Когда уходит детство, или Юноше, обдумывающему житье

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


К вопросу о самовоспитании

Мы понимаем, что воспитание социально устойчивой личности определяется воздействием общества на подрастающего человека в целях формирования качеств личности, необходимых для функционирования и развития человека и общества в целом. Важнейшим принципом воспитания является системный подход, одним из условий реализации которого является формирование воспитательного пространства. Дидактическая (обучающая) система является его частью.

Работа по активизации самовоспитания - это обширная область педагогического творчества. Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, развивает вкус к созданию собственной личности. Такая педагогическая работа требует от педагога деликатности, высокого уважения к ребятам, завоевания их доверия. Самовоспитание по сути своей - добровольное дело. Нельзя требовать от школьников обязательного участия в нем. Я как педагог лишь предлагаю какую - то область, в которой ребята могут ставить себе самозадачи:

  • развитие волевых качеств;
  • совершенствование стиля общения в группе;
  • развитие навыков планирования своих дел и т.д.

Активизация волевых качеств, стиля общения, эмоциональной выразительности входит как составная часть в работу педагога по коррекции отрицательных состояний и стремлений. В ходе организации самовоспитания учитель с помощью методик изучения личности, наблюдений, определяет индивидуальные психологические особенности своих подопечных, входит в курс жизненных ситуаций подростка, сложившихся дома и в школе. Один из наиболее трудных моментов в активизации самовоспитания - обеспечение его систематичности. Подростки склонны заниматься многими делами наскоками, нерегулярно. Задача педагога -помочь учащемуся научиться планировать свою деятельность: ставить разумные цели и намечать пути их реализации. Я разработала ряд философско - этических занятий, призванных вызвать у подростков стремление к самосовершенствованию.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам фрагменты разработки одного из подобных занятий.

Основная проблема

  • Проблема свободы и выбора в жизни человека.

Главная цель

  • Помочь в осознании своего “Я”.

Педагогические задачи

  • Помочь скорректировать, в случае необходимости, свое поведение;
  • Научить предвидеть дальнейший ход жизненных событий;
  • Научить осмысливать роль поступка в общей судьбе;
  • Научить свободно выстраивать жизнь.

Образовательный продукт

  • Рефлексия по теме урока.

В ходе занятия учащимся предлагается

  • Поразмышлять над высказываниями великих людей о предназначении человека;
  • Подумать о своем собственном предназначении;
  • Заполнить таблицу, поместить в нее свою фотографию (если занятие проходит в компьютерном классе) и сохранить для потомков;
  • По мере знакомства с материалами урока, подростки высказывают свое мнение, согласие или несогласие по отдельным моментам, задают вопросы учителю и своим одноклассникам.

Занятие состоит из нескольких страниц, каждая из которых предваряется определенным высказыванием и снабжена рисунком. Каждый ученик имеет весь набор страниц в печатном варианте или на дисплее компьютера. Обсуждением руководит учитель.

Страница № 1

Кто ты? Откуда ты? Куда ты идешь?

Вопрос ночного сторожа на кладбище,
который очень озадачил молодого Шопенгауэра.

Информация к размышлению

Топот и ржание: как в заставке программы Российского телевидения вы видите мчащуюся повозку с кучером на облучке, запряженную лихими лошадьми. Это – ВЫ, если считать, что лошади – это ваши Чувства и Желания, кучер – Ум, а повозка – ваше Тело. А теперь самое главное – Хозяин этого экипажа имеется, но он беспробудно спит. Кто же управляет этим странным экипажем? Иногда – Близкие люди, Авторитеты, Мораль, Власть…А чаще всего экипажем не управляет никто: он едет туда, куда тянут его Желания – лошади.

Куда несешься ты, птица – тройка?

Чего ждете вы от жизни, каковы ваши цели?

Варианты ответов:

  • день прошел, к смерти ближе – слава тебе господи (вариант моей бабушки);
  • цель жизни – сама жизнь;
  • твои варианты.

Страница № 2

Детский сад или Кто что выбирает

С аборигеном Детского сада играть в логику все равно, что читать лекции наркоману в период ломки: его глаза стеклянны, и сверх того, что ему нужно, он не примет от тебя ничего. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА… Я тут ни при чем – во всем виноваты обстоятельства. И так всегда: хочется, не хочется, потянуло, взбрело, наехало, привязался, отвык… Камень тянет к земле, а Васю к Маше. Или к бутылке. Или к беседке. Какая разница, к чему, но тянет – и это является Законом.

Главный объяснительный принцип обитателя Детского сада – “так получилось”.

Намотай на ус

Огиньский – польский композитор – человеком был незаурядным, когда он был маленьким, раскапризничавшись, ударил одного из слуг. Его воспитатель велел ему встать на колени перед обиженным и поцеловать ему ноги, прося прощения. Когда мальчик вырос, он поставил памятник своему учителю.

Дейл Карнеги предлагает вести список глупых поступков, которые вы совершаете, и критиковать себя. Это поможет вам решить самую сложную проблему – проблему управления собой.

Страница № 3

Путь в тысячу миль начинается с одного шага

(Лао Цзы)

Подумайте и скажите, что вы собираетесь сделать, допустим, после этого занятия или же завтра.

Варианты ответов

  • начну обливаться холодной водой; подарю цветы своей девушке;
  • выпью пивка; перекрашу волосы и сделаю яркий макияж;
  • буду сам делать домашние задания;
  • ваши варианты.

А теперь давайте поразмышляем, что может стать последствием отдельного планируемого вами поступка к концу дня, через неделю, месяц, год, к концу жизни в случае его повторения.

  • Сегодня выпил пивка, завтра, а послезавтра захотелось чего-нибудь покрепче…. Знакомо?
  • Сегодня порешал, завтра почитал, послезавтра выступил на конференции…

Такое тоже может иметь место в твоей жизни.

Наблюдая за собой, вы можете заметить привычный образ мыслей и действий, которые могут быть вредными и от которых вы хотели бы избавиться. Вы можете уничтожить вредную привычку, заменив ее другой, полезной. Вы можете делать ошибки и возвращаться к старым привычкам, но важно не сдаваться. Осознайте, как стать господином своих привычек, чтобы ваши привычки были для вас полезными слугами.

Намотай на ус

Чарльз Фрост, знаменитый сапожник из Вермонта, решил посвящать один час в день научным занятиям и в результате сделался одним из самых выдающихся математиков в Соединенных Штатах, приобретя, сверх того, завидную известность и в других областях знания.

Страница № 4

Загляни-ка в себя

Заполнив следующую таблицу, попытайтесь проанализировать через призму ваших поступков свои привычки, качества вашей личности. Но сначала ответьте на вопрос.

В чем вы видите смысл вашей жизни?..........................................................

…………………………………………………………………………………….

Кем быть?

Я хочу стать:………………………………………………..

Поступки, которые

 

приближают меня к цели: тормозят или делают невозможным осуществление желаемого:
Часами сижу у телевизора; 1….. 1….
Играю на компьютере; 2….. 2…..
Болтаю по телефону; 3…. 3….
Много читаю; 4…. 4….
Самостоятельно что-то изучаю… 5…. 5….
и т. д. и т. д. и т. д.

Каким быть?

Качества, которые

  помогают мне добиться цели: тормозят или делают невозможным осуществление желаемого:
Эгоизм 1…. 1….
Честность 2…. 2….
Оптимизм 3…. 3….
Трудолюбие 4…. 4….
Лживость 5…. 5….
Пессимизм 6…. 6….
Ответственность 7.... 7....
Инициативность 8.... 8....
Доброта… 9.... 9....
и т. д. и т. д. и т. д.

Представь себе: ты достиг желаемого – что это даст тебе и окружающим людям?

Что для тебя важнее: “Кем быть?” или “Каким быть?”

Как вы думаете, какими принципами руководствуются окружающие вас люди, делая, допустим, карьеру?

Варианты ответов…………………………………..

Страница № 5

Сделайся необходимым для мира – и человечество будет давать тебе хлеб

Эмерсон

Добиваясь поставленной цели, можно руководствоваться принципом “Не навреди другому”, а можно - “Цели оправдывают средства”.

А вы, выстраивая свою жизнь, каким принципам следуете?

Задумывались ли вы об этом?

Подведем итоги нашему разговору.

Обратимся к таким философским понятиям “как свобода внутренняя” и “свобода внешняя”.

Внешнюю свободу человек расширяет, в основном, в борьбе с другими – отсюда войны, грабежи….

Для того чтобы раздвинуть границы внутренней свободы, надо бороться с самим собой, но, расширяя свою внутреннюю свободу, мы тем самым раздвигаем и границы свободы внешней – самосовершенствование приводит к появлению новых возможностей: появляются дополнительные источники доходов…

Как труднее добиться успеха в жизни: через расширение свободы внутренней или внешней? Как это происходит в реальности?

Прочитайте следующие высказывания великих о жизненных приоритетах.

  • “Современный человек, ищущий внутреннего удовлетворения, должен преодолеть три большие суеты: богатства, славы, власти” (Лин Ю – тан).
  • “Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преобразование души” (Флоренский).

Какое из них ближе вам по духу? Почему?

 Страница № 6

Завершение...

Наше общение подошло к концу... Мне было приятно работать с вами. Я попрошу вас ответить на следующие вопросы:

  1. Что вы узнали нового?
  2. Считаете ли вы подобное занятие целесообразным и нужным? Если да, то почему? Если нет, то почему?
  3. Что вам понравилось, а что нет?

Буду признательна за искренние ответы.

Заканчивая наше занятие, я хочу вам пожелать:

Мудро используйте свою способность выбирать.

Всем спасибо. Всего хорошего.

Учить детей “властвовать собой” - это способствовать формированию социально устойчивой личности в современных условиях, поскольку именно этим определяется готовность человека к созидательному труду, взаимодействию с окружающим миром, коллективизму и принятию общественных ценностей.