Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии

Разделы: Биология


Урок: Свойства и функции белка.

Цели: Развивать мышление учащихся и умение устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения свойств и функций белка. Развивать практические умения постановки цитологических опытов при изучении денатурации белка и установлении роли белков ферментов. Развивать умение делать выводы на основе практических работ, развивать умение самостоятельно получать информацию из дополнительных источников(просмотр видеофильмов). Развивать умение структурировать материал. Воспитывать умение работать в паре, воспитывать аккуратность учащихся при выполнении и оформлении практических работ и записей в тетради.

Оборудование: Фрагменты видеофильмов, "Иммунитет", "Мышцы", "Строение крови", "Пауки". На каждую парту набор: Инструктивные карточки к практическим работам, штатив, пробирки (6 шт.), кусочки картофеля (вареного и сырого), кусочки мяса, перекись водорода, яичный белок, спиртовка, спички, держатель, тест. Таблица - "Белки", модели структуры белка, лучинка, термины, большие листы бумаги, скотч.

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы.

Белки называют так же протеинами, термин "протеин" образован от греческого слова proteo, что обозначает - первостепенный, введен Мулдером. Это подчеркивает важность данного класса веществ. Как вы думаете, почему белки получили такое название?
Какие структуры белка вам известны? Укажите мне жестом название структуры модели белка, которую я вам покажу. (Количество пальцев)
Как вы думаете, может ли структура белка измениться при изменении внешних факторов?

III. Практическая работа №1.  Денатурация белка.

Выполняется под контролем учителя. Вывод формулируется и записывается самостоятельно. После выполнения работы учащимся предлагается проверить ее результаты, сверившись с выводом, который был заранее написан на доске, но закрыт.

Денатурация - свойство белка менять свою структуру при изменении внешних факторов.

Порядок выполнения работы.

1. Прилить воду к яичному белку.
2. Встряхнуть до образования однородного раствора.
3. Оценить свойства белка (прозрачность, растворимость, агрегатное состояние).
4. Отлить раствор в пустую пробирку.
5. Зажечь спиртовку и нагреть полученный раствор белка.
6. Оценить свойства белка (прозрачность, растворимость, агрегатное состояние).
7. Сделать вывод в тетради:

а) Что явилось причиной денатурации?
б) Что произошло в результате денатурации?(См. Пункт 3, 6)
в) Обратима ли данная денатурация?

IV. Объяснение нового материала.

Оформление немой схемы на доске.

Начинаем заполнять с необратимой денатурации. Демонстрируется фрагмент фильма про паука. Дети устанавливают связь свойства с функцией. Обратимая денатурация, дети должны сделать вывод о сигнальной функции.

Демонстрация фрагмента "Иммунитет". Предлагается ответить на вопросы: Какой процесс показан? Как называются белки? Каково свойство данных белков? Какова функция данных белков? (Вопросы выписаны на доске) При ответе заполняется схема.

Демонстрация фрагмента "Мышцы". (Ответы на вопросы, заполнение схемы). Только ли движение наших мышц, обеспечивает это свойство белка? (стр.109)

Демонстрируется фрагмент "Строение крови". (Ответы на вопросы, заполнение схемы). Свойство присоединения веществ может давать возможность выполнения еще одной функции - каталитической. Что такое катализатор? Ферменты - биологические катализаторы. Каталаза - фермент ( термины на доске). Объяснение функции каталазы, уравнение реакции Н2О3 --> Н2О + О2 (коэффициенты расставляют учащиеся)

V. Практическая работа №2. Фермент - каталаза.

Выполняется под контролем учителя. Вывод формулируется и записывается самостоятельно. После выполнения работы учащимся предлагается проверить ее результаты сверившись с выводом, который был заранее написан на доске, но закрыт.

Порядок выполнения работы.

1. Прилить перекись водорода в пробирку с сырым картофелем. Что наблюдаете?
2. Прилить перекись водорода в пробирку с вареным картофелем. Что наблюдаете? Почему?
3. Прилить перекись водорода в пробирку с кусочком мяса. Что наблюдаете?
4. Напишите вывод в тетрадь:

а) Что такое каталаза? Какую функцию она выполняет?
б) В каких клетках (растительных, животных) она находится?
в) Почему в вареном картофеле каталаза не проявляет свою функцию?

VI. Тест и проверка результатов теста.

Выбрать один или несколько правильных ответов из предложенных.

Свойства и функции белка.

1. Денатурация это -

а) свойство белка изменять свою структуру под действием температуры и других факторов.
б) расщепление белка до аминокислот.

2. Денатурация может быть:

а) обратимой,
б) необратимой.

З. Все ферменты по своему химическому составу являются:

а) белками,
б) жирами,
в) углеводами.

4. Фермент расщепляющий перекись водорода называется:

а) гемоглобин,
б) фибриноген,
в) каталаза.

5. Транспортная функция белка возможна благодаря свойству:

а) присоединения веществ,
б) сократимости,
в) денатурации.

6. Каталаза присутствует в

а) растительных клетках,
б) животных клетках.

7. Двигательная функция белка проявляется при:

а) сокращении мышц,
б) разрушении перекиси водорода,
в) движении листьев у растений.

Критерии оценки.

  • нет ошибок - 5;
  • 2 ошибки - 4;
  • 3 - 4 ошибки - 3;
  • более 4 ошибок - 2.

Тест пишется под копирку, копия остается у ученика, оригинал сдается учителю. Учитель просит поднять руку тех, кто, как они считают, написал на пять, четыре, три. Таким образом сразу создается полная картина проделанной работы.

VII. Домашнее задание.

§22, стр. 108-109. Выписать функции белка, которые не были разобраны на уроке.