Урок-викторина "Роль и значение насекомых в природе и жизни человека"

Разделы: Биология


Урок проходит в виде конкурсов. Для участья формируются 3 команды по 6 человек, остальные – болельщики.

I. Представление команд

Команда “Муравьи”, девиз – “Бессодержательных созданий в мире нет и муравьи вам свой дадут ответ”.
Команда “Жуки”, девиз – “Жуки гудят, скрипят, пищат и победить сейчас хотят”.
Команда “Стрекозы”, девиз – “К борьбе готовы виртуозы, дружны, ловки сегодня мы, стрекозы”.

II. Разминка

Каждой команде задается по 5 вопросов.

Вопросы I команде

1. Как по внешнему виду узнать насекомое?
(1 пара усов, 3 пары ног, 2 пары крыльев, 3 отдела тела)

2. Какая бабочка по ночам грабит ульи? Почему укусы пчел для нее безболезненны?
(Бабочка семейства бражников – мертвая голова; укусы не действуют, т. к. тело ее густо покрыто волосками.)

3. Зачем пчеле вентилятор?
(Для охлаждения и во избежание перегрева улья они машут крыльями, приносят и разбрызгивают воду)

4. Если дневная бабочка крапивница садится под крышу сарая или залетает в комнату днем, что это значит?
(Что будет дождь через 1–2 часа)

5. Благодаря чему мухи держатся на потолке и ползают по оконному стеклу?
(У мухи на лапках присоски)

Вопросы II команде

1. Какие насекомые одомашнены человеком?
(Медоносные пчелы, тутовый шелкопряд, ранее тля – кошениль и дубовый шелкопряд)

2. Какой жук, почуяв опасность, встает на голову?
(Жук-чернотелка, бомбардир)

3. Кто из насекомых является настоящим виртуозом в полете?
(Стрекоза-коромысло голубое)

4. С помощью каких насекомых человек борется с насекомыми-вредителями?
(Жужелица, божья коровка, наездник, муха-журчалка)

5. Из кого состоит пчелиная семья? Чем они отличаются друг от друга?
(Матка, трутни, рабочие пчелы; отличие в размерах и выполняемых функциях)

Вопросы III команде

1. Сколько видов насекомых обитает на Земле? Каковы среды их обитания?
(2 000 000 видов; обитают повсюду – в воздухе на высоте 1 500–2 000 м, в пресных и морских водоемах, в почве, во всех растениях и животных)

2. Как спасаются насекомые?
(Мухи, бабочки, стрекозы – улетают;
осы, пчелы, шмели –жалят;
жуки – убегают;
кузнечики – прыгают;
клопы, божьи коровки, бронзовики – выделяют жидкость с отвратительным запахом)

3. Какие насекомые являются переносчиками заболеваний человека?
(Малярийный комар переносит малярию;
муха – дизентерию, холеру, дифтерит;
вши – сыпной и возвратный тифы
тараканы – дизентерию, холеру)

4. Какой вред приносят жуки–щелкуны?
(Личинки проволочника вредят посевам сахарной свеклы, кукурузы, моркови, картофеля, пшеницы; живут личинки в почве 2–3 года)

5. Какие насекомые–санитары вам известны?
(Жуки-могильщики, трупоеды)

За каждый правильный ответ учащиеся получают 5 очков.

III. Конкурс “Найди ошибку”

От каждой команды приглашают по 2 человека, учитель читает, а учащиеся должны найти ошибку. (За этот конкурс высший бал - 5 очков.)

Текст. “Приближается август. На лесных опушках и полянах пестреют цветущие растения. На одном из них мы увидим бабочку павлиний глаз, на красноватом фоне крыльев у нее ярко выступают темно-синие круглые пятна. Вдруг подлетела синица и схватила бабочку. Мы прошли дальше и чуть не разорвали паутину, которую сплел паук-тарантул. В его сети оказалось два жука: доломедес и серебрянка. В траве слышалась песня самки кузнечика. Прекрасный день выдался, сколько всего увидели”.

(бабочка павлиний глаз имеет предостерегающую окраску и не склевывается птицами, паук-тарантул не плетет сеть, доломедес и серебрянка – водные пауки и не относятся к насекомым, стрекочут самцы-кузнечики)

IV. Конкурс художников (зоошутка)

От каждой команды приглашают по 3 человека. Задание состоит в том, чтобы определить, из каких частей разных насекомых составлено это фантастическое животное.

(За этот конкурс высший бал - 10 очков.)

Рис. 1

Ответы на зоошутку: голова мухи, сяжки жука-навозника, хоботок бабочки, переднеспинка пчелы, брюшко стрекозы, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья махаона.

V. Конкурс “Зоологический музей”

От каждой команды приглашают по 1 человеку (за этот конкурс высший балл – 5 очков).

Участник должен попробовать себя в качестве экскурсовода. Включается видео, идут кадры о разных отрядах насекомых, звук отключен, озвучивают участники. Побеждает тот, кто правильно и интересно справится с данным заданием.

VI. Конкурс “Поймай насекомое”

От каждой команды приглашают по 2 человека, с помощью магнитика они ловят вырезанные картинки с изображениями насекомых (использовалась детская игра “Поймай рыбку”), кто в течении 2х минут сумеет больше всех поймать и назвать их, зарабатывает 5 очков в этом конкурсе.

VII. Кроссворд

Рис. 2

(Кроссворд оценивается в 10 очков.)

По горизонтали:

3. Жалящие насекомые, строящие бумажные гнезда.
5. Мелкие летающие кровососы.
6. Лохматые любители меда.
7. Полужесткокрылые, часто с неприятным запахом.
9. Крупноглазые летающие насекомые с сетчатыми крыльями.
11. Домашние добытчики меда.
14. Короткоусые родственники кузнечиков.
15. Жесткие насекомые.
16. Муравьиные хищники.
17. Паразиты человеческого тела.

По вертикали:

1. Мелкие скачущие паразиты.
2. Прекрасные летающие насекомые.
4. Зеленоглазые “кусаки”.
7. Крупные прыгающие усатые насекомые.
8. Строители муравейников.
10. Кухонные жильцы.
12. Растительные “кровопийцы”.
13. Двукрылые “подлизы”.

Ответы на кроссворд

По горизонтали: 3. Осы. 5. Комары. 6. Шмели. 7. Клопы. 9. Стрекозы. 11. Пчелы. 14. Кобылки. 15. Жуки. 16. Львы (муравьиные). 17. Вши.

По вертикали: 1. Блохи. 2. Бабочки. 4. Слепни. 7. Кузнечики. 8. Муравьи. 10. Тараканы. 12. Тли. 13. Мухи.

VIII. Конкурс болельщиков

За каждый правильный ответ болельщики получают 1 очко.

Пока команды отгадывают кроссворд, болельщикам предлагается ответить на вопросы:

1. Из членистоногих только насекомые имеют органы выделения в виде …?
(Мальпигиевых сосудов.)

2) Развитие личинок божьих коровок происходит с …?
(Полным превращением.)

3) Назовите жуков имеющих предостерегающую окраску?
(Клопы-солдатики, бронзовики, жужелицы, божьи коровки.)

4) С помощью каких насекомых происходит опыление растений?
(Бабочек, пчел, шмелей, муравьев.)

5) Какие жуки получили свое название от известных крупных млекопитающих и почему?
(Жук-олень – за “ветвистые” рога,
жук-носорог – за твердый вырост в виде рога,
слоники – за ротовые органы в виде хоботка.)

6) Кого называют “пчелиным волком”?
(Роющая оса для своих личинок запасает медоносных пчел.)

7) Какое насекомое слышит ногами?
(Кузнечик.)

8) Всегда ли самцы и самки комаров питаются одинаковой пищей?
(Нет, в период размножения самка ищет теплокровных животных, чтобы напиться крови, необходимой для созревания яиц.)

9) Почему при укусе комара ощущается зуд?
(Ядовитая слюна, попав в ранку, вызывает этот зуд.)

10) Назовите насекомых – вредителей полей, садов, лесов.
(Поля – капустная белянка, свекольный долгоносик, жук “кузька”, озимая совка, колорадский жук; лес – парный и непарный шелкопряд; сад – тля, яблоневая плотожерка, яблоневый цветоед.)

IX. Следствие ведут “нюхачи”

От каждой команды приглашают по 1 человеку, который разбирается в запахах.

Кусочки губки имеют запахи (мяты, укропа, хрена, апельсина). Если правильно назовите все запахи, то из их первых букв составляется название насекомого.

(Муха – отряд двукрылые.)

X. Подведение итогов

Награждение победителей и болельщиков, которые набрали больше всего очков.

Задания вопросники составлены при помощи использования литературы:

1. В. Сабунаев Занимательная зоология, – Ленинград: Детская литература, 1976 г.
2. В. В. Нестеров Зоовикторина, – М.: Просвещение, 1969 г.
3. В. А. Алексеев 300 вопросов и ответов о животных, – Ярославль: Академия развития, 1997 г.