Методика проведения игры на уроках истории в системе развивающего обучения

Разделы: История и обществознание


Цель: сформировать представление о жизни великих ученых, поэтов, мудрецов и других жителей Древней Греции, способствовать развитию образного мышления и логического умения – рассуждать, анализировать, аргументировать позицию от лица участника событий, фантазировать, реконструировать в игровой ситуации историческое событие, имевшее место в действительности

Опережающее задание: поделить класс на 2 команды из наиболее сильных учащихся: “Афиняне” и “Спартанцы”. Повторить материал раздела “Древняя Греция”. Командам подготовить представление, приветствие жюри, приветствие команде – сопернице, домашнее задание (инсценировать работу Народного собрания). (Можно соревнование провести между командами из учащихся двух классов).

Оборудование: 2 оливковых дерева (экран соревнования), оливки (баллы), плакаты с мудростью древних, все оформление с уроков по Древней Греции, колокольчик, названия команд, дипломы командам.

Действующие лица: Муза истории Клио (ведущий), Хранитель времени, ареопаг (в него могут входить старшеклассники, победители олимпиад, учителя), участники игры, музы – Мельпомена и Талия (помощницы ведущего).

Ход игры.

Под греческую музыку входят команды, гости, архонты Ареопага, все участники.

Ведущий (учитель) представляет участников интеллект-игры. Формулирует задачи урока. Напоминает, что этой игрой подводятся итоги изучения истории Древней Греции

Примерное представление команды.

1-й участник: История, словно машина времени, может переносить нас в далекое прошлое. А прошлое это бывает очень интересным! Например, античность. Услышав это красивое слово, мы сразу вспоминаем чудесные мифы, величественные храмы, прекрасные статуи. В Греции родился театр и спорт. Греческие ученые заложили основы многих наук. Там возникли история, геометрия, философия.

Греческая письменность легла в основу современной письменности. Из Греции пришли к нам многие имена и слова (показать плакат с именами и словами).

Представьте, что мы оказались в самом сердце Греции – древних Афинах. “Элладой Эллад” называл этот самый красивый, богатый и славный греческий город историк Фукидид. Жители очень любили Афины и воспевали их красоту в стихах:

Фиалковый венец наш город носит,
И море синее – кайма его одежд.

А сейчас мы познакомимся с теми, кто жил в этой прекрасной стране 26 веков назад.

(Входят остальные участники команды)

Представьтесь, пожалуйста!

Перикл: Оратор и политический деятель – Перикл. Я избирался стратегом в течение 15-ти лет подряд! При мне Афины превратились в культурный центр и самый могущественный город Эллады. А это моя супруга – прекрасная Аспазия. Она пленила меня не только своей ослепительной красотой. Аспазия – самая образованная женщина Эллады и я всегда следую ее советам.

Аспазия: В нашем доме собираются для ученых бесед самые знаменитые эллины. Все они наши друзья. Вот они.

Фидий: Скульптор Фидий. Мои статуи украшают Акрополь, а одна из них даже названа чудом света.

Сократ: Философ – Сократ. Меня называют “мудрейшим из мудрецов”.

Пифагор: Я – Пифагор – отец геометрии. “Число есть начало всех вещей”.

Милон: Атлет Милон. Шесть раз я был победителем Олимпийских игр.

Сафо: Поэтесса Сафо. Я живу на острове Лесбос, а сюда приехала в гости к Аспазии. Мои стихи прекрасны и поэтому меня называют десятой музой. Вообще-то я пишу о любви и природе. Однако, мне очень понравились наши соперники и я посвятила им такие строки:

Чтобы сильных спартанцев победить,
Афинянам очень умными надо быть.
Трудных вопросов не будем бояться,
Мы же пришли сюда состязаться.
Команде спартанцев пожелаем успеха,
Улыбок – жюри, а зрителям – смеха.

Фидий: Мы так же приветствуем высокочтимый Ареопаг.

Достойное жюри, не будь же к нам жестоко –
Учтите наши знания, таланты, внешний вид.
Исправим мы просчеты и мелкие пороки.
Наш боевой задор соперников сразит!

Разминка.

1. Греческий верховный бог (Зевс).
2. Название острова, на котором Дедал сделал крылья для побега себе и своему сыну Икару (Крит).
3. Название горы – места обитания богов (Олимп).
4. Планеты – астрономия, слова – литература, числа – …(Математика).
5. Главный герой “Илиады” (Ахилл).
6. Мифическое существо, полуконь-получеловек (Кентавр).
7. Муза истории (Клио).
8. Имя чудовища, для которого Дедал построил лабиринт (Минотавр).
9. Закон в математике, требующий доказательства (Теорема).
10.Лесные низшие божества, демоны плодородия, составлявшие свиту Диониса. Тело их покрыто шерстью и имеет хвост и копыта (Сатиры).
11. Жена Одиссея (Пенелопа).
12. Царь острова Итаки, участник осады Трои (Одиссей).
13. Сопровождающий ребенка в школу (Педагог).
14. Кто оповестил решение стоявшей перед ним задачи восклицанием: “Эврика!” (Архимед).
15. Места для зрителей, орхестра, скене – все вместе (Театр).
16. Мифические одноглазые великаны (Циклопы).

Конкурс: Узнай мудрого.

Учащиеся должны угадать, а какой личности идет речь. Каждой команде по 3 текста.

1. Я говорил, что ничего не имею, поэтому меня ничего нельзя лишить, и к тому же я ничего не боюсь потерять. Из вещей у меня была только одна кружка, которую я носил и пил из нее воду. Уже стариком я как-то увидел мальчишку, пьющего воду из пригоршни, тогда я воскликнул:

– А я-то, старый дурак, – и выбросил свою кружку.

Афиняне любили меня и почитали как достопримечательность города. Когда мальчишки разбили мою бочку, то горожане наказали их, а мне поставили новую.

Диоген, греческий философ, 400 – 325 гг. до н. э.

2. Я был любимым учеником Платона. Но, усвоив его философию, я решил, что учитель ошибается в самом главном – в вопросе о первооснове мира. Я пришел к выводу, что все вещи существуют сами по себе, безо всяких предшествующих им идей. Мы расстались. Когда меня спросили, почему я покинул Платона, я ответил: “Платон мне друг, но истина дороже”. Я написал огромное количество философских трактатов. Основал свою философскую школу. Она находилась в местности, посвященной богу искусств Аполлону Ликейскому. Слово ликей или лицей стало знаменитым благодаря моей школе. Так называют учебные заведения, в которых обучают по специальной программе.

Аристотель, греческий философ, 384 – 322 гг. до н. э.

3.Я не был философом, меня называют отцом медицины. 17 поколений моих предков были врачами. Я первый обратил внимание на значение психики человека – свойств его души, названных мною темпераментом. Я определил четыре типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Названия типов темперамента и их характеристика сохранились и в современной медицине.

Гиппократ, греческий врач, 460 – 370 гг. до н. э.

4. О моей жизни почти не сохранилось никаких сведений. Уже в средние века появилась моя придуманная биография, и даже роман о моей жизни. Из достоверных древних источников известно, что я был рабом. Благодаря уму я добился свободы. В своих баснях я под видом животных высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали насмешки на свой счет. Чтобы отомстить мне, обиженные люди подложили в мою котомку золотую чашу. Согласно легенде, когда меня схватили, меня должны были казнить, либо я должен был снова признать себя рабом, и тогда мой хозяин уплатил бы штраф, а я сохранил бы жизнь. Я не стал терять свободу и выбрал смерть свободного человека.

Эзоп, греческий баснописец.

5. Я – самый великий и знаменитый поэт всех времен и народов. Я жил, когда у греков не существовало алфавита. И, получается, что я не умел ни читать, ни писать. А созданные мною поэмы пережили все эпохи, они напечатаны большими тиражами, их прочло за несколько тысячелетий огромное количество людей. Я был слепым рапсодом. Рапсодами в Греции называли сочинителей песен и поэм, исполнявших свои произведения под аккомпанемент кифары.

Гомер, греческий поэт.

6. Я был знаменитым философом Древней Греции. Я посетил Египет и Вавилон и постиг древние учения восточных жрецов. Я создал тайный союз своих учеников. Вступающие в него давали пятилетний обет молчания, чтобы сосредоточиться на размышлениях. Я учил, что первоосновой является не вода, а число и гармония чисел. Я был высокого роста, красив и силен. Я даже стал чемпионом Олимпийских игр по кулачному бою. Я первым употребил слово философия, что значит любовь к мудрости. Мне принадлежит и честь первого употребления слова космос. На моем перстне было выгравировано: “Временная неудача лучше временной удачи”, Все знают мою теорему: “Сумма квадратов двух катетов в прямоугольном треугольнике равна квадрату гипотенузы”.

Пифагор Самосский, греческий философ и математик, ок. 580–500 гг. до н. э.

Конкурс: Исторические анекдоты.

Задание: постараться закончить анекдот достаточно близко по смыслу оригинала.

Пример – попытка: Один человек пришел к Аристотелю с нудным длинным рассказом. Наконец он спросил молчавшего все время философа:

– Я не утомил тебя?

Тот ответил:

Нет, я не слушал. (Эту строчку должны воспроизвести близко по смыслу)

1. Дорогой папирус.

Сократа спросили, почему он не записывает свои философские мысли.

Потому, что папирус дороже того, что я могу написать.

2. Почему Диоген не любит людей.

Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил:

Плохих за то, что творят зло, хороших – за то, что позволяют им делать это.

3. Предусмотрительность.

Однажды Диогена спросили:

– Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?

Философ ответил:

Эти люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.

4. Плата за обучение.

Однажды Аристотелю отдали в обучение очень разговорчивого молодого человека. После долгого разговора он спросил у своего наставника, какую плату он возьмет с него за обучение.

– С тебя вдвое больше, чем с остальных, – ответил философ.

– Почему? – удивился тот.

Потому, что с тобой предстоит двойная работа: прежде чем научить тебя говорить, тебя надо научить молчать.

Конкурс капитанов. (По жеребьевке). Задание: угадать героя или героиню рассказа.

Кто она?

Она живет 300–400 лет, хотя известны и долгожители.

Родовое латинское название ее произошло от греческого слова “elaia”. Ее родина – Ближний Восток, откуда ее род распространился в Европу, страны Средиземного моря (Грецию, Италию, Испанию и в Южную Францию).

По одному из мифов, она возникла в результате споров между богом морей Посейдоном и богиней Афиной за право владения Аттикой, одной из провинций Центральной Греции. Было решено, что победит тот, кто принесет лучший подарок людям. Посейдон начал первым. Он ударил своим трезубцем в бесплодную скалу и из нее забил источник соленой воды. Посейдон торжествовал. Но вот Афина взмахнула своим копьем и глубоко вонзила его в землю, и тут появилась она. Боги присудили победу Афине, признав ее дар для людей более ценным.

На протяжении многих веков благосостояние людей и всего государства зависело от ее урожаев. (Ответ: олива).

Кто он?

Его родиной считаются Закавказье и Малая Азия. Оттуда он распространился на прибрежные земли стран Средиземноморья, в том числе и Грецию. В Древней Греции он считался священным и был посвящен любимцу богов Аполлону. В честь Аполлона строились храмы, которые окружались рощами, где он играл главную роль. В греческой мифологии был свой вариант его происхождения. Юный бог любви Эрот, славившийся тем, что мог безнаказанно пронизать своими стрелами сердца богов и простых людей и прививать им любовь и ненависть, решил подшутить над Аполлоном. Он послал одну стрелу, вызывающую любовь Аполлона, а другую, убивающую любовь, в дочь речного бога Пелея – Дафну. Аполлон увидел Дафну, влюбился в нее и стал преследовать. Дафна бросилась бежать, не слушая призывов Аполлона. И вот, когда Аполлон почти настиг Дафну и протянул руки, она превратилась в куст его. Долго печально стоял Аполлон перед кустом и, наконец, вымолвил: “Пусть же венок из твоих листьев украшает мою голову, и пусть никогда не вянет твоя зелень”.

С тех пор уже несколько тысячелетий его венками украшают победителей. От этого слова произошло слово “лауреат”. (Ответ: лавр).

Конкурс красноречивых.

Примерное вступление к конкурсу:

Боги не всякого всем наделяют: не каждый имеет
Вдруг и пленительный образ, и ум, и могущество слова;
Тот по наружному виду внимания мало достоин,
Прелестью речи зато одарен от богов; веселятся
Люди, смотря на него говорящего с мужеством твердым
Или приветливой кроткостью; он украшенье собраний,
Бога в нем видят, когда он проходит по улицам града.

В этом конкурсе соревнуются по одному учащемуся от команды. Каждый должен прочитать отрывок из произведений Гомера “Илиада” или “Одиссея”.

Интеллект – конкурс.

Двенадцать богов – высший совет, насчитывающий 12 имен. Число 12 в античном мире считалось священным.

Задание: на листе перечислено 12 названий богов. Сначала определите имена богов в греческой мифологии, а затем определите соответствующие имена богов в римской мифологии.

Верховный бог, бог неба

Зевс

Юпитер

Бог моря

Посейдон

Нептун

Бог войны

Арес

Марс

Бог света и искусства.

Аполлон

Феб

Бог огня

Гефест

Вулкан

Бог торговли и путешествий

Гермес

Меркурий

Богиня плодородия, жена Верховного бога

Гера

Юнона

Богиня любви

Афродита

Венера

Богиня войны и победы, мудрости

Афина

Минерва

Богиня охоты

Артемида

Диана

Богиня домашнего очага

Гестия

Веста

Богиня земли и сил природы

Деметра

Церера

Последний конкурс – домашнее задание.

Примерное выступление группы с домашним заданием.

1-й: В Афинах не было царей – городом управляли горожане. Однако, ими считались только те афиняне, чьи мать и отец тоже были гражданами. В Афинах жило много приезжих – скульпторов, поэтов, ремесленников, ученых. Очень редко, за особые заслуги перед городом, им давали афинское гражданство. Рассмотрим диаграммы (показывает плакатики). Всего в Афинах при Перикле проживало 400 тыс. жителей. Большую часть составляли рабы, затем приезжие. Гражданами было менее 10 % населения Афин.

2-й: Все вопросы городской жизни решались на Народном Собрании. Оно собиралось каждые 9 дней. Чтобы собрание началось, необходимо было наличие 6 тысяч граждан. А желающих было гораздо больше. Люди стекались на собрание толпами, чтобы увидеть состязания в красноречии, узнать новости.

3-й: Побываем на таком собрании. На нем народ судит Сократа. Сократ был философом. Он все время проводил в ученых беседах с друзьями и молодежью. Его знала вся Греция. Сократа считали самым мудрым человеком в Афинах.

1-й: (Достает колокольчик, звонит). Прошу тишины! Уважаемое собрание! Мы уже обсудили три новых законопроекта и один договор. Теперь на повестке дня – слушание дела Сократа.

4-й: Только что жеребьевкой были выбраны присяжные судьи в количестве 501 человека. Прошу их занять свои места, но сначала подойти ко мне и взять черные и белые бобы для голосования. Обвинители, мы готовы вас выслушать!

5-й: Сократ не признает богов, которых мы все почитаем. Он говорит своим ученикам, что солнце – это преогромный раскаленный шар, а вовсе не бог Аполлон, который разъезжает в огненной колеснице по небу. И будто Луна тоже не богиня Артемида, а другой, уже холодный шар, который отражает свет Солнца. Есть всякие там поэты, которые перекраивают наши мифы. Сократ во сто крат хуже! Он вообще подвергает мифы сомнению! Граждане! Я считаю, что критика нашего наследия недопустима! И вообще, до каких пор этот безбожник будет задавать свои возмутительные вопросы? Он опасен для общества, и его нельзя оставлять в живых. Пусть он задает свои вопросы в царстве Аида.

Сократ: Мне только что исполнилось 70 лет. Я всегда старался жить на благо родному городу. В чем меня упрекают? Да, я люблю истины и поэтому все подвергаю сомнению. Вот почему я задаю много вопросов. Они помогают выяснить суть. А со знаниями связаны и благородные поступки. Если вы знаете, что такое добро, вы не будете поступать дурно.

5-й: Ой, ой, ой! Не учите нас, что такое хорошо и что такое плохо. Мы и так знаем. У нас есть обвинение. Я зачитаю. (Читает). Философ Сократ губит молодежь. Заумными беседами он удерживает юношей возле себя, отрывает их от всяких мероприятий и от семьи. А семья – это ячейка общества. Ее надо беречь. Сократ прививает вкус к размышлениям. А это ни к чему хорошему не приводит. Молодежь перестает уважать отцов и начальников, что очень опасно для нашего полиса. Я призываю всех вынести смертный приговор безбожнику!

Сократ: Да, я старался воспитать юношей добрыми, учил их мыслить самостоятельно. Люди должны сами разбираться, где правда, а где ложь. Ложь дурна, ибо она заражает душу – не ныряй в эту грязную реку, иначе ты непременно запачкаешься.

1-й: Уважаемые граждане! Вы видите сами, что все доводы обвиняемого неубедительны. У нас демократия и, я полагаю, вы добровольно сделаете правильный выбор. Голосуйте за смертную казнь Сократу! Наш дом – Афины, и нам не нужны люди, которые подрывают наши порядки. Итак, переходим к голосованию.

( Присяжные подходят и бросают бобы в сосуд)

1-й: Объявляю результаты. В голосовании участвовал 501 человек. Из них 281 голос был за смертную казнь, 220 – против.

4-й: Повинуясь приговору, Сократ бесстрашно выпил чашу с отваром из ядовитой цикуты. Но яд или меч бессильны отправить в небытие тех, кому уготовано бессмертие. Сократ и сейчас беседует с новыми поколениями, хотя и не оставил нам ни одной написанной строчки. Многие его мысли были записаны его учениками.

Вскоре афиняне пожалели о содеянном, обвинители были наказаны, а скульптор Лисипп изваял Сократа в бронзе.

Подведение итогов игры. Все обращают внимание на оливковые деревья: сколько оливок (баллов) на каждом? Вручение дипломов, призов.