Мне кажется что, мы должны знать и хранить память о Матёре.

- Гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто.

Вопросы по психологии.

- А что же такое душа?
- Есть ли душа у человека?
- Где она?
- Под душой с древних времён понимают явления, связанные с феноменом жизни - то, что отличает живое от неживого и делает материю одухотворенной.
- А сейчас мы проверим ваше умение работать со словарем дома. Вам необходимо было найти значение понятия души.

  • Душа, понятие, выражавшее исторически менявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии особая нематериальная субстанция, независимая от тела. (Советский энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова стр. 423).

  • Душа - термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией, в представлениях первобытных людей душа рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание). В религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила, имеющая самостоятельное независимое от тела существование в "потустороннем" мире. В идеалистической философии душа отождествляется с тем или иным элементом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля - низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей. В дуалистических учениях душа понимается как нечто изначальное и существующее наряду с телом. (Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова издание четвертое стр. 106).

  • Душевность - характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность. (Атлас по психологии под редакцией М.В. Гамезо, И.А. Домашенко стр. 13).

  • Под душой с древних времён понимают явления, связанные с феноменом жизни - то, что отличает живое от неживого и делает материю одухотворенной.

  • Душа - понятие, которое отражает внутренний мир человека, независимое от тела животворящее и познающее начало.

Задание: при помощи пиктограмм изобразите свои души.
(Демонстрация пиктограмм, сопровождаемая комментарием учащихся).

Вывод: Душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Вопросы по литературе.

- Что конкретно выявляет: кто есть кто? (Отношение к Родине, к родной земле, к малой родине).
- Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается? (Необходимо. ГЭС возводят ради блага людей).
- А вы уверены, что надо было затапливать Матёру? (Отношение к этому автора, Дарьи, Павла).
- Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство - это люди, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете?
- А что бы разрешить наш вопрос обратимся к сцене разорения кладбища? (Учащиеся инсценируют сцену разорения кладбища).
- Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище?
- Как к этому относитесь?
- Так поступать можно?
- Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ?
- Как вы думаете, благо для миллионов и кощунство над десятками - вещи совместимые?
- Чем страшна позиция таких исполнителей как Жук и Воронцов?
- Чем является Матёра для них?

Критик Ю. Селезнёв говорит о земле - Родине и о земле - территории. "Если земля территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю - родную землю, Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин - на земле, на территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая "всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…". Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…".

- Для кого в повести земля - Родина, а для кого земля - территория?
Так кто же нам с вами эта земля, земля тысяч Матёр, земля или территория? Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли и ушли сами по себе - ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли что могли, а там хоть конец света?
Продолжая вопрос о земле, о малой родине мы вновь вернемся к образу бабки Дарьи, стариков, старух и тех, кто старается как можно быстрее уехать с острова.
- Как в чувствах, в поступках героев проявляется отношение к малой родине? К памяти?
- На сколько эти чувства понятны вам?

Работа по группам.

I группа анализирует эпизод отъезда Настасьи и Егора.
II группа анализирует эпизод прощания бабки Дарьи с избой.

- Анализируя эпизод прощания бабки Дарьи с избой, о чём вы думали, к какому выводу пришли?
Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого нет памяти, нет жизни". Разговаривая о повести Распутина, каждый из нас выявил высокий уровень нравственных требований к самим себе.
- А как же нам оценивать Петруху, Клавку Стригунову, Андрея, Павла?

Работа по группам.

I группа - дать оценку поступкам Петрухи и Клавки.
II группа - дать оценку поступкам Андрей и Павла.

Подведение итогов урока.

Завершая сегодняшний урок по повести В. Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине, Родине.

Комментирование оценок за урок.

Домашнее задание.

1. Подготовить чтение стихотворения Сергея Куняева "Валентину Распутину" и ответить на вопрос: "В каких строках стихотворения вы видите личностное отношение поэта к произведению Распутина".
2. Сделать ценностный ориентир Дарьи, Павла, Петрухи, Клавки и Воронцова.