Программа комплексной реабилитации "Счастливый ребенок"

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Работа с родителями


Современные интенсивные формы обучения детей, рост психоэмоциональных перегрузок, ухудшение социально-экономического состояния населения, усиление внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе все это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей и подростков.

При отсутствии лечения могут развиться хронические формы заболевания, часто сочетающиеся с серьезной психопатологией. Поэтому необходимо проводить своевременное выявление и коррекцию таких состояний, тем более что существуют недорогие и эффективные методы терапии.

Данная программа рассчитана на помощь семьям, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. В программе собраны лучшие традиционные и современные методики психокоррекционной работы:

  • она опирается на идеи педагогики Марии Монтессори;
  • исследования Шелдона и Шейлы Левис известных американских специалистов в области психологических аспектов здоровья;
  • исследования профессора Игоря Брязгунова, углубленно занимающегося изучением отклонений в поведении детей;

Программа предусматривает круглосуточное пребывание детей в группе и реализуется по двум направлениям:

  • реабилитация детей в специально созданных условиях типа: полный
    пансион,
  • параллельная реабилитация родителей, т.е. специальное обучение
    родителей методике поведенческой психотерапии.

Работу по программе должен осуществлять коллектив, включающий:

  1. высококвалифицированных педагогов со специализацией психологов,
  2. специалиста-дефектолога,
  3. специалиста-врача-психоневролога,
  4. социального педагога,
  5. специалиста по физической культуре, владеющего приемами нетрадиционного оздоровления,
  6. музыкального руководителя.

Режим дня группы “Счастливый ребенок”

Время

Мероприятия

7.00

Пробуждение.

7.00-7.30

Гигиенические процедуры

8.00

Гимнастика, утренний ритуал “Благодарение дню”

8.30

Совместная утренняя трапеза

9.00 - 10.00

Психокорекционные занятия

10.00-11.30

Динамическая прогулка в любую погоду.

11.50

Фитотерапия (аромотерапия, музыкотерапия)

12.00

Совместная обеденная трапеза

12.30

Психотерапевтические беседы

13.00 -15.00

Дневной сон

15.10

Оздоровительная пробежка или гимнастика.

15.30

Витаминный стол

16.00

Час Лечебной педагогики

17.00

Прогулка-поход в любую погоду.

18.30

Совместная вечерняя трапеза.

19.00

Час Лечебной педагогики перед сном

20.00

Вечерний ритуал “Благодарение друзьям”, гигиенические процедуры.

21.00

Засыпание.

Сетка занятий группы “Счастливый ребенок”

Ритуалы группы “Счастливый ребенок”.

Ежедневные:

  1. Благодарение дню
  2. Совместная трапеза
  3. Психотерапевтические беседы.
  4. Час лечебной педагогики.
  5. Прогулка в любую погоду.
  6. Благодарение друзьям.

Еженедельные:

  1. Театральный понедельник.
  2. Динамическая игротека по вторникам.
  3. Сладкий вечер по средам, дискотека.
  4. Музыкальный четверг.
  5. Пятничный круг, дискотека
  6. Трудовой десант по субботам.
  7. День отдыха по воскресеньям, дискотека.

 В начале 1ой недели в среду вечером ритуал “Знакомство”,

  • В конце 4ой недели в пятницу вечером ритуал “Целый месяц позади”,
  • В конце 4ой недели в воскресенье вечером Праздник - прощания с
    приглашением родителей

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ

Составитель:

Кадырова Ирина Альбертовна - воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ “Детский сад № 49”.

Занятия данного рода призваны:

  1. Способствовать укреплению здоровья детей, профилактике простудных заболеваний.
  2. Обеспечивать осознанное усвоение детьми материала, включающего сообщение знаний о значимости составных элементов движения, их взаимосвязи, знакомство с закономерностями выполнения двигательных действий.
  3. Развивать активность детей по охране и укреплению собственного здоровья через использование элементов валеологии.

Структура занятия “Оздоровление”.

Вводная часть.

Создание бодрого настроения, подготовка детского организма к двигательной деятельности.

  • Дыхательная гимнастика – научить детей дышать через нос, подготовить дыхательную систему детей к предстоящей нагрузке.
  • 1-2 упражнения гимнастики “Маленьких волшебников” – оказать благотворное воздействие на внутренние органы, вызвать ощущение легкости, радости.
  • Упражнения на профилактику нарушения осанки – принятие правильного положения позвоночника.
  • Разные виды ходьбы и бега – подготовить сердечную мышцу, мышцы рук, плечевого пояса, икроножных мышц.

Основная часть.

Обучение детей общим способам действия в разных видах движения, развития самоконтроля над своими действиями.

ОРУ, ОД, ПП включающие:

  • Упражнения на профилактику осанки “Золотой комплекс”,
  • Упражнения на профилактику плоскостопия,
  • Элементы самомассажа,
  • Пояснения педагога о пользе выполнения того или иного упражнения.

Заключительная часть.

Восстановление (саморегуляция) эмоционального психофизического состояния детей, снятие мышечного напряжения, осознание детьми своих ощущений.

  • Пальчиковая гимнастика - развитие мелких мышц руки,
  • Гимнастика для глаз - профилактика близорукости, укрепление глазных мышц.
  • Мышечная, дыхательная релаксация - саморегуляция организма ребенка.
  • Познавательные беседы с детьми с элементами валеологии (о позвоночнике, о легких и т.д.)

СТРУКТУРА ДИНАМИЧЕСКОЙ ПРОГУЛКИ.

(На основании рекомендаций М.А.Руновой)

Динамические прогулки призваны:

  1. Научить детей получать удовольствие от физических нагрузок на свежем воздухе в любую погоду, удовлетворить их естественную потребность в движении;
  2. Сформировать у детей потребность находиться на улице не менее Зх часов ежедневно с целью оздоровления организма и повышения двигательной активности;
  3. Совершенствовать двигательные навыки и физические качества детей;
  4. Совершенствовать умения детей ориентироваться в реальном пространстве с помощью плана и выделять схему пути;
  5. Воспитывать любовь и эстетическое отношение к окружающему миру, природе;
  6. Воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь.

Виды прогулок:

  • Прогулка-поход;
  • Прогулка на основе подвижных игр;
  • Прогулка-экскурсия;
  • Прогулка-аттракцион;
  • Сюжетно-игровая прогулка.

Структура прогулки-похода: (ежедневно по утрам в течение 1,5 часов)

  1. Подготовка к прогулке и сбор у здания ДОУ – 15-20 минут.
  2. Движение до основного места прогулки.
  3. Крайстренинг, подвижные и спортивные игры.
  4. Самостоятельная деятельность детей
  5. Возвращение

Структура сюжетно-игровой прогулки: (в пятницу)

  1. Сюрприз-загадка (письмо, ребус, пиктограмма, карта, шарады).
  2. “Вперед – к приключениям!” – выполнение задания.
  • Крайстренинг.
  • Преодоление естественных препятствий.
  • Подвижные игры.
  • Задания для развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления.

3. “Задание выполнено!” – выход из проблемной ситуации, подведение итогов.

Структура прогулки-похода, рассчитанной на целый день: (суббота)

  1. Подготовка к прогулке и сбор у здания ДОУ – 15-20 минут.
  2. Движение до основного места прогулки.
  3. Привал, разведение костра.
  4. Подвижные игры.
  5. Наблюдения за природой, самостоятельная деятельность.
  6. Чаепитие.
  7. Игры-развлечения, конкурсы, пение песен у костра.
  8. Возвращение.

СТРУКТУРА ТРЕНИНГА МОТОРИКИ

(На основе рекомендаций Л.А.Сиротюк “Коррекция интеллекта дошкольника”)

Занятия по развитию моторики призваны:

  • совершенствовать движения рук, развивая психические процессы;
  • формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом;
  • выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей деятельности его мозга.

Задачи данного вида занятий:

  1. Научить детей управлять своим телом, контролировать свои действия.
  2. Развивать точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук.
  3. Развивать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие.
  4. Развивать воображение и творческие способности детей.
  5. Развивать межполушарное взаимодействие для улучшения мыслительной и речевой деятельности.
  6. Помочь адаптироваться леворукому ребенку в “праворуком мире”.
  7. Развивать чувство уверенности в себе.
  8. Профилактика нарушения зрения.

Структура занятия:

1. Вхождение.

• Коммуникативная игра на сплочение.

2. Основная часть.

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Пальчиковые игры с использованием стихов, скороговорок, потешек.
  • Упражнения для развития координации глаз.
  • Развитие графической моторики: рисование по трафаретам, штриховка, графический диктант.
  • Ручной труд: оригами, игры с бумагой, вышивание, рисование, бисероплетение.
  • Упражнения для развития межполушарного воздействия.
  • Коммуникативные игры на развитие тактильных ощущений.
  • Игры с мелкими предметами: с палочками, спичками, резиночками, веревочками.

3. Заключительная часть.

  • Развитие координации глаз.
  • Самомассаж.
  • Телесно-ориентированные игры.

СТРУКТУРА ЧАСА ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ В 16 ЧАСОВ.

Составитель:

Кадырова Ирина Альбертовна - воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ “Детский сад № 49”.

Вводная часть:

  • Этический заряд - развивать у детей положительное эмоциональное отношение к себе и сверстникам, установление доверительной связи, способствующей профилактике стрессов, перенапряжения.

Основная часть.

  • Элементы гимнастики “Маленьких волшебников” с самомассажем – развивать умение детей быть здоровыми, добрыми.
  • Решение проблемных этических задач – сформировать у детей необходимые алгоритмы общения и поведения, умения использовать их в изменяющихся ситуациях, находить варианты выхода из проблем.
  • Психофизические упражнения – снятие у детей эмоционального, физического напряжения.
  • Подвижные игры на развитие общей и мелкой моторики.

Заключительная часть.

  • Свободное рисование под музыку.
  • Заключительная релаксация – расслабление и регулирование нервной
    системы.

В 19 ЧАСОВ.

Вводная часть.

  • Медиативные игры типа Хатха-йога - развитие умения быть спокойными, умение оценивать себя и свои поступки.

Основная часть.

  • Психогимнастика. Развивать умение регулировать свое эмоциональное состояние, доброжелательно относиться к себе и сверстникам.
  • Ситуация выбора. Трудотерапия, ролевые игры, чтение сказок с этической направленностью.

Заключительная часть.

  • Задушевная беседа о прошедшем дне. Развивать умение анализировать поступки, выделять в них положительные и отрицательные моменты. Пожелания на следующий день.
  • Заключительная релаксация. Расслабление и регулирование мышечной и нервной системы.
  • Оздоровительно-гигиенические процедуры, обязательно включающие душ.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Составитель:

Голубцова Светлана Леонидовна - музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МДОУ “Детский сад №49”.

(На основе работы В.И.Петрушина “Музыкальная психотерапия” и программы Е.Рыбак “Вместе”)

Каждое занятие представляет собой цепочку игр и этюдов, объединенных единым сюжетом и игровым пособием.

1. Музыкальная психотерапия.

Музыкальные формулы самовнушения призваны способствовать гармонизации внутреннего мира ребенка.

2. Коммуникативные игры.

Развитие у детей чувства уверенности в себе. Предоставление детям возможности самостоятельно проявлять себя в общении с окружающими.

3. Артикуляционно-фонетическая гимнастика, ритмические и
интонационные игры со словом и звуком.

Развитие артикуляционного и голосового аппарата. Научить детей выслушивать, помогать, поддерживать других в решении поставленных задач.

4. Решение “трудной ситуации”.

Формирование положительного отношения к окружающим, сбалансированных эмоций, способности к волевому усилию.

5. Пение.

Снятие эмоциональной закрепощенности, развитие певческих навыков.

6. Музицирование, импровизации, слушание-восприятие.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера. Развивать воображение и творческие способности детей.

7. Хороводы, народные игры, игры с пением.

Создание положительного эмоционального тонуса.

8. Психологические этюды.

Успокоить детей, вернуть детей из мира фантазий, сказок в реальный мир, настроить на другой вид деятельности.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО РИТМИКЕ.

Составитель: Голубцова Светлана Леонидовна - музыкальный руководитель

  1. квалификационной категории МДОУ “Детский сад №49”.

(На основе методических рекомендаций Е.Дубровской “Раз ступенька, два ступенька...)

1. Упражнения под музыку.

Закреплять умение детей в передаче музыкальных основ средствами выразительных движений, согласовывать их с характером музыки.

2. Разминка.

Развивать мышцы шеи, плечевого пояса, плеча, рук, ног. Учить чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса. Развивать кисти рук.

3. Психогимнастика.

Формировать умение преодолевать двигательный автоматизм. Учить расслаблять мышцы. Развивать внимание, память.

4. Танцы, пляски, хороводы.

Совершенствовать танцевальные движения, разнообразить их лексику. Учить детей овладевать танцами, вводить элементы балетного и современного массового танца.

5. Танцевально-игровое творчество.

Способствовать развитию творческого потенциала каждого ребенка. Поощрять придумывание собственного игрового образа персонажа. Учить изображать в импровизациях изменения в музыкальном образе.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Составитель: Голубцова Светлана Леонидовна - музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МДОУ “Детский сад №49”. (На основе рекомендаций Т.Н.Дороновой “Развитие ребенка в театрализованной деятельности”).

1. Коммуникативные игры.

Игры на знакомство; игры-миксеры; игры на понимание и сплочение, игры-состязания, творческие задания.

Познакомить детей друг с другом, узнать как можно больше друг о друге, выявить лидеров, сплотить коллектив.

2. Знакомство с сюжетом.

Выбор музыкального материала и спецэффектов.

Вызвать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать в коллективе сверстников.

3. Работа над ролью:

  • Психогимнастика – учить выражать различные эмоции, отображать положительные и отрицательные черты характера.
  • Постановка отдельных мизансцен – знакомство с понятийным театральным словарем. Развивать творческое воображение, учить согласовывать свои действия с действиями партнера.

4. Репетиционное выступление.

Способствовать возникновению ощущения значимости каждого ребенка в коллективной театрализованной деятельности.

5. Домашнее задание.

Изготовление костюмов, атрибутов, декораций.

Репертуар театрального сезона:

  • Сентябрь – Игрища – “Праздник урожая”;
  • Октябрь – “Зов предков”;
  • Ноябрь – “Осенины”;
  • Декабрь – “Праздник Елки”;
  • Январь – “Рождественская сказка”;
  • Февраль – “Валентинов день”, “Мальчишник”, “Масленица”;
  • Март – “Мамуары”, “Девичник”;
  • Апрель – “Пасхальный перезвон”;
  • Май – Игрища – “Белые ночи”;
  • Июнь – “Маленькая Страна”;
  • Июль – “Купальские чудеса”;
  • Август – “Звездная дискотека”.

СТРУКТУРА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКЕ.

Составитель: Голубцова Светлана Леонидовна - музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МДОУ “Детский сад №49”. (На основе программы Ж.Е.Фирилевой и Е.Г.Сайкиной “Са-фи-дансе”)

1. Игроритмика.

Основа для развития чувства ритма, двигательных способностей, координации движений.

Учить выполнять движения под музыку, соответственно её структурным особенностям и средствам музыкальной выразительности.

2. Игрогимнастика.

Основа для освоения ребенком различных видов движения, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. Включает: строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

3. Игротанцы.

Направлены на формирование танцевальных движений.

4. Танцевально-ритмическая гимнастика.

Представлена образно-танцевальными композициями.

5. Игропластика.

Нетрадиционная методика развития мышечной силы и гибкости. Упражнения дают возможность свободно выражать свои эмоции, обретая открытость и внутреннюю свободу.

6. Пальчиковая гимнастика.

Основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук.

7. Игровой самомассаж.

Основы закаливания и оздоровления.

Упражнения способствуют формированию сознательного отношения к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

8. Музыкально-подвижные игры.

Игры на определение динамики, темпа и характера музыкального произведения.

9. Креативная гимнастика.

Направлена на развитие выдумки, творческой инициативы с применением нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр.